Историческая энциклопедия Сибири III

Н. Халбаев. В разные годы СК Бурятии возглавляли Д.Д. Аюшеев, Б .Б . Ямпилов, Б .О . Цырендашиев, Б .Б . Дондоков, А.А. Андреев, с 2004 — П.Н. Дами- ранов. В СК Бурятии в наст, время представлены 3 поколения бурят, и рус. музыкантов —композиторов и музыковедов (всего 13 чел.). В 1942 организовано Новосибирское отд-ние СК (пред. правления М.И. Невитов), объединившее компо­ зиторов Зап. Сибири, Хакасии и Алтая. В его создании участвовали эвакуир. из Москвы композиторы Г.В. Сви­ ридов, К.В. Молчанов, М.И. Блантер, В.В. Щербачев, О .Б . Фельдман. В 1946 оно преобразуется в Сиб. межобл. отд-ние СК с центром в Новосибирске, с 1951 — Сиб. отд-ние (орг-ция) Союза композиторов (СО СК). Руководителями СО СК в разные годы были А.П. Но­ виков, К.Н. Нечаев, В.С. Левашов, А.Н. Котлярев- скийу А.Ф. Муров , Г.Н. Иванов , Ю.И. Шибанов, с 1996 —пред. правления Ю.П. Юкечев. Значит, роль в становлении СО СК сыграл А.П. Новиков (1909—79) — один из основателей орг-ции, ответ, секр. в 1940-е гг., пред. правления в 1970-е гг., создатель и худ. рук. ансамбля песни и пляски СибВО (1939—63), худ. рук. Сиб. рус. народ, хора (1969—79), авт. многочисл. песен, вокально-симф. произв., музыки для оркестра рус. народ, инструментов и др. В годы войны большая группа композиторов работала в Иркутске — украин. мастера М.И. Вериковский, В.Я. Йориш, Л.С. Гуров, Ю.С. Мейтус, иркутянин Г.Э. Ланэ. До кон. 1980-х гг. Сиб. организация СК, будучи самой круп, в регионе, имела всесиб. значение. В 1960 в ней состояло 11 чл., в 1980 —22 (14 композиторов), в 1989 —31 (20 композиторов), в 1995 —34 чл. (22 ком­ позитора). 1-й пленум СО СК (апр. 1950) стал смотром творчества сиб. композиторов —Новосибирска (В. Ле­ вашов, А. Новиков, М. Невитов, К. Нечаев, В. Денб- ский, П. Вальдгардт), Иркутска (Г. Ланэ, Ю. Матвеев), Томска (Е. Корчинский), Алтая (А. Анохин, А. Ильин). В 1960—80-е гг. регулярно проводились тематич. плену­ мы и семинары, посвящ. развитию муз. жанров (симф. и камер, музыке, хоровому искусству), обсуждению творчества сиб. авторов из городов региона; конф. и симпозиумы по проблемам муз. критики, совр. музыки, муз. культуры народов Сибири и Д. Востока, творчества сиб. композиторов и т. д. Особое внимание в деят-ти СО СК уделялось музыке народов Сибири. В окт. 1978 состоялся пленум, посвящ. творчеству композиторов народов Сибири (Тувы, Бурятии, Якутии, Хакасии, Алтая). В 1984 в связи с нач. работы над «Памятниками фольклора народов Сибири и Д. Востока» в СО СК была организована фольклор, комиссия. Стали прово­ диться выезд, концерты, пленумы (в Барнауле, Томске, Омске, Кемерове), фестивали и т. д. В фестивале «Па­ норама сибирской музыки» (февр. 1987) участвовали 6 композитор, орг-ций —Сибирская (Новосибирск, Томск, Омск, Барнаул), Красноярская, Бурятская, Тувинская, Якутская и Дальневосточная. Развитию композитор, творчества в регионе во мн. способствовало создание класса композиции в Новосибирской гос. консерватории (1959, рук. проф. М.А. Гозенпуд, затем Г.Н. Иванов). Его 1-м выпуск­ ником стал А.Ф. Муров, впоследствии изв. композитор и педагог. В кон. 1950-х —нач. 1960-х гг. заметным становится творчество таких композиторов, как А. Чыргал-оол, Р. Кенденбиль — в Туве, Б. Ямпилов, Ж . Батуев, Д. Аюшев — в Бурятии. Начинается творч. деят-ть Н. Берестова и Г. Комракова в Якутии, С. Манжигеева — в Бурятии. В последующие десятилетия в Сибири по­ является значит, число молодых композиторов — вы­ пускников Ленинградской, Уральской и Новосибирской консерваторий. Это X. Дамба, Б. Нухов, В. Тока — в Туве, А. Андреев, Г. Дашипылов, Ю. Ирдынеев, Б. Цырендашиев — в Бурятии, С. Белоголов, 3. Сте­ панов, В. Кац —в Якутии, Г. Челбораков —в Абакане, К. Лакин —в Томске. В 1960—70-е гг. лицо сиб. музыки определяли, помимо названных, композиторы Ю .И. Шибанов, Ю.П. Юкечев, Ю.Е. Ащепков, О.Б. Иванов, Г.Я. Го- берник (Новосибирск), Е.Н. Кравцов, В.Г. Пешняк (Барнаул), В.А. Усович (Улан-Удэ), В .Ф . Павлов (Иркутск). Значит, группа композиторов появилась в кон. 1970-х —1-й пол. 1980-х гг. в Красноярске в связи с открытием Ин-та искусств (см.: Красноярская гос. академия музыки и театра)'. В. Бешевли, Б. Иофис, О. Меремкулов, О. Проститов, В. Сенегин, И. Юдин. В Иркутске начали работать М. Шмотова и Л. Янковская. Заметные приращения в композит, сообществе Сибири произошли во 2-й пол. 1980-х —1990-е гг.: А. Дериев, С. Тосин, А. Попов, С. Кравцов, Р. Столяр (Ново­ сибирск), В. Пономарев, Э. Маркаич, С. Пучинин, С. Анисимов, Е. Чихачёв (Красноярск), К. Туев (Ке­ мерово), В. Ксенофонтов, К. Герасимов, А. Самойлов, П. Иванова, П. Старостин (Якутск), Ю. Орлов (Омск), А. Прибылов, Б. Дондоков, П. Дамиранов, Л. Санжи- ева, Е. Олёрская (Улан-Удэ) и др. В кон. 1970-х — 1980-е гг. орг-ции композиторов создаются в Туве, Якутии, Красноярске, Омске. Первым пред. правления СК Тувы (1978) стал композитор А.Б. Чыргал-оол. В 2002 в тувин. СК входили 12 чел. (композиторы и музыковеды), пред. правления — Е.К. Карелина. Якутский СК (1979) возглавил З.К. Степанов, 1-й композитор-якут (окон­ чил Новосибирскую консерваторию в 1972 по классу Ю.П. Юкечева). Среди соч. З.К. Степанова — симф. циклы, симф. пьесы и поэмы («Сказка старика», 1973; «Ритуальный танец шамана», 1976; «Весенние голоса», 1980; «Зов солнца», 1982; фантазия «Танец Удаганки», 1989), опера «Колыбельная песня», кантата «Встреча с Ойунским», камерно-инструм. произведения, хоры и др. В 2006 СК в Якутии объединял 12 чел. (7 компо­ зиторов и 5 музыковедов). Традиц формы деят-ти нац. СК: творч. встречи, концерты, конкурсы, фестивали (напр. «Музыкальное лето в Туве»), выезды в отдален, р-ны своих республик. 1-м пред. правления Красноярской орг-ции СК (1983) был О.И. Меремкулов, с 1997 —О.Л. Прости­ тов. Первонач. она объединяла 9 чел., на 2007 в ней насчитывалось 17 чел. (11 композиторов и 4 музыкове­ да). В 1980—90-е гг. СК Красноярска развернул актив, деят-ть. На пленумах, науч.-практич. конф., кроме муз. проблем, обсуждались вопросы культ, развития региона. В числе мероприятий —отчет, концерты в Москве, Дни красноярской музыки в Ленинграде, фестивали совмест. с чешек. (1986) и болгар. (1989) композиторами, «Пано­ рама сибирской музыки в Красноярске» (1990). Музыка краснояр. композиторов звучала на съездах СК России (1995, 2000, 2005), регулярно проводятся творч. вечера и концерты в Красноярске, в т. ч. благотворительные. Издан 1-й компакт-диск (соч. Ф. Веселкова, В. Поно­ марева, Э. Маркаича, И. Беловой, О. Проститова). По инициативе СК прошли регион, конкурсы юных композиторов «ЗушрЬошасиз т1е^ег» (2003, 2005, 2006), последний конкурс посвящен 100-летию со дня рождения Д. Шостаковича. Омская орг-ция СК (1987) возникла по инициа­ тиве композитора И.М. Хейфеца (пред. правления в 1988—91). К сер. 1990-х гг. она насчитывала 9 чел. С 1995 входит в Урало-Зауральское объединение СК России (Екатеринбург, Челябинск, Пермь, Омск) как Омская-Зауральская орг-ция СК России. К 2006 (пред.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2