Историческая энциклопедия Сибири III
об-во (РТО), с 1932 —Всероссийское театральное об-во (ВТО). В 1986 на XV съезде ВТО принято решение о создании Союза театральных деятелей РСФСР (с 1992 — СТД РФ). С 2001 союз именуется «Союз театральных деятелей Российской Федерации (Всероссийское теат ральное общество)» (СТД РФ (ВТО)). Председателем СТД в 1986—96 был народный артист СССР М. А. Улья нов, с 1996 —народный артист России А.А. Калягин. Мест, орг-ции СТД (ВТО) во мн. городах страны открылись в кон. 1930-х — 1940-е гг., в т. ч. в Кеме рове (1939), Новосибирске (1943), Томске (1945), Красноярске и др. С 1921 существует омская орг-ция СТД (возникла как отд-ние РТО). На базе регион, отд-ний работают б-ки, театр, музеи, дома актера. СТД осуществляют творч. и просвет, работу, направленную на повышение худ. мастерства деятелей театра, пропа ганду театр, искусства. Оказывают соц. поддержку и мат. помощь актерам, ветеранам сцены, выступают в кач-ве соучредителей и организаторов различ. театр, фестивалей, конкурсов, семинаров и конференций и др. мероприятий. Среди них: ежегодные театр, фестивали и смотры-конкурсы в Кузбассе («Кузбасс театральный»), Красноярском кр. («Театральная весна», «Итоги сезо на»), Томской обл. («Маска»), Иркутской обл. («Алые паруса» для молодеж. любит, театров), междунар. фестиваль театр, школ «Сердце Азии» (1999, Барнаул ), междунар. фестиваль пластики и пантомимы «Мимолет» (1999—2002, Иркутск ), междунар. фестиваль проф. независимых театров Сибири и Урала «ЗИэ-АКега» (с 2000), межрегион. фестиваль «Сибирский транзит» (с 2001), открытый театр, фестиваль-конкурс «Золотой конек» в Тюмени (с 1998), фестиваль «Молодые театры России» в Омске (2003, 2004), всерос. театр, фестиваль «Надежда России» (Кемерово, 2004) и др. Новосибир ское отд-ние СТД проводит ежегод. конкурс на лучшие работы в области театр, искусства с вручением премии «Парадиз» по 17 номинациям. Кемеровское отд-ние СТД учредило премии для актеров и техн. работников театров Кузбасса, проводит смотр-конкурс «Лучшая роль сезона», конкурсы театр, молодежи. Ежегодный (с 1998) актер, конкурс проводит СТД в Тюмени и т. д. Популярны регион, фестивали театр, капустников («Апрельские тезисы» в Новосибирске, «Мартовская гусеница» в Кемерове и др.), конкурсы «Поют артисты драматических театров». При домах актера создаются эксперим. творч. коллективы, театр, антрепризы; про водятся театроведческие конференции, симпозиумы, творч. встречи, выставки и т. д. Лит.: Новосибирск: Энциклопедия. Новосибирск, 2003. Л.М. Г1истина СОЮЗЫ КОМПОЗИТОРОВ (СК), обществ.-творч. орг-ции, объединяющие композиторов и музыковедов с целью создания благоприят. условий для сочинения музыки, ее пропаганды и распространения. СК в СССР возникли в связи с пост. ЦК ВКП(б) от 23 апр. 1932 «О перестройке литературно-художественных организа ций». 1-е СК организованы в Москве и Ленинграде, поз же в столицах ряда республик, круп, культур, центрах. В апр. 1948 состоялся 1-й Всесоюз. съезд композиторов, принявший устав и избравший рук. органы союза. Бес сменным рук. СК с 1948 был Т.Н. Хренников — ген. секр., 1-й секр. правления (с 1957), пред. (с 1990). СК СССР (до 1957 —Союз сов. композиторов) прекратил существование в 1991 после распада СССР. В 1960 со здан СК РСФСР (СК России), объединивший компози тор. орг-ции, уже существовавшие в городах, областях, краях РСФСР. Рук. СК России были Д.Д. Шостакович (1960—68), Г.В. Свиридов (1968—73), Р.К. Щедрин (1973-90), с 1990 - В.И. Казенин. В 2005 СК России объединял св. 40 гор. и регион, отд-ний. В Сиб. регионе в кон. XX в. существовало 7 муз.- творч. союзов с центрами в Новосибирске (1942), Красноярске (1983), Омске (1987), Иркутске (1997), Улан-Удэ (1940), Кызыле (1978), Якутске (1979) и творч. содружество композиторов в Кемерове (1999). В 1960 основана Дальневосточная орг-ция СК, объеди нившая композиторов Хабаровска , Благовещенска , Владивостока. До XX в. на тер. Сибири случаи создания муз. произведений европ. типа были единичными. Ряд соч. принадлежит жившему в 1828—32 в Тобольске ссыльному композитору А.А. Алябьеву. В 1830-х гг. писал музыку композитор и дирижер, ссыльный граф К. Волицкий, выпускник Парижской консерватории, авт. оперы на текст П.П. Ершова «Сибирский день» (1837), музыки к спектаклю «Удачный выстрел, или Гусар учитель» (пьеса Я.И. Чернявского и декабриста Н.А. Чижова), концертино для трубы, танц. пьес. Отд. произведения сочиняли музыканты-любители из среды декабристов. В нач. XX в. композит, творчество в Сибири при обрело развитые формы. Муз. сочинения создавались регентами церк. хоров: П.И. Ивановым-Радкевичем, Ф. Мясниковым, М.С. Алтабасовым, С.Д. Саватеевым и др. В 1900-е гг. уроки фортепиано в муз. классах Владивостокского собрания приказчиков вел композитор А. А. Антонаковский, учившийся в Киевском муз. уч-ще Имп. Русского музыкального об-ва. Сохранился гимн «Славься, царь миролюбезный!», посвящ. 300-летию Дома Романовых, написанный омским композитором С. Синиговым. Яркой творч. личностью 1-й трети XX в. являлся живший в Томске , затем на Алтае А. Б. Анохин — этнограф, муз.-обществ, деятель, хормейстер и компози тор. Его наследие составляют сольные и хоровые песни, вок.-инструм., инструм. и муз.-сценич. произведения («Талай-хан» и «Хан-Эрлик», сюита «Хан-Алтай» для хора и струн, оркестра). В 1920—30-х гг. самодеят. авторами, как русскими, так и представителями корен, народов Сибири, сочи нялись массовые песни. Инструм. пьесы, муз.-театр, композиции создавали композиторы М. И. Невитов, К.Н. Нечаев, П.П. Вальдгард, Г.Э. Ланэ, П.М. Бер линский, В.И. Морошкин, М.Н. Жирков. К 1930—40-м гг. относится зарождение бурят., ту- вин., якут, композитор, школ. У истоков этих процессов стояли рус. композиторы, работавшие в русле традиций отеч. музыки и обогащавшие их интонациями, свойст венными фольклору народов Сибири. Осваивая этот опыт, молодые композиторы корен, этносов шли по пути синтеза нац. мелоса с европ. формами муз. мышления. В Туве нач. период формирования композитор, школы связан с деят-тью дирижера и композитора Л. Израй- левича (работал в республике в 1941-43), композитора и фольклориста А. Аксенова, дирижера и композитора Р. Мироновича, приехавших в Кызыл в 1943. В эти годы делали 1-е шаги тувин. композиторы А. Чыргал-оол, Р. Кенденбиль (см. Тувинская музыкальная культу ра). В становлении якут, композитор, школы в 1940-е гг. существенна роль М. Жиркова и группы командиро ванных в республику столич. композиторов: Л. Белого, Г. Гамбурга, В. Гейгеровой, Ю. Крейна, Г. Литинского А. Лошпана, М. Мееровича, М. Мильмана, Н. Пейко и др. (см. Якутская музыкальная культура). В Абака не с 1942 активно работал фольклорист и композитор А.А. Кенель. Первой регион, орг-цией стал Союз композиторов Бурятии (1940), в состав к-рого вошли композиторы: П.М. Берлинский (пред., 1940—46), В.И. Морошкин, Н.Н. Тихонов, Д.Д. Аюшеев, Ж.А. Батуев, Б.Б. Ямпи- лов, композиторы-мелодисты А. Бардамов, Ч. Генинов,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2