Историческая энциклопедия Сибири III

об-во (РТО), с 1932 —Всероссийское театральное об-во (ВТО). В 1986 на XV съезде ВТО принято решение о создании Союза театральных деятелей РСФСР (с 1992 — СТД РФ). С 2001 союз именуется «Союз театральных деятелей Российской Федерации (Всероссийское теат­ ральное общество)» (СТД РФ (ВТО)). Председателем СТД в 1986—96 был народный артист СССР М. А. Улья­ нов, с 1996 —народный артист России А.А. Калягин. Мест, орг-ции СТД (ВТО) во мн. городах страны открылись в кон. 1930-х — 1940-е гг., в т. ч. в Кеме­ рове (1939), Новосибирске (1943), Томске (1945), Красноярске и др. С 1921 существует омская орг-ция СТД (возникла как отд-ние РТО). На базе регион, отд-ний работают б-ки, театр, музеи, дома актера. СТД осуществляют творч. и просвет, работу, направленную на повышение худ. мастерства деятелей театра, пропа­ ганду театр, искусства. Оказывают соц. поддержку и мат. помощь актерам, ветеранам сцены, выступают в кач-ве соучредителей и организаторов различ. театр, фестивалей, конкурсов, семинаров и конференций и др. мероприятий. Среди них: ежегодные театр, фестивали и смотры-конкурсы в Кузбассе («Кузбасс театральный»), Красноярском кр. («Театральная весна», «Итоги сезо­ на»), Томской обл. («Маска»), Иркутской обл. («Алые паруса» для молодеж. любит, театров), междунар. фестиваль театр, школ «Сердце Азии» (1999, Барнаул ), междунар. фестиваль пластики и пантомимы «Мимолет» (1999—2002, Иркутск ), междунар. фестиваль проф. независимых театров Сибири и Урала «ЗИэ-АКега» (с 2000), межрегион. фестиваль «Сибирский транзит» (с 2001), открытый театр, фестиваль-конкурс «Золотой конек» в Тюмени (с 1998), фестиваль «Молодые театры России» в Омске (2003, 2004), всерос. театр, фестиваль «Надежда России» (Кемерово, 2004) и др. Новосибир­ ское отд-ние СТД проводит ежегод. конкурс на лучшие работы в области театр, искусства с вручением премии «Парадиз» по 17 номинациям. Кемеровское отд-ние СТД учредило премии для актеров и техн. работников театров Кузбасса, проводит смотр-конкурс «Лучшая роль сезона», конкурсы театр, молодежи. Ежегодный (с 1998) актер, конкурс проводит СТД в Тюмени и т. д. Популярны регион, фестивали театр, капустников («Апрельские тезисы» в Новосибирске, «Мартовская гусеница» в Кемерове и др.), конкурсы «Поют артисты драматических театров». При домах актера создаются эксперим. творч. коллективы, театр, антрепризы; про­ водятся театроведческие конференции, симпозиумы, творч. встречи, выставки и т. д. Лит.: Новосибирск: Энциклопедия. Новосибирск, 2003. Л.М. Г1истина СОЮЗЫ КОМПОЗИТОРОВ (СК), обществ.-творч. орг-ции, объединяющие композиторов и музыковедов с целью создания благоприят. условий для сочинения музыки, ее пропаганды и распространения. СК в СССР возникли в связи с пост. ЦК ВКП(б) от 23 апр. 1932 «О перестройке литературно-художественных организа­ ций». 1-е СК организованы в Москве и Ленинграде, поз­ же в столицах ряда республик, круп, культур, центрах. В апр. 1948 состоялся 1-й Всесоюз. съезд композиторов, принявший устав и избравший рук. органы союза. Бес­ сменным рук. СК с 1948 был Т.Н. Хренников — ген. секр., 1-й секр. правления (с 1957), пред. (с 1990). СК СССР (до 1957 —Союз сов. композиторов) прекратил существование в 1991 после распада СССР. В 1960 со­ здан СК РСФСР (СК России), объединивший компози­ тор. орг-ции, уже существовавшие в городах, областях, краях РСФСР. Рук. СК России были Д.Д. Шостакович (1960—68), Г.В. Свиридов (1968—73), Р.К. Щедрин (1973-90), с 1990 - В.И. Казенин. В 2005 СК России объединял св. 40 гор. и регион, отд-ний. В Сиб. регионе в кон. XX в. существовало 7 муз.- творч. союзов с центрами в Новосибирске (1942), Красноярске (1983), Омске (1987), Иркутске (1997), Улан-Удэ (1940), Кызыле (1978), Якутске (1979) и творч. содружество композиторов в Кемерове (1999). В 1960 основана Дальневосточная орг-ция СК, объеди­ нившая композиторов Хабаровска , Благовещенска , Владивостока. До XX в. на тер. Сибири случаи создания муз. произведений европ. типа были единичными. Ряд соч. принадлежит жившему в 1828—32 в Тобольске ссыльному композитору А.А. Алябьеву. В 1830-х гг. писал музыку композитор и дирижер, ссыльный граф К. Волицкий, выпускник Парижской консерватории, авт. оперы на текст П.П. Ершова «Сибирский день» (1837), музыки к спектаклю «Удачный выстрел, или Гусар учитель» (пьеса Я.И. Чернявского и декабриста Н.А. Чижова), концертино для трубы, танц. пьес. Отд. произведения сочиняли музыканты-любители из среды декабристов. В нач. XX в. композит, творчество в Сибири при­ обрело развитые формы. Муз. сочинения создавались регентами церк. хоров: П.И. Ивановым-Радкевичем, Ф. Мясниковым, М.С. Алтабасовым, С.Д. Саватеевым и др. В 1900-е гг. уроки фортепиано в муз. классах Владивостокского собрания приказчиков вел композитор А. А. Антонаковский, учившийся в Киевском муз. уч-ще Имп. Русского музыкального об-ва. Сохранился гимн «Славься, царь миролюбезный!», посвящ. 300-летию Дома Романовых, написанный омским композитором С. Синиговым. Яркой творч. личностью 1-й трети XX в. являлся живший в Томске , затем на Алтае А. Б. Анохин — этнограф, муз.-обществ, деятель, хормейстер и компози­ тор. Его наследие составляют сольные и хоровые песни, вок.-инструм., инструм. и муз.-сценич. произведения («Талай-хан» и «Хан-Эрлик», сюита «Хан-Алтай» для хора и струн, оркестра). В 1920—30-х гг. самодеят. авторами, как русскими, так и представителями корен, народов Сибири, сочи­ нялись массовые песни. Инструм. пьесы, муз.-театр, композиции создавали композиторы М. И. Невитов, К.Н. Нечаев, П.П. Вальдгард, Г.Э. Ланэ, П.М. Бер­ линский, В.И. Морошкин, М.Н. Жирков. К 1930—40-м гг. относится зарождение бурят., ту- вин., якут, композитор, школ. У истоков этих процессов стояли рус. композиторы, работавшие в русле традиций отеч. музыки и обогащавшие их интонациями, свойст­ венными фольклору народов Сибири. Осваивая этот опыт, молодые композиторы корен, этносов шли по пути синтеза нац. мелоса с европ. формами муз. мышления. В Туве нач. период формирования композитор, школы связан с деят-тью дирижера и композитора Л. Израй- левича (работал в республике в 1941-43), композитора и фольклориста А. Аксенова, дирижера и композитора Р. Мироновича, приехавших в Кызыл в 1943. В эти годы делали 1-е шаги тувин. композиторы А. Чыргал-оол, Р. Кенденбиль (см. Тувинская музыкальная культу­ ра). В становлении якут, композитор, школы в 1940-е гг. существенна роль М. Жиркова и группы командиро­ ванных в республику столич. композиторов: Л. Белого, Г. Гамбурга, В. Гейгеровой, Ю. Крейна, Г. Литинского А. Лошпана, М. Мееровича, М. Мильмана, Н. Пейко и др. (см. Якутская музыкальная культура). В Абака­ не с 1942 активно работал фольклорист и композитор А.А. Кенель. Первой регион, орг-цией стал Союз композиторов Бурятии (1940), в состав к-рого вошли композиторы: П.М. Берлинский (пред., 1940—46), В.И. Морошкин, Н.Н. Тихонов, Д.Д. Аюшеев, Ж.А. Батуев, Б.Б. Ямпи- лов, композиторы-мелодисты А. Бардамов, Ч. Генинов,

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2