Историческая энциклопедия Сибири III
повестей «Герой» и «Тоськины женихи», «Сходить на войну», «Наследство». Покончил жизнь самоубийством. Похоронен в Новосибирске. Соч.: Повести. Новосибирск, 1984; Прощание с веселым. М., 1987; Юмористические рассказы. Новосибирск, 1988; Рассказы о прежней жизни. Новосибирск, 1990. Лит.: Перцовский В.С. Николай Самохин. Литературный порт рет. Новосибирск, 1987; Яновский Н .Н . Воспоминания и статьи. Новосибирск, 1991; Добрый талант: Сборник воспоминаний о Ни колае Самохине. Новосибирск, 1999; Мостков Ю .М . В неустанном поиске справедливости. Новосибирск, 2004. Г.Н. Падерин САМПИЛОВ Цыренжап Сампилович (1893, улус Домно Еравна Еравнинского аймака, Бурятия — 31 июля 1953, Улан-Удэ), живописец, график. Учился в Высшем гос. художественно-техническом ин-те (Моск ва, 1927—30). В 1930—35 преподавал в Ин-те культуры Бурятской АССР {Улан-Удэ). Участник выставок: Всесиб. выставки художников (1925, Новосибирск ), изобразит, искусства Бурят-Монгольской АССР (1940, 1959, Москва), произведений художников авт. респуб лик РСФСР (1971, Москва), «Художники Бурятии» (1973, Свердловск, Улан-Удэ). Чл. Союза художников (1933). Основоположник бурят, станкового реалистич. искусства. Для творчества С. характерны простота и правдивость образной трактовки. В работах мастера нашли свое развитие богатые народ, традиции орна ментально-декор. искусства бурят. Народный худож ник Бурятской АССР (1935). Засл. деятель искусств РСФСР (1940). Награды: ордена Ленина, «Знак Почета». Произв.: «Любовь в степи» (1925 или 27), «Аркан- щик» (1935), «В долине Жаргалантуя» (1945) —в Музее искусства народов Востока, Москва; «Въезд партизан в город Верхнеудинск в 1920 году» (1940), «Стадо» (1950) —в Бурятском республ. худ. музее им. Ц.С. Сам- пилова. Лит.: Панкратова Е.А. Ц. Сампилов. Л.; М., 1962; Соктоева И .П ., Хабарова М .В . Художники Бурятии. Л ., 1976. Е.А. Добрынина САМУСЬ IV, поселение эпохи развит, бронзы, 1-й пол. II тыс. до н. э. Расположено в черте пос. Самусь, в приуст. части р. Камышки (прав, приток Томи). Открыто в 1954 В .Н . Матющенко. Исследовалось с перерывами до нач. 1980-х гг., затем в 1990-е гг. Вскрыто более 6 тыс. кв. м площади. Обнаружены материалы Степанов., самусьской культ ур эпохи бронзы, гребенч.-ямоч. историко-культур. общности. Наиболее значимы материалы самус. культуры. Ориг. керам. комплекс: ритуал, посуда, украшен, антропо морф. фигурами, изобр-ми птиц и соляр. символами. Предметы, связан, с развит, бронзолит. пр-вом, —лит. формы для изгот-ния ножей, кельтов, наконечников копий и т. д. Мелкая худ. пластика (изобр-я чело века, медведя). Долговр. жилища отсутствуют, мн. открытых очагов. Согласно одной из науч. версий, памятник является производств, центром со следами культ, практики. Лит.: Матюгценко В .И. Древняя история населения лесного и лесостепного Приобья (неолит и бронзовый век). Ч. 2 / / И з истории Сибири. Вып. 10. Томск, 1973; Косарев М .Ф . Древние культуры Томско-Нарымского Приобья. М., 1974. В. И. Молодин САМУСЬСКАЯ КУЛЬТУРА, распространена в южнотаеж. Приобье, зона ленточ. боров в Новоси бирском Приобье. Относится к эпохе развитой брон зы (II тыс. до н. э.). Первые памятники открыты и исследованы В.Н . Матющенко, культура выделена М.Ф. Косаревым. В наст, время работы проведены более Самусьская культура. Инвентарь чем на 20 памятниках, среди к-рых наиболее исследова ны Самусь IV , Крохалевка-1, связанные с металлург, произв-вом и проживанием, а также Крохалевка-7А, где обнаружен грунт, могильник С. к. Поселения не укреп лены. Чаще всего при раскопках культур, слоя самус. поселений обнаруживаются остатки очагов и кострищ, использовавшихся для обогрева, приготовления пищи, а также, как на Самусь IV, для бронзолит. произв-ва встре чаются хоз. ямы. На поселении Крохалевка-1 исследова ны 2 небольших жилища подчетырехуг. формы, углублен, в материк на 30—70 см. Площ. сооружений немногим более 60 кв. м. Скорее всего, это были полуземлянки усеченно-пирамид. конструкции. В одном из сооружений обнаружено погребение собаки. Умерших хоронили в грунт, могилах, располагаемых рядами. Погребенных помещали в скорченном положении на лев. боку, головой на СВ. В кач-ве сопроводит, инвентаря использовались сосуды и кам. орудия. Вероятно, присутствуют частич. кремация и вторич. погребения. Отличит, особенностью С. к. является специфич. керамика. Это слабопрофилир. плоскодон. сосуды, сплошь украшенные рядами отсту пающей гребенки. Реже встречаются круглодон. сосуды и т. н. культовая керамика, украшенная прочерченными антропо- и орнитоморф. изображениями, а также со лярными символами и др. знаками. Многочисл. следы бронзолит. произв-ва — обломки лит. форм, льячек, тиглей. Бронз, наконечники копий и кельты близки к изделиям сейминско-турбин. типа. Камен. инвентарь: наконечники стрел, скребки, ножи и т. д. Замечательны предметы прикл. искусства из камня и бронзы. Это ан тропо- и зооморф, пластика, фаллич. символы. Хоз-во было комплексным, носители С. к. занимались охотой, рыболовством, скот-вом (разводили лошадей, коров), собирательством и, возможно, земледелием, а также разнообраз. промыслами и ремеслами, среди к-рых особое место занимало бронзолит. произв-во. Богата и своеобразна духов, культура самусьцев, исповедо вавших традиц. промысл, и солярные культы, культ плодородия. Лит.: Матюгценко В .И. Древняя история населения лесного и лесостепного Приобья (неолит и бронзовый век). Ч. 2 / / Из истории Сибири. Вып. 10. Томск, 1973; Косарев М .Ф . Бронзовый век Запад ной Сибири. М., 1981; Молодин В .П ., Глушков И.Г. Самусьская культура в Верхнем Приобье. Новосибирск, 1989; Титова М .В ., Сумин В.А. Открытие могильника самусьской культуры в Кро- халевском археологическом микрорайоне / / Вестн. археологии, антропологии и этнографии. Тюмень, 2002. Вып. 4. В. И. Молодин САМЫКОВ Василий Тордоевич ( псевд. Пас- лей Самык) (р. 1938, с. Каспа, Горно-Алтайская АО), поэт, переводчик. Окончил Литературный ин-т
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2