Историческая энциклопедия Сибири III
в РФ 3 новыми специальностями: соц. педагог, соц. работник, специалист по соц. работе. Гос. думой 15 нояб. 1995 принят и с 19 дек. этого года вступил в силу Федер. закон «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации». В документе регламентируется деят-ть структур соц. защиты, определяются такие понятия, как клиент соц. службы, соц. услуги и трудная жизненная ситуация. Трудной считается ситуация, объективно нарушающая жизнедеят-ть гражданина, к-рый самостоят. не может преодолеть сложившиеся жизненные обстоятельства (инвалидность, преклон. возраст, болезнь, сиротство, безнадзорность, малообеспеченность, безработица, от сутствие опред. места жительства и др.). Закон вводит новый стандарт соц. помощи и предусматривает более 20 видов'центров соц. обслуживания, домов-интернатов, приютов для детей и взрослых. В нем определяются источники финансирования учреждений соц. обслу живания, льготы мед. и соц. работникам, а также их ответственность за действия или бездействие, повлекшие за собой опасные для жизни и здоровья клиента соц. службы последствия или иное нарушение его прав. В областях, краях и республиках Сибири созда ны упр-ния соц. поддержки населения как структур, подразделения соотв. администраций. Их гл. задачи: реализация осн. направлений и приоритетов гос. соц. политики, формирование системы соц. защиты жителей, орг-ция работы по соц. обслуживанию населения, коор динация действий соц. муницип. и негос. секторов, осу ществление мер по гос. поддержке семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов, ветеранов, лиц, уволен ных в запас с воен. службы и членов их семей, а также граждан, оказавшихся в экстремал. ситуации, орг-ция реабилитации инвалидов, протезно-ортопедич. помощи населению, обеспечение взаимодействия с обществ, орг- циями с целью поддержки семей с детьми, пенсионеров, инвалидов и др. групп населения, нуждающихся в соц. помощи. Особую роль в орг-ции С. р. играют район, отделы соц. защиты населения, образованные в 1992. Их возглавляют, как правило, опыт, специалисты, мн. лет проработавшие в учреждениях соц. сферы. Именно райотделам приходилось решать многочисл. жизнен, проблемы сибиряков, реализуя принципы и конкрет. задачи соц. работы. В 1-е годы деят-ти органов соц. защиты сложились 2 осн. формы соц. обслуживания населения. Первая —в стационар, учреждениях, к числу к-рых относятся как давно существующие (дома-интернаты, дет. дома), так и новые — многопрофил. центры соц. обслуживания. Эти центры, как правило, имеют отд-ния: срочной соц. помощи, дневного пребывания пенсионеров, инвалидов, детей, мед.-соц. помощи семьям и подросткам. Вторая — соц. обслуживание граждан в нестационар. условиях. В нач. 1990-х гг. это направление являлось новым и развивалось в Сибири особенно интенсивно. Наиболее перспектив, и на сегодняшний день остаются службы надомного обслуживания. Однако, несмотря на актив, и разноплановые дейст вия соц. хар-ра, кризис, явления нарастали. На рубеже столетий в ср. ок. 60% населения сиб. городов имели доходы ниже бюджета прожит, минимума. В числе бед ных находятся не только традиционно малоимущие слои (многодетные, молодые и неполные семьи, пенсионеры, .инвалиды), но и значит, часть жителей в трудоспособ. возрасте, в т. ч. имеющих работу. Неблагоприят. факторы, снижающие уровень жизни людей (безрабо тица, несбалансированность между уровнем доходов и ценами на товары первой необходимости, платность мед., образоват., культ, услуг, рост стоимости жил.- коммун., быт. и транспорт, обслуживания), привели к тому, что бедность стала самой острой соц. проблемой. В целом в совр. условиях большое значение имеет не только расширение, но и качеств, модернизация соц. работы. Лит.: Лексикон социальной работы. Вологда, 1999; Букин С .С ., Чернов Д .В. Социальная работа в Новосибирске: становление и развитие. Новосибирск, 2004. С. С. Букин СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ НАСЕЛЕНИЯ ПРОГРАММЫ. Основополагающим документом для работы органов соц. защиты в РФ, в т. ч. в Сибири и на Д. Востоке, является гор., обл., краевая или республ. программа соц. поддержки населения. Данный документ разрабатывается специалистами соотв. служб с 1992 и утверждается губернатором или мэром города. Срок реализации программы 1 год. В программе содержатся осн. показатели соц. развития адм. образования в пре дыдущем году. На их основе определяются приоритет, цели и задачи оказания соц. помощи. В 1990-е гг. осн. цель таких программ в регионах Сибири заключалась в поддержании уровня жизни малообеспеч. семей и одиноко проживающих граждан. Особое значение придавалось также оптимизации струк туры соц. расходов и поиску доп. внебюджет. средств финансирования. Поставленная цель конкретизируется в задачах ока зания соц. помощи. В 2000, напр., они заключались в соблюдении приоритета в предоставлении мат. и финанс. поддержки, усилении ее адресности, комплексности, развитии добровольного гражд. участия и активности населения при оказании такой поддержки. В програм ме содержится также характеристика числ. и состава различ. категорий малоимущих, состоящих на учете в район, отделах соц. защиты. Исходя из целей и задач соц. политики, осн. мат.- быт. проблем жителей региона определяются приоритет, направления соц. защиты населения на текущий год. Такими направлениями в 2006 являлись поддержка института семьи, повышение ее роли и значения в об-ве, обеспечение соц. гарантий семьям с детьми. Разрабаты вались меры, позволяющие сконцентрировать деят-ть соц. служб и учреждений на данном направлении. Кроме того, в этом же разделе содержался конкрет. план осн. мероприятий органов упр-ния соц. защиты на текущий год. Каждая очередная программа включает раздел, регулирующий порядок, виды и формы предоставления соц. помощи. В этой части документа, в соотв. с дейст вующим законодат-вом, определяются кол-во выплат, их виды и размеры. Завершает программу характерис тика гражд. участия в решении соц. проблем региона. В последние годы органы соц. защиты населения придают особое значение сотрудничеству с обществ, орг-циями, действующими в соц. сфере. Реализация программы поручается упр-нию соц. поддержки населения адм. образования. В кон. года подводятся итоги, анализируется степень выполнения поставленных задач, что служит основой для разработки новой программы. Полнота осуществления запланированных мероприя тий непосредственно зависит от финансирования, к-рое складывается из бюджет, и внебюджет. средств. Напр., мэрия Новосибирска в 1998 направила на соц. цели 72 млн руб., из них 64,4 млн —на оказание адресной соц. помощи (денежной и натур.), ее получили 233 тыс. чел. Через район, службы города поддержка оказана 190,7 тыс. чел. на сумму 32,5 млн руб. В ср. на 1 чел. при шлось гос. средств 170 руб., а с учетом привлеченных финансов из внебюджет. источников —277 руб. В целом соц. программы не соответствовали в пол ной мере нараставшим потребностям населения. Кол-во
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2