Историческая энциклопедия Сибири III
орг-ций Сибири. Во время колчаковщины мест, социал- демократы находились в оппозиции к режиму, сосре доточив свои силы в профсоюз, и кооп. орг-циях. Их представители И.И. Ахматов и Л.И. Гольдман вошли в состав иркут. Политцентра, образованного осенью 1919 с целью орг-ции антиколчак. выступления и недо пущения восстановления в Сибири сов. власти. В этом направлении действовали орг-ции РСДРП(м) Новонико- лаевска, Томска, Красноярска, Иркутска. В созданном в сер. янв. Политцентром в Иркутске Временном совете народного управления областью Восточной Сибири меньшевики возглавили 5 ведомств, эсеры —6. После освобождения региона от белых социал-де мократам отказали в легализации, и они продолжали действовать нелегально. 5—8 авг. 1921 во время съезда инструкторов кооперативов губернии в Новониколаевске прошла последняя Всесибирская конференция РСДРП. На ней член ЦК Дембский информировал делегатов о том, что мест, орг-ция насчитывает более 140 чл. (кроме нее, социал-демокр. формирования тогда действовали в Иркутске, Томске, Красноярске, Омске, Барнауле, Канске ), а по всей России их более 4 тыс. Форум рекомендовал меньшевикам входить во все структуры сов. власти и участвовать в работе профсоюзов и коопе рации. Они участвовали в выборах в советы разных уровней летом 1920 и получили мандаты депутатов в Красноярске и Иркутске. В результате усилий орга нов ОГПУ, чистки профсоюз, и кооп. объединений, в течение 1922—23 орг. и практ. деят-ть меньшевиков в Сибири прекратилась Лит.: Блинов Н .В . Распространение марксизма и формирование социал-демократических организаций в Сибири. Томск, 1972; Толоч- ко А .П . Политические партии и борьба за массы в Сибири в годы нового революционного подъема (1910—1914 гг.). Томск, 1989; Д об ровольский А. В. Эсеры и меньшевики Сибири в условиях перехода к нэпу. Новосибирск, 1995; Шиловский М .В . Общественно-полити ческое движение в Сибири второй половины XIX —начала XX века. Новосибирск, 1997. Вып. 4; Он же. Политические процессы в Сиби ри в период социальных катаклизмов 1917—1920 гг. Новосибирск, 2003; Ноздрин Г.А. Социал-демократия и сибирское крестьян ство. Новосибирск, 1999; Исачкин С. П. Очерки историографии социал-демократического движения в Сибири. 1907—1917 г. Омск, 2001; Новиков С. В. Социал-демократы и революционное подполье Сибири (1907 — февр. 1917 г.). Историография второй половины 50—80-х гг. XX века. Омск, 2003; Штырбул А .А . Политическая культура Сибири: Опыт провинциальной многопартийности (конец XIX — первая четверть XX века). Омск, 2003. Ч. 1. Г.А. Ноздрин, М. В. Шиловский СОЦИАЛИЗМА ЭЛЕМЕНТЫ В ОБЩЕСТВЕН- НОМ СТРОЕ СИБИРСКОЙ ДЕРЕВНИ В XVIII - 1-й пол. XIX в. А.И. Герцен, а затем народники, на блюдая за жизнью центрально-рус. земледел. общин, обнаружили в их традициях предпосылки для развития по социалистич. пути. Преодоление догмата о последова тельной смене соц.-экон. формаций в России позволило совр. историкам увидеть элементы социализма и в сиб. деревне XVIII—XIX вв. Ее развитие осуществлялось при относительном балансе мелкотовар. и мелкобурж. способов произв-ва, чему способствовал ряд институтов, поддерживающих воспроизв-во элементов социально ориентир, экономики и соотв. ей механизмов уравнит. распределения части обществ, продукта. На уровне экон. отношений это —сочетание коллект. и наследст венно-подворного хар-ра землевладения и землеполь зования ; в сфере соц. отношений —раскладка налогов с учетом демогр. и имуществ. состояния семей. Налог, система в сиб. деревне в XVIII в. включала 4 варианта подворного оклада, а в 1840-е гг. —10. Община в регионе (см. Община крестьянская) су ществовала в 2 формах —сел. и волостной. 1-я начиная с XVII в. спонтанно воспроизводила на новых землях соседскую самоорг-цию жителей разной сослов. прина длежности; 2-я была создана гос-вом в кон. XVIII в. в кач-ве тер.-муницип. образования и получила юр. статус сослов. органа крест, мест, самоупр-ния. Крест, об-во в лице схода и его выборных исполнит, органов регулировало земел. отношения, раскладку налогов; осуществляло опеку над лицами, потерявшими дееспо собность или не достигшими ее. Т. о., крест, социализм в сиб. деревне проявлял себя и в виде обществ, собст венности на землю, и в форме системы соц. защиты и ее гарантий. Гос-во, делегируя общине столь важные соц. функ ции, сознательно ставило преграду маргинализации (прежде всего пролетаризации и пауперизации) крест-ва. При разработке программы реформ, осуществлявших ся в рамках Екатерины I I национального проекта , использовались передовые для кон. XVIII в. теории зарождавшейся социологии (Гельвеция, Бентама), этнологии (Гердера), политологии (Рейналя). Полит, толчком, подвигнувшим просвещенный абсолютизм Екатеринин, эпохи к диалогу с крест-вом, оказалась революция в британ. колониях и насущная потребность в подготовке условий для отмены крепостной системы в центре страны. Предпосылки к успешному проведению реформ заключались в том, что при разработке были учтены традиции соседской взаимопомощи, выработан ные крест-вом в ходе непрерыв. колонизации, и нормы христиан, морали, совпадавшие с идеологией фамильно клановых коллективов. Благодаря введенным гос-вом правовым обосновани ям в сфере поземел. отношений казен. крест-во получи ло право на труд и полную занятость всех, желавших заниматься земледелием. На амер. фронтире колонисты имели доступ к земле только через право ее покупки, что считалось величайшим достижением революции. На рос. окраинах, в т. ч. в Сибири был институциализирован прообраз соц. отношений «государственно-общинного социализма». Екатеринин, соц. эксперимент привел к конструктив ному решению важнейших соц.-экон. проблем на азиат, колонизац. пространстве России и надолго определил относительно лоял. взаимоотношения осн. массы коло нистов —крест-ва —с центр, властью. Более адекват. ист. реальности, чем концепция «государственного феодализма», эта парадигма позволяет глубже оценить причины краха Столыпинской аграрной реформы , а также предпосылки рос. революций нач. XX в. и коллек тивизации. Состоявшийся в кон. XVIII в. «консенсус» просветительства и традиционализма оказался миной замедленного действия протяженностью более чем в 2 века. Еще за полстолетия до появления Коммунис- тич. манифеста обществ.-полит, мысль Германии через инициатив, рос. посредников, прошедших курс европ. просветительства в нем. университетах, подготовила в России ист. почву для реализации его програм. идей. Лит.: Емельянов Н .Ф . Крестьянский социализм в Зауралье при капитализме. Курган, 1994; Мамсик Т .С . Диалог традици онной и официально-правовой культур в Сибири в ходе реформы конца XVIII в. //Э тнограф ия Алтая и сопредельных территорий. Барнаул, 2001. Вып. 4. Т. С. Мамсик СОЦИАЛИСТИЧЕСКИЙ ГОРОД (соцгород), в социалистич. об-ве —новый тип городов, задуманный как принципиально отличный от прежнего, капиталис тического. Идея создания соцгорода берет свое начало в проектах социалистов-утопистов об орг-ции нового об-ва. В марксист, теории также сформулированы идеи рацион, орг-ции жилищно-коммунальной среды, в т. ч. стр-ва С. г. Каким должен быть соцгород, как должна быть организована в нем жизнь людей —эти вопросы были поставлены на повестку дня в 1920-е гг. при опре делении программы социалистич. стр-ва. Для разработки
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2