Историческая энциклопедия Сибири III
в Нерчинском горном окр. обрабатывать казен. пашню. Приписные крестьяне уплачивали земские и мирские сборы. Они отбывали рекрут, повинность, но постав ляемые ими рекруты попадали в состав мастеровых и работных людей. В нач. XVIII в. сиб. архиерейские и монастыр. вот чины были переданы в упр-ние Сибирского приказа. В 1721 в связи с созданием Синода они возвращены в ве дение духов, властей. Несмотря на ограничит, политику 1-й пол. XVIII в., происходил рост монастыр. вотчин. Источники увеличения числ. монастыр. крестьян —ес- теств. прирост, браки, приток извне пришлого населе ния. Монастыр. крестьяне платили в казну подушную подать и в пользу монастыря —натур, оброк (пятину) или находились на барщине. В 1762 и 1764 с проведе нием секуляризации церк. имуществ бывш. архиерей ские и монастыр. крестьяне попали в ведение Коллегии экономии и стали называться экономическими. После ликвидации ее в 1783 экон. крестьяне полностью урав нялись в правах и обязанностях с государственными. Петр I и его преемники стремились поставить все население России на службу «общему благу». В обще- рос. масштабе эта политика привела к консолидации сословий, более четкому определению их прав и обя занностей. С нач. XVIII в. регулируются основы С. с. России. Важнейшую роль в определении сослов. границ сыграли I и II ревизии. В полной мере эта политика была реализована в Сибири. Новый этап в развитии С. с. России открыла отмена Петром III обязат. службы дворян. В Наказе Уложен ной комиссии Екатерины II была сформулирована теория 4 осн. состояний рос. подданных —дворянства, духовенства, гор. и сел. обывателей. Это, с одной сто роны, открыло путь к расширению прав и привилегий благород. сословия и купечества ; с другой —подрывало основу С. с. —представление о взаимосвязи прав и обя занностей всех сословий. Развитие бурж. отношений и отказ от теории иерархии функций сослов. об-ва привели к постановке вопросов об отмене крепостного права и наделении широким комплексом личных прав всего на селения России. Эта политика проводилась и в Сибири с учетом ее особенностей. Законодат. регулирование С. с. 1760-х гг. —1-й пол. XIX в. осуществлялось на основе кодифицир. актов —Жалованных грамот дворянству и городам 1785 г., т. IX Свода законов 1832 г. и т. д. Сиб. специфика была учтена в регион, законодат-ве — в Положении о сибирском линейном казачьем войске 1808 г., Учреждениях М. М. Сперанского и т. д. В кон. XVIII - 1-й пол. XIX в. на юго-западе Сибири и в Забайкалье продолжалось формирование казачьих войск (см. Казачество Азиатской России). В 1760 была введена должность атамана всех крепостных казаков Зап. Сибири, что положило начало созданию у них собств. войсковой орг-ции. На границе с Кита ем складывалась Забайкальская укреп, линия, куда с 1760-х гг. переводились казаки из вост.-сиб. городов. В 1772—75 утверждены штаты казачьего погран. войска на кит. границе. В нач. XIX в. у линейных и городовых казаков введены чины, принятые в казачьих войсках Европ. России. Изменения в чиновной иерархии вели к обособлению казачьей верхушки и открывали ей дорогу к статусу личных и потомств. дворян. Казачест во осталось на гос. обеспечении с сохранением права заниматься ремеслом и мелочной торговлей, владеть пашенной землей. С кон. XVIII в. линейное казачест во стало наделяться землей, что в XIX в. привело к оформлению территорий Сибирского и Забайкальского казачьих войск. В 1770-х гг. происходит нек-рое расширение прав и привилегий духов, сословия. В 1842 устанавливаются новые штаты для приход, церквей, что приводит к возрастанию числа приходов. Со 2-й пол. XVIII в. уве личивается объем личных прав духовенства. В 1767 и 1771 духов, властям запрещалось подвергать телесному наказанию священников и дьяконов. В 1796 Павел I отменил телесные наказания для священнослужителей (до лишения сана) по уголов. приговорам светских судов. В XVIII в. лица духов, сословия не могли при обретать недвижимое имущество; это право было им предоставлено в 1801. Екатерина II рассматривала податное население города в кач-ве «среднего рода людей», но сохранила выделение в его составе купеч. верхушки. Жалован ная грамота городам 1785 закрепляла единый сослов. статус всего населения городов независимо от проф. занятий и родов деят-ти. «Средний род людей», или мещане, разделялись на 6 категорий: 1) «настоящие градские обыватели», имеющие в городе дом и иную недвижимость; 2) записанные в гильдии купцы; 3) состоявшие в цехах ремесленники; 4) иногородние купцы; 5) именитые граждане; 6) прочее посадское население. Права мещанина включали охрану чести и достоинства, личности и жизни, перемещение и выезд за границу. К имуществ. правам относились: владение собственностью на принадлежавшее имущество, пром. предприятиями, промыслами, ведение торговли. Купцы 1-й и 2-й гильдий пользовались доп. личными правами, освобождались от телесных наказаний, могли владеть крупными пром. и торг. предприятиями. От телесных наказаний освобождались и именитые граждане. Жалованная грамота оформила понятие города как юр. лица. Горожане составляли «общество градское» и могли собираться на собрания с санкции генерал-губер натора или губернатора. Собрание имело возможность обращаться с представлениями к мест, властям и на блюдать за соблюдением законов. Горожане избирали бургомистров, заседателей-ратманов (на 3 года), старост и судей словесных судов (на год). В городе создавалась общая городская и шестигласная дума. В компетенцию думы входило обеспечение в городе тишины, согласия и благочиния, разрешение внутрисослов. споров, наблю дение за городским стр-вом. При Павле I Жалованная грамота городам была отменена, но его собств. политика по отношению к горожанам оказалась крайне неудачной. При Александре I Жалованная грамота городам была вос становлена с существ, изъятиями и дополнениями. В 1-й пол. XIX в. гор. обыватели стали делиться на почетных граждан , купцов, цеховых, мещан и рабочих людей. Во 2-й пол. XVIII — 1-й пол. XIX в. сословие гос. крестьян пополнялось за счет наследования статуса родителей, записи в гос. крестьяне выходцев из др. сословий, переселенцев и ссыльных. В кон. XVIII в. в состав гос. крестьян включались экон. крестьяне. Со гласно Уставу об инородцах 1822 аборигены, жившие оседло и занимавшиеся земледелием, приравнивались по своим правам и обязанностям к гос. крестьянам. Зна чение ссылки как источника пополнения гос. крестьян возросло после указов 1760—62 о праве помещиков, гор. и крест, общин подвергать адм. ссылке в Сибирь воров, пьяниц, хулиганов и проч. в зачет рекрутов. Осн. повинностью гос. крестьян оставались подушная подать и ден. оброк, к-рые с 1824 обязывались уплачивать и ямщики. В 1780-х гг. и 1837 в Сибири были проведены реформы крест, самоупр-ния, расширившие его права и избавившие крестьян от опеки казен. приказчиков. В Иркутской губ. казен. приказчики были ликвидирова ны в 1760-х гг., на тер. Тобольской губ. —в 1780-х гг. Гос. крестьяне участвовали в гос. совещаниях, в соотв. с Учреждением об управлении губернией 1775 избирали заседателей в гос. органы.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2