Историческая энциклопедия Сибири III
суровое ограничение —штатами наличного состава бело го духовенства. Все, кто оставался за штатом, подлежали записи в солдаты или крестьяне. С этой целью перио дически устраивались разборы духовенства, благодаря к-рым чрезвычайно развилась наследственность духов, звания. Действовавший в XVII в. порядок избрания священников приходом отмирает. По I ревизии свя щеннослужители были изъяты из подушного оклада, но должны были платить различ. мелкие гос. сборы и нести караул., пожар., постойную повинности, освобождаясь от рекрутской. Они подлежали телесным наказаниям по решениям как духовного, так и светского суда. С кон. XVI в. в Сибири формируется сословие посадских людей. Формально торг. промысел был обя занностью посадских тяглецов и запрещался всем не принадлежавшим к посаду людям. Исключение делалось только для стрельцов, казаков и драгун. Посадские люди прикреплялись к своей общине, переход из одного посада в другой запрещался. В Сибири формирование посадской общины растянулось на весь XVII в. Мо нопольное право на занятие торгами и промыслами в колонизуемой окраине фактически не действовало из- за мощной конкуренции со стороны служилых людей. Большинство посадских занималось земледелием и вело крест, образ жизни. Со своих торгов и промыслов они платили государевы подати и несли службы. Регламент Главного магистрата 1721 разделил всех посадских людей на «регулярных граждан» и «подлых» людей. В инструкции городовым магистратам 1724 к регуляр. гражданам были отнесены купцы и цеховые ремесленники. Посадские люди оставались наиболее многочисл. частью торг.-пром. населения. В Сибири они сохраняли тесную связь с земледел. занятиями. Регуляр ные граждане составляли посадский сход, к-рый ведал раскладкой сборов и избирал членов магистрата, имев шего двойное назначение. С одной стороны, «яко глава всего гражданства», магистрат являлся органом внутр. упр-ния сословия гор. обывателей (в этом кач-ве он как бы стоял над гильдейскими и цеховыми орг-циями). С другой, «яко градское начальство», находился во главе всего города в целом, независимо от сослов. состояния его обывателей. В магистрате сосредоточивалась судеб., финанс. и полиц. власть всего города. По отношению к гос-ву посадская община на основе круговой поруки облагалась платежами и службами. С 1724 в состав посадских платежей входили подушная подать (1 р. 20 к.), канц., тамож. и кабацкие сборы. Посадские люди несли рекрут, повинность и давали подводы. Посадские службы делились на казен. (вне посада и совместно с др. сословиями) и гражд. (внутри посада). В кон. XVI —нач. XVII в. в Сибири складывается сословная группа пашенных и оброчных крестьян (см. Крестьянство). Источниками ее комплектования ста новятся принуд, переселенцы из Поморья, ссыльные, «вольные» и гулящие люди. Уже в нач. XVII в. рост числа пашенных и оброчных крестьян происходил в результате наследования этого статуса. Крестьяне свободно распоряжались земел. уч-ком, находившим ся в их индивид, владении. Они сохраняли личную свободу, имели право на мест, самоупр-ние, к-рым активно пользовались. Непосредств. представителем гос-ва в крест, острогах и слободах был приказчик, назначавшийся воеводой. Он обладал широкой хоз.- попечительской, адм.-фискальной и судеб, компетен цией. Крестьяне выполняли ряд повинностей и обла гались общими ден. сборами: драгунскими, ямскими, поворотными и т. д. Пашенные крестьяне были обя заны выполнять гос. повинности в форме обработки государевой десятинной пашни , оброчные —вносили натур, или ден. оброк. Такие важные вопросы, как разверстка повинностей, отвод земель для новых поселений и т. д., решались с участием крест, миров. Избранные на сходе староста и целовальники реально участвовали в мест, упр-нии. В XVII в. в Сибири на основании царских пожало ваний, покупки и захватов сформировалось монастыр. землевладение. Зависимое население архиерейских и монастыр. вотчин имело сложный состав и включало крестьян-старожильцев, бобылей, половников, «дете нышей» работников, трудников, срочных наем, работ ников и вкладчиков. Осн. массу зависимого населения составляли крестьяне-старожильцы, к-рых монастыр. старцы привлекали на свою землю помощью в хоз. обзаведении и льготами на 3—8 лет в выполнении монас тыр. повинностей. Прикрепление крестьянина к земле осуществлялось «жилой записью» и внесением в пере писные книги. Монастыр. крестьяне имели свои пашни и угодья. Их владельческие повинности выражались в форме барщины или натур, хлеб, оброка (см. Вотчины церковные в Сибири). В 1724 свобод, земледельцы России, попавшие в переписные книги I ревизии, стали называться гос. крестьянами. В Сибири в состав этой сослов. группы вошли бывш. пашенные и оброчные крестьяне, ямщики, значит, часть служилых людей и т. д. На протяжении 1-й пол. XVIII в. источниками пополнения сословия было наследование статуса родителей, запись выходцев из др. сословий, переселенцев и ссыльных. Гос. крестьяне, жившие общиной, сохраняли право индивид, землеполь зования и землевладения на пашни, покосы и угодья, с санкции губ. властей могли переходить в иные сословия, менять место жительства. Они уплачивали подушную подать и ден. оброк. Ден. форму этих сборов можно было заменить натуральной. Ямщики вместо подушной подати и ден. оброка исправляли ямскую и почтовую гоньбу, пашенные и оброчные крестьяне продолжали либо обрабатывать государеву пашню, либо вносить хлеб, оброк. В Ангаро-Илимско-Ленском кр. десятин ную пашню ликвидировали в 1727, в Тобольской губ. — в 1762. Помимо осн. платежей на гос. крестьян ложилось бремя земских и мирских повинностей. Надзор за ними продолжали осуществлять казен. приказчики. Приписные крестьяне в Сибири появились в связи со стр-вом казен. и части, заводов на Алтае и в Забай калье. В 1704 начал действовать казен. Нерчинский сереброплавильный з-д. С 1708 для его обслуживания стали переводить крестьян из Даурии, осн. источником раб. силы для него послужили ссыльные и каторжные. В 1726 А.Н. Демидов получил монопольное право на стр-во горно-металлург. заводов на Алтае, после чего на алт. заводы были переведены мастеровые и работные с его урал. заводов, а также приписаны беглые. В 1737—40 к заводам Демидова приписаны гос. крестьяне. Передача Колывано-Воскресенских (Алтайских) заводов в 1747 в собственность имп. фамилии привела к расширению приписки гос. крестьян, а также переводу ссыльных. Приписные крестьяне сохранили право индивид, владения землей, имели право заниматься торговлей, подрядами, промыслами, приобретать на свое имя иму щество, с санкции горного начальства могли переходить в др. сословия и переселяться в пределах своего ведомст ва. Как и гос., приписные крестьяне не лишались права принесения присяги монарху. Заводская деревня имела сел. и вол. самоупр-ния. На уровне волости гос. адм.- фискальные, полиц. и судеб, функции осуществлял ка зен. приказчик. В 1760 на тер. Колывано-Воскресенских (Алтайских) з-дов была введена должность управителя приписных крестьян, обязанных ежегодно отрабатывать сумму подушной подати и ден. оброка или ее части на казен. предприятиях, поставлять провиант на заводы, а
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2