Историческая энциклопедия Сибири III
СОСЛОВНЫЙ СТРОЙ Сибири XVII—XIX вв. Теория сослов. деления рус. средневекового об-ва была сформулирована М.М. Ковалевским, В.О. Ключевским, В.И. Сергеевичем и др. Сословие они рассматривали как объединение лиц, наделенных общими правами и обязанностями, наследственными для всех сослов. групп, кроме черного духовенства. В России, по их мнению, сослов. деление определялось верховной властью, вследствие чего решающую роль играло от ношение сословий к гос. службе или податному тяглу. Историки-марксисты в сослов. делении видят характер, признак феодализма, отражение в соц.-правовой сфере отношений собственности. В постсов. отеч. историо графии господствующей осталась концепция, согласно к-рой сослов. хар-р имеет любое добуржуазное об-во. Но нек-рые ученые (Л.В. Данилова, Е.В. Анисимов, А.Б. Каменский и др .) рассматривают сослов. деле ние рус. об-ва как результат рецепции европ. права в XVII—XVIII вв. и указывают на незначит. влияние сословий на полит, развитие страны. Признаками С. с. являются специализация соц. групп по отд. видам деят-ти в связи с обществ, разделе нием труда (соц.-проф. сфера); законодат. закрепление за этими группами прав, привилегий и обязанностей (соц.-правовая сфера); полит.-правовая автономия, обеспечивающая соц. группе возможность участия в мест, и общегос. упр-нии (соц.-полит, сфера). На ос нове этих признаков в истории С. с. сиб. об-ва можно выделить периоды его формирования (кон. XVI —нач. XVIII в.), оформления (XVIII в.), кризиса (с 1760-х гг.) и постепенной ликвидации (с 1860-х гг.). Формирование С. с. сиб. об-ва связано с перенесе нием в регион гос. властью и рус. переселенцами тех традиций обществ, устройства, к-рые господствовали в ист. центре страны. Осн. сословиями в Сибири XVI— XVII вв. были служилые люди, духовенство, крестьяне и посадские люди (горожане). Они объединялись в свои мирские орг-ции, игравшие немалую роль в жизни сиби ряков. Сиб. миры зачастую успешно пользовались своим правом челобитья царю на притеснения и непрофесси- ональность власти (см. Народные движения в Сибири в X V I I в . ). Особенности колонизации огромного края приводили к слабой проф. специализации: служилые люди активно занимались торговлей и ремеслом, посад ские —земледелием, промысловики и крестьяне были вооружены и в любой момент могли быть привлечены на ратную службу. В ходе многочисл. сиб. бунтов и смут XVII в. общие интересы переселенцев (иногда к ним присоединялись и аборигены) явно доминировали над узкосословными. В 1-е столетие рус. расселения в Сибири наиболее многочисленной была сослов. группа служилых людей. Как и в России, в Сибири она не являлась единым целым: сиб. служилые числились по относительно обо собленным гор. гарнизонам; они делились на ряд чинов, различавшихся правами и обязанностями, размерами гос. обеспечения С сибирские дворяне и дети боярские, литовский список, конные и пешие казаки, стрельцы). В их состав была инкорпорирована часть родоплем. знати, что привело к выделению чинов служилых та тар, новокрещеных и др. Источниками комплектования служилых людей были перевод из Европ. России в Сибирь казаков и стрельцов и набор годных к службе добровольцев. На службу брали ссыльных поляков и подданных Великого княжества Литовского. Только с сер. XVII в. осн. источником комплектования стали дети служилых людей и их родственников. В ходе разборов из числа служилых людей начали исключать посадских, гулящих и крестьян. Служилые люди освобождались от податей и находи лись на гос. обеспечении. Они имели право заниматься в городах ремеслом и торговать с освобождением от тягла и оброков, но при условии уплаты тамож. пошлин, вывозить за Урал и привозить обратно беспошлинно товары на сумму до 50 руб. Могли владеть землей, покупать дворовых людей, но при этом вотчинное зем левладение дворян в Сибири почти отсутствовало: его возникновению препятствовала центр, власть. Служи лые находились в ведении центр, и мест. гос. органов, определявших их числ., размеры жалованья, порядок комплектования, служеб. обязанности. Непосредств. ко мандование осуществляли головы, атаманы, ротмистры и т. д. В XVII в. сиб. служилые люди сохранили нек- рые традиции вольных казаков. Городовые корпорации имели свою казну, собирали сходы и «круги», влияли на назначения командиров и очередность служб. Служи лые обладали правом индивид, и коллект. челобитных монарху. В условиях колонизуемой окраины столь ши рокие полит, права позволяли служилым корпорациям в опред. степени контролировать мест, воевод, а в случаях серьез. конфликтов они становились гл. вдохновителями смещения неугодных воевод. Осн. обязанностью служилых людей была ратная и земская служба. Они участвовали в посольствах и походах для поиска новых земель и покорения сиб. аборигенов, в стр-ве городов и острогов, осуществляя в них караул, и нолиц. службу, сопровождали ссыльных, служили при таможнях и вели надзор за заповедными дорогами в Сибирь, организовывали судовые дела и отправку хлеба в беспашенные города, посылали в караваны к Ямыш-озеру за солью, служили приказчи ками в крест, острогах и слободах, промысл, и ясачных зимовьях, собирали ясак, сопровождали караваны с казной в Москву. Петр I стремился ликвидировать группу служи лых людей «прежних служб». В 1701 был упразднен стрелецкий чин; в Сибири стрельцов перевели в пешие казаки. При проведении в Сибири проверки итогов I ревизии полк. И.В. Солнцев-Засекин пошел на запись всех служилых людей в состав тяглых сословий. Его инициатива вызвала протесты сиб. губернаторов, и по указу Сената были разработаны штаты городовых каза чьих команд с исключением зачисленных в них казаков из подушного оклада. На протяжении 1-й пол. XVIII в. происходил постепен. перевод казаков на укрепленные (пограничные) линии, что вело к обособлению городо вого и крепостного казачества. Сиб. казаки остались на гос. обеспечении. Они сохранили право заниматься торговлей и пром-тью, владеть пахотной землей, но в 1746 были лишены права иметь дворовых и крепостных людей. Насаждение принципов регуляр. армии, посто янные разборы казаков привели к отмиранию в Сибири традиций вольного казачества. В Петровское время ка заки потеряли право на коллект. челобитные монарху, к-рые стали квалифицироваться как преступление. Духов, сословие состояло из черного (монашеству ющего) и белого духовенства (см. Приходское духо венство РПЦ в Сибири). В кон. XVI - нач. XVIII в. в Сибири появилось 39 правосл. монастырей и пусты ней. Белое духовенство делилось, в свою очередь, на священнослужителей (священников и дьяконов) и на церковнослужителей (дьячков и пономарей). В XVII в. состав белого духовенства не был замкнутым, т. к. при ходские церковно- и священнослужители избирались приходскими общинами. Духовенство было освобож дено от государева тягла, могло приобретать землю и зависимых людей. Петр I относился крайне негативно к монашеству и пытался ограничить числ. белого духовенства. В 1723 постриг в монашество был запрещен. Преемники Петра I неск. смягчили эту политику. Были отменены указы о воспрещении постригаться в монахи, но сохранено самое
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2