Историческая энциклопедия Сибири III
искл. древних урал.-индоевроп. лексич. параллелей и поздних многочисл. заимствований из рус. яз. В наст, время реально функционирующую письмен- но-лит. форму имеет только ненец, яз., др. живые С. я. используются только в устном общении. Бесписьм. были и исчезнувшие саяно-самодийск. языки. Они наименее изучены, особенно маторский я з . , известный только по неск. словар. спискам XVIII —нач. XIX в. Лит.: СазЪеп М.А . С гаттаЦк с!ег затсйесНзсЬеп ЗргасЬеп. 51;.- РекегзЬиг^, 1854; ТЫд. ^бйегуеггешЬтззе аиз с!еп затсцесНзсЬеп ЗрасЬеп. 51;.-Ре1ег5Ьиг§, 1855; Языки и письменность народов Се вера. М.; Л., 1937. Ч. 1; СазЬгеп М .А ., ЬеНИ$а1о Т. 5ато]есЙ5сЬе 5ргасЬта1;епаНеп. НеЫпкц 1960; Языки народов СССР. М., 1966. Т. 3: Финно-угорские и самодийские языки; Терещенко Н .М . Синтаксис самодийских языков. Л., 1973; Тапкипеп ] . Зап^есйзсЬе ХУофзсЬа^г: СететзапкцесИзсЬе Е1;уто1о§1еп. НеЫпкц 1977; Хелим- ский Е.А. Древнейшие венгерско-самодийские языковые параллели. М., 1982; Х а й д у П. Уральские языки и народы: Пер. с венг. М., 1985; Уральские языки. М., 1993. (Языки мира). Л.А. Ильина САМОЙЛОВИЧ Рудольф (Рувим ) Лазаревич (1 сент. 1881, Азов —4 марта 1939, по др. данным — 15 мая 1940), поляр, исследователь, д-р геогр. наук (1934), проф. (1928). Обучался на физ.-мат. фак-те Ново российского ун-та, попал под надзор полиции, поэтому окончил образова ние в Саксонской горной академии во Фрейбурге (1905). Вернувшись на родину, вновь занялся рев. деят-тью. Неоднократно подвергался арестам и ссылкам. Находясь в ссылке в Архангельской губ., начал геол. изыскания. В 1910 в Архангельске стал секр. об-ва по изучению Рус. Се вера. В 1911—12 участник экспедиции В.А. Русанова на Шпицберген, где были обнаружены и закреплены за Россией месторождения камен. угля. В 1915—17 руководил экспедицией в Карелию, а в 1918-19 - на Шпицберген и в Печорский кр. В 1920 С. возглавил созданную по его инициативе Северную науч.-промысл, экспедицию, преобразованную в 1925 в Ин-т по изуче нию Севера (с 1930 —Всесоюзный Арктический ин-т), дир. к-рого был в 1925—30 и 1933—38. С. —участник 21 аркт. экспедиции, в т. ч. по спасению итал. экспеди ции У. Нобиле (1928). В 1931 участвовал в 106-часовом беспосадочном полете на дирижабле «Граф Цеппе лин» над Зап. Арктикой в составе междунар. воздуш. экспедиции, организованной об-вом «Аэроарктик». В 1932—34 возглавлял комплекс, экспедиции по изучению Карского моря, в 1936—37 обследовал сев.-зап. часть морей Карского и Лаптевых, пролив на архип. Земля Франца-Иосифа. В 1937—38 руководил экспедицией с вынужденной зимовкой ледокол, пароходов «Садко», «Малыгин» и «Седов», дрейфующих во льдах Карско го моря. По возвращении С. был арестован органами НКВД и расстрелян. Реабилитирован в 1957. Именем С. названы пролив на Земле Франца-Иоси фа, остров в Карском море, бухта на Сев. Земле, гора, мыс и полуостров в Антарктиде. Награды: ордена Ленина, Трудового Красного Знамени. Соч.: На спасение экспедиции Нобиле. Л ., 1967. Лит.: Каневский З .М . Директор Арктики. М., 1977; Он же. Вся жизнь —экспедиция. М., 1982; Аветисов Т.П. Имена на карте Российской Арктики. СПб., 2003. С. И. Боякова САМОСОЖЖЕНИЯ СТАРОВЕРОВ В СИБИРИ. Со 2-й пол. XVII в. в Европ. России и за Уралом, параллельно с закреплением норм крепостничества в Соборном уложении и нарастанием абсолютист, черт в структуре гос. власти, возникает новое явление —мас совые самосожжения под лозунгами защиты старой веры и борьбы за старые мирские права. Этим явлением ознаменованы опред. изменения в массовом полит, и религ. сознании, широкое распространение разнообраз. теорий о наступившем или вплотную приблизившемся конце света, царстве антихриста, о рос. государях как земных воплощениях антихриста или верных его слугах, о необходимости бегства в глухие леса и горы из мира победившего зла, о душеполезности гибели от рук слуг антихриста. Зачастую самосожжения были спровоциро ваны действиями властей, причем не только кровавыми преследованиями староверов, но и увеличением налог, бремени, насилиями и коррумпированностью чиновни ков, тяжелыми последствиями реформ. Самосожжения («гари») обычно происходили в тай ных лес. убежищах, куда от новых несправедливостей и преследований уходили десятки и сотни окрест, жи телей, готовых'стоять до смерти за свои права. Весьма показателен тот бесспорный факт, что среди них часто были не одни ревнители старой веры, но и недавние прихожане РПЦ. Бежавшие строили в лесах избы, ча совню, внеш. укрепления, заранее запасались горючими материалами: порохом, смолой, берестой, дровами. Вес ти о таких скоплениях беглецов доходили до властей, к-рые отправляли к ним «увещевателей» с приданными воинскими командами. Начинались переговоры, в ходе к-рых беглецы часто выдвигали устные или письм. требования, разъясняли свои действия ссылками на тексты Священного Писания и Священного Предания. Изредка такие переговоры заканчивались благополуч но: получив обещание выполнить конкрет. требования, провести сыск о насилиях мест, властей, собравшиеся расходились по домам. Но, как правило, переговоры завершались приказанием штурмовать незаконное по селение и немедленным самосожжением. Вместе с тем и такой исход часто приводил к следствию о мест, зло употреблениях, а подчас также к уменьшению податей и повинностей. Немалую роль массовые самосожжения сыграли в общем значит, смягчении законодат-ва о ста рообрядцах при Екатерине II. Первым сиб. самосожжением была состоявшаяся 6 янв. 1679 «гарь» на р. Берёзовке в Тобольском у., организованная изв. старообряд. деятелем Доментианом; в ней погибло, по одним сведениям, 2 тыс., по другим — 1,7 тыс. чел. В том же 1679 произошло самосожжение в Мехонской слободе, а еще одно удалось предотвратить. Тогда же ок. 40 чел., собравшихся для самосожжения в с. Мостовка, перечислили в пространной «сказке» насилия и вымогательства мест, приказчика и просили оставить их в старой вере. В 1682 в Утяцкой слободе Тобольского у. сгорело 104 чел., в 1687 в лесу близ Киргизской слободы Верхотурского у. —100, на р. Пы- шме в дер. Боровиковой Куяровской слободы - до 150, на р. Тегень в Тюменского у. —более 300 чел. В 1688 произошла «гарь» в Новой Деревне близ Красноярска , в ней погибло ок. 30 служилых. В том же году в Верхо турском у. сгорели семьи изв. староверов Лепихиных, в дер. Реченге на Пышме —еще ок. 50 чел., на р. Юрмыч в Киргинской слободе —более 50 чел. Вспышка самосожжений в 1680-е гг. во мн. объясня ется принятием жесточайших законов против староверов при царевне Софье. Провозглашение веротерпимости в 1-е годы правления Петра I способствовало значит, сокращению «гарей». Однако возобновление преследо ваний ревнителей «старой веры», обложенных двой ной подушной податью, как и вообще введение новой податной системы с регуляр. «ревизиями», внедрение тяжелой системы рекрутчины, крепостнич. отношений в пром-ти снова привели к неск. «гарям».
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2