Историческая энциклопедия Сибири III
пром-ти. Для рук-ва заводами и фабриками появился институт уполномоченных Наркомтяжпрома и др. нар коматов. Процесс ликвидации С. в Сибири завершился 19 апр. 1932 решением Президиума Запсибкрайисполко- ма о преобразовании Крайсовнархоза в упр-ние легкой пром-ти. Так установилась централизов. отрасл. система упр-ния пром-тью, действовавшая до 1950-х гг. 2. Возврат к территор. системе упр-ния пром-тью имел 2 причины. Во-первых, ведомств, барьеры меша ли взаимодействию предприятий различ. отраслей на регион, уровне. Во-вторых, науч.-техн. революция и создание ядер, оружия (для к-рого требовались средства доставки) к сер. 1950-х гг. поставили на повестку .дня вопрос об ускоренном развитии Зауралья. Именно в вост. регионах находились осн. природ, ресурсы, необ ходимые для стр-ва круп, электростанций, развития на принципиально новой техн. основе радиотехн. и элек тронной пром-ти, изготовления сверхчистых металлов (особенно цвет.) и новых материалов хим. произв-в. Первым шагом в децентрализации пром-ти стало пе рераспределение функций упр-ния пром-тью в 1954—56. 15 тыс. предприятий различ. отраслей пром-ти перешли из общесоюзного в респуб. подчинение. В ведении об- щесоюз. структур оставались лишь наиболее круп. сиб. предприятия; они производили 58,2% пром. продукции Сибири; 24,2% приходилось на предприятия, подчинен ные структурам РСФСР; 17,6% —на предприятия мест, подчинения. Т. о., на уровне области функционировали предприятия пром-ти и стр-ва 3 форм подчинения. В 1957 была осуществлена осн. часть реформы. В соотв. с решениями февр. Пленума ЦК КПСС пост. Совета министров РСФСР от 1 июня 1957 во всех об ластях и краях были созданы С. Из 67 С., образованных в РСФСР, на Зап. Сибирь приходилось 7 (Алтайский, Кемеровский, Курганский, Новосибирский, Омский, Томский и Тюменский); на Восточную —5 (Бурятский, Иркутский, Красноярский, Читинский и Якутский). Структура С. как органа упр-ния включала отрасл. упр-ния (оборон., хим., легкой пром-ти и т. д. —набор для каждого С. определялся спецификой экон. р-на) и функцион. упр-ния и отделы (планово-производств., техн., инспекция по качеству продукции и т. д.). С созданием С. повысилась ответственность мест, органов власти за результаты работы предприятий и орг-ций пром-ти и стр-ва. С. стремились более ком плексно развивать экономику регионов и межотрасл. экон. связи, повышать специализацию и кооперирова ние произв-ва, создавать межотрасл. предприятия по ремонту оборудования и изготовлению инструмента. Они объединили родств. предприятия легкой, пищевой, деревообрабат. пром-ти и на их основе создали отрасл. производств, объединения. Была ликвидирована система промкооперации, ее промартели в осн. объединены с предприятиями С. и мест, пром-ти. По итогам 4 лет работы С. было отмечено замедление темпов роста пром. произв-ва. План ввода в действие осн. производств, фондов не выполнялся. Строит, орг-ции не осваивали выделяемые кап. средства. Т. о., С. не справились с возложенными на них задачами. При этом отрыв упр-ния пром-тью от организаций-разработчиков новых технологий (они остались в центр, областях) по родил новую проблему: замедлились темпы внедрения науч.-техн. достижений в пром. произв-во. В Сибири в кон. 1950-х гг. начала складываться своя система, направленная на ускорение науч.-техн. прогресса в пром-ти. Формировалось Сибирское отд-ние АН СССР, укреплялись действующие и создавались новые НИИ, пром. предприятия, особенно радиотехн. и электронного профиля. Однако эта система не была связана с С. Они и подведомств. им предприятия в большей мере были заинтересованы в выполнении гос. плана по выпуску освоенной продукции, от чего зависе ло их финанс. состояние. Внедрение в произв-во новой техники считалось не первоочеред. делом. Проблемы с внедрением новой техники проявились в 1959 и 1960 на 2 пленумах ЦК КПСС, на к-рых этот вопрос рассматривался в кач-ве основного. Попыткой решить проблему внедрения, а также укрепить отрасли всесоюз. специализации стало создание гос. комитетов по отраслям, в ведении к-рых находились НИИ, конст рукт. бюро и проект, орг-ции (авиац., оборон., элект ронная, радиотехн. пром-ть, судостроение и др.). Для рук-ва гос. отрасл. комитетами создали СНХ СССР. Однако поскольку гос. комитеты имели меньше возможностей воздействовать на предприятия, чем С., проблемы с внедрением сохранялись. Кроме того, стало ясно, что ограничение упр-ния пром-тью обл. рамками подрывает координацию работы между предприятиями одной отрасли. Пытаясь расширить экон. связи пред приятий, Совет министров РСФСР 26 дек. 1962 принял пост, об укрупнении С. Вместо 67 С. в РСФСР осталось 24, в т. ч. Западно-Сибирский (пром. предприятия Новосибирской, Омской и Томской обл.), Кузбасский (предприятия Алтайского кр. и Кемеровской обл.), Красноярский (предприятия Красноярского кр. и Ту винской АССР ), Восточно-Сибирский (предприятия Иркутской, Читинской обл ., Бурятской и Якутской АССР); предприятия пром-ти Тюменской и Курганской обл. входили в Уральский СНХ. Т. о., началось движение в сторону централизации. След, шагом на этом пути стало создание в янв. 1963 «Главзапсибстроя». Ему передали строит, орг-ции всей Зап. Сибири, находившиеся в подчинении центр, органов упр-ния РСФСР и СССР. В мае 1963 над С. появились новые координирующие органы: плановые комиссии в Западно-Сибирском и Восточно-Сибирском экон. р-нах (с центрами соотв. в Новосибирске и Ир кутске). Одновр. председатели этих комиссий вместе с рук-вом исполкомов, С., крупнейших предприятий, строит., исслед. и проект, орг-ций объединились в со ставе советов по координации развития народ, хоз-ва. Такие советы появились в Западно-Сибирском и Вос точно-Сибирском экон. р-нах. Окончат, свертывание деят-ти С. относится к 1965. В апр. в составе С. ликвидировали упр-ния, непосредств. связанные с оборонной пром-тью, а их предприятия передали вновь созданным мин-вам, основой к-рых являлись гос. комитеты по отраслям пром-ти. В соотв. с решениями сент. (1965) Пленума ЦК КПСС практи чески была восстановлена досовнархозовская система упр-ния пром-тью, воссозданы союз., союзно-респ. и респ. мин-ва, к-рым подчинены пром. предприятия. В целом 2-я попытка введения территор. упр-ния пром-тью дала 2 результата. Во-первых, пром-ть стала еще более централизованной, чем до реформы. Во-вто рых, провал попытки показал невозможность сочетания территор. системы упр-ния с централизов. плановой экономикой. Лит: Хавин А .Ф . От ВСНХ к совнархозам наших дней / / История СССР. 1960. № 4; Самохвалов Ф .В . Советы народного хозяйства в 1917—1932 гг. М ., 1964; Дробиж ев В .З . Главный штаб социалистической промышленности: очерки истории ВСНХ. М., 1966. А.А. Николаев, И. М. Савицкий СОВХОЗЫ (советские хозяйства), один из осн. типов с.-х. предприятий в СССР. Юридически и фак тически находились в гос. собственности. Первые С. в Сибири созданы в 1-й пол. 1918 на базе национали- зир. частновладел. имений: в Енисейской губ. (бывш. овцеводческая экономия Четверикова), в Алтайской 9 Заказ № 284
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2