Историческая энциклопедия Сибири III
Особый пласт неподцензур. печат. продукции, тира жировавшейся в регионе, составлял религ. С. Самостоят. изготовлением и распространением печат. продукции, удовлетворявшей духов, потребности верующих, зани мались приверженцы практически всех действовавших на тер. Сибири и Д. Востока конфессий. Наиболее рас пространен был христиан., преим. протестантский, С. Наряду с канонич. трудами, излагающими основы вероучения, и учеб.-религ. литературой выпускались информ. материалы: «Информационный листок бар наульской гонимой Церкви евангельских христиан- баптистов» (1971), «Информационная служба хрис тиан веры евангельской —пятидесятников» (Находка, 1976). Необходимость устранения информ. дефицита обус ловила появление в регионе несанкционир. изданий, предназначенных опред. группам читателей. Новосиб. последователи индианистского движения выпускали в нач. 1980-х гг. самиздат, ж. «Вампум» с ист.-этногр. уклоном. Студенты Новосибирского гос. ун-та на про тяжении 15 лет систематизировали разрознен, сведения 0 направлениях совр. музыки, создав в результате «мно готомную» (12 уел. т.) машинописную «Рок-энциклопе дию». В 1-й пол. 1980-х гг. в регионе стали выходить специализир. период, рок-издания. В Новосибирске увидели свет рок-газета «ИД» (1984—85), 3 номера (16—18) неформального общесоюз. издания «Квадрат» (1981—85), ж. «Стебль» (1986), альм. «Блин» (1986). В Тюмени был выпущен машинописный рок-журнал «Проблемы отоларингологии» (1985). Формально цензура массовой информации была отменена лишь осенью 1990, фактически легализация самиздат, прессы произошла во 2-й пол. 1980-х гг. Происходила постепенная трансформация классич. С. в «неформальную» печать. Лит.: Кушнир А .И . Золотое подполье. Полная иллюстрирован ная энциклопедия рок-самиздата (1967—1994). Н. Новгород, 1994; Самиздат века. Минск; М., 1997; Харитонов Е.В. Фантастиче ский самиздат. 1967—1999. Липецк, 1999 \ Алексеева Л .М . История инакомыслия в СССР. Новейший период. М., 2001; Собрание документов самиздата. Мюнхен: Радио «Свобода». Т. 3, 14, 15, 24, 25, 27, 28, 29. Е.Н. Савенко САМОДИЙСКИЕ ЯЗЫКИ (устар. назв. - са моедские). Составляют подсемью (ветвь) уральской языковой общности , в пределах к-рой родственны финно-угорским яз., а, по мнению ряда лингвистов, — также юкагирским. Выделяется 6 С. я.: 4 живых — не нецкий, энецкий, нганасанский, селькупский и 2 мерт вых —камасинский и маторский. По геогр. признаку С. я. принято подразделять на 2 территор. группы: сев.-само- дийск., включающую ненец., энец., нганасан, яз., и юж.- самодийск., куда входят селькуп., камасин., матор. яз. Последние 2 объединяются, кроме того, в территор. груп пу саяно-самодийских языков. Сев.-самодийск. близко- родственны и составляют, в отличие от юж.-самодийск. и саяно-самодийск., не только территор. группу, но и особую генетич. общность (ветвь) внутри самодийск. подсемьи. Территория их распространения — север Сибири и Европ. России (зоны тундры и сев. тайги) от п-ова Таймыр —на востоке до р. Мезень и Кольского п-ова — на западе. По данным переписи 2002, общая числ. сев.-самодийск. этносов составила 42,3 тыс. чел., вт . ч.: ненцев —41 тыс., энцев —300, нганасан —1 тыс. Считается, что названные сев. территории не являются ист. исконными для самодийцев, предки к-рых мигри ровали на север из более юж. р-нов Сибири прим. в сер. 1тыс. н. э. Селькуп, яз. в наст, время тоже локализован на севере Сибири, в бас. Таза и Турухана, но стал рас пространяться здесь только с XVII в. Его ист. ареалом, остаточно сохранявшимся почти до кон. XX в., являет ся Томско-Нарымское Приобье. По данным.переписи 2002, общая числ. сев. (тазовско-туруханских) и юж. (среднеобских) селькупов составляла 4 тыс. чел. Кама син. и матор. яз. в XVIII—XIX вв. были представлены неск. живыми диалектами на тер. Саянского нагорья и прилегающих р-нов. С учетом документированных диалектов их также называют камасин.-койбальским и матор.-тайг.-карагас. (МТК). Носители этих языков и диалектов вследствие длит, тюркизации сменили язык и вошли в состав тюркояз. этносов Юж. Сибири. С. я. генетически восходят к прасамодийскому. Принятая хронология его истории гипотетична, пос кольку базируется на косв. данных. Выделение пра- самодийск. язык, общности (ПЯО ) из прауральской предположительно датируется нач. IV тыс. до н. э., а распад —рубежом н. э. Язык, данные указывают, что прасамодийцы обитали в таеж. и горно-таеж. р-нах, занимаясь рыболовством, охотой и оленеводством. Вместе с тем во всех С. я. сохранились рефлексы прасамодийск. названия коня, к-рое имеет параллели в др.-тюрк, и ряде совр. тюрк, языков. Традиционно доминировало представление о первонач. распаде ПЯО на 2 ветви —сев. и юж., из к-рых постепенно выделились отдельные С. я. Но установлено, что юж.-самодийск. языки по определяющим критериям генетической язык, связи равноудалены как от сев.-самодийск., так и друг от друга. Это аргументирует вывод о быстром распаде ПЯО с одновр. выделением 4 ветвей: сев.-самодийск., селькуп., камасин. и матор. Объединение 3 последних в промежут. юж.-самодийск. генетич. общность (ветвь) не имеет достаточных науч. оснований. Типол. сходство С. я. существенно в сферах мор фологии и синтаксиса, а их фонол, системы заметно различаются. Фонетич. структура слова имеет ряд общих черт, в части., не допускается, как правило, сочетание согласных в нач. и кон. слова. Типология граммат. систем С. я. характеризуется доминировани ем агглютинативного морфол. типа; синтетич. средств выражения граммат. значений; суффиксального способа формо-, словообразования и словоизменения; номина тивного контенсивного строя; порядка слов в простом предложении —субъект, объект, предикат; полипредика- тивных предложений с инфинитными формами глагола (именами действия, причастиями, деепричастиями) в роли зависимых предикатов. Из более специфич. типол. черт следует отметить наличие предикативных форм имени, изменяющихся по лицам, числам, а в ненец, и энец. яз. даже по временам (энец.: у" эсэд ‘ты отец’; у' эсэдо сь ‘ты был отцом’); лично-притяжат., а в сев.- самодийск. также лично-предназначит. склонения имен (ненец.: нгано ‘лодка’; нганор ‘твоя лодка’; нганодар ‘лодка для тебя’); серий личных показателей глагола: субъектной, объектной и рефлексивной (последняя сохранилась только в сев.-самодийск. языках); способа общего отрицания со спрягаемым вспомогат. отрицат. глаголом и неизменяемым смысловым глаголом, совпа дающим с формой 2 л. ед. ч. императива (селькуп, яз. этот способ отрицания утрачен); морфологически вы раженного двойственного числа имен существительных. В словар. составе С. я. преобладает исконная лексика, в т. ч. восходящая к прасамодийск. и праурал. эпохам. Вместе с тем прослеживаются лексич. заимствования из тунгусо-маньчжурских, тюркских, монгольских, е н и с е й с к и х , обско-угор. и коми-зырян , языков . В сев.-самод. языках предполагается наличие палео- аркт. лексич. субстрата. В аспекте изучения истории сиб. этногенеза и лингвогенеза важно, что в С. я. не обнаружено заимствований из индоевроп. языков, за
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2