Историческая энциклопедия Сибири III
зав. сектором якут, лексикологии и лексикографии, с 1986 — зав. отд. языкознания Якутского ин-та языка, литературы и истории, одновр. проф. Якутского гос. ун-та. Осн. круг интересов С. лежит в области лексико логии и лексикографии якутского языка , он внес значит, вклад в их изучение. Исследовал лексику, истоки, нормы якут. лит. яз., рус. заимствования, язык якут, писателей (А.Е. Кулаковского, А.И. Софронова, П.А. Слепцова (П . Ойунского), Н.Д. Неустроева, Эрилик Эристина и др.), вопросы грамматики, истории якут. яз. и его изучения. Под его ред. и в соавт. с ним издан норматив. «Якутско-русский словарь» (М., 1972). Под рук-вом С. и с его участием созданы и создаются тома толкового словаря якут. яз. Засл. деятель науки ЯАССР (1989). Соч.: Русские лексические заимствования в якутском языке. Якутск, 1964. Ч. 1; М., 1975. Ч. 2; Об основных тенденциях раз вития лексики современного якутского литературного языка / / Актуальные вопросы якутской лексикологии и лексикографии. Якутск, 1980; Грамматика якутского литературного языка. Ф о нетика и морфология. М., 1982 (соавт.); Саха тылын историята. Студеннарга к0мО пособие. Якутскай, 1983; Якутский литературный язык: истоки, становление норм. Новосибирск, 1986; Якутский литературный язык: формирование и развитие общенациональных норм. Новосибирск, 1990. Лит.: Убрят ова Е .И ., Оненко С .Н . Важные исследования по лексическим заимствованиям в якутском языке / /И з в . СО АН СССР. 1966. № 5, вып. 2; Н елунов А .Г ., Слепцов П.А . Якутский литературный язык: истоки, становление норм //С о в . тюркология. 1989. № 5; Энциклопедия Якутии: Персоналии. М., 2000. СЛЕПЦОВ Платон Алексеевич (Платон Ойун- ский) (29 окт. 1893, Ботурусский (ныне Таттинский) улус Якутской обл. — 31 окт. 1939, Якутск), основатель якут. сов. лит., поэт, прозаик, драматург, ученый- филолог, обществ, и гос. деятель. Род. в семье бедняка, уже в юные годы становится проф. песенником и имп- ровизатором-олонхосутом (знатоком олонхо). С юношеских лет посещает соц.-демокр. кружок, возглавляемый Е .М . Ярославским , с 1918 — чл. РКП(6) и актив, участник рев. борьбы. В 1917 поступает на ист. отд-ние Томского учительского ин-та. В 1921—22 —пред. Якутского губревкома, в 1922 — СНК Якутии, с 1923 —ЦИК. В 1928—31 —нарком про свещения и здравоохранения Якутии. В 1937 избран депутатом Верховного Совета СССР 1-го созыва. В 1934 избран пред. правления Союза писателей (СП) Якутии, участвовал в работе I съезда писателей СССР. Чл. правления СП СССР (1934-38). С 1935 руководил деят-тью организованного им НИИ языка и культуры при СНК ЯАССР. Большое значение имеют труды С. в области язы кознания, фольклористики («Якутская сказка (олонхо), ее сюжет и содержание» (1927), «О теории якутского стихосложения» (1928), «Якутский язык и пути его развития» (1935)). Общепризнанны его заслуги в деле сбора текстов олонхо и науч. издания фольклора, им воссоздан текст народ, эпоса «Нюргун Боотур Стреми тельный» (1932). Им переведена на родной язык «Песня о соколе» М. Горького, «Интернационал» (1921). Творчество С. представляет романтич. направление в лит. соц. реализма. Именно С. разработал примени тельно к якут. яз. силлабо-тоническую систему стихо сложения. Стихотворение «Песня труженика» (1917) ознаменовало рождение якут. сов. поэзии. Широкой из вестностью пользовались стихи «Песня свободы» (1922), «На смерть вождя» (1924), «Железный конь» (1926), «Власть Советам» (1927), драм, поэма «Красный шаман» (1917, 2-я редакция 1925). Среди прозаич. сочинений С. — рассказы «Сон кожемяки» (1926), «Александр Македонский» (1935), повести «Выход из тины» (1936), мемуары «Минувшие дни и годы» (1928). С. — автор драм «Большевик» (поставлена 1926), «Туйаарыма-Куо» (поставлена 1928). В нач. 1938 арестован и обвинен в орг-ции заговора с целью вооруж. свержения совет, власти в Якутии и передачи ее под протекторат Японии. Реабилитирован в 1955. Именем С. названы Якутский акад. драматический театр, Литературный музей и улица Якутска. В 1966 учреждена гос. премия П.А. Ойунского (за лучшие произведения литературы, искусства и архитектуры). Празднование 100-летия со дня рождения С. в 1993 ЮНЕСКО включила в перечень офиц. событий, отме чаемых этой орг-цией. Соч.: Нюргун Боотур Стремительный (олонхо) / Пер. В. Дер жавина. Якутск, 1982; Талыллыбыт айымньылар (Избранные про изведения): В 3 т. Якутск, 1992, 1993; Стихотворения и поэмы. М., 1993. Лит.: Основополож ник якутской советской литературы. К 80-летию со дня рождения П.А. Ойунского: Сб. статей. Якутск, 1974; Семенов В.А. Творчество П. А. Ойунского. Новосибирск, 1980; П .А . Ойунский: взгляд через годы. Новосибирск, 1998. Н.Н. Тобу роков СЛОБОДА, ист. тип поселений, игравших роль центра для окрест, деревень. Характерно наличие ук реплений, неск. церквей, более высокая по ср. с селами числ. населения и его соц. неоднородность, тенденция к замене родовых связей соседскими. Наряду с земле дельческими известны С. стрелецкие, монастырские, ямские, иноземные, гор. ремесленные, население к-рых временно освобождалось от гос. повинностей. Слободские жители вели стационар, и ярмарочную тор говлю, занимались ремеслами, мелкой пром-тью, с. х. Наибольшее значение в Сибири имели с.-х. С., сеть к-рых сложилась по рекам Тобол, Исеть, Ишим. Земледельч. С. стали возникать по рекам Ница, Пышма, Тавда, Тара, Тура в 1-й четв. XVII в. (Ку- ларовская, 1623, Чубаровская, 1624 и т. д .). Они организовывались вокруг острогов — по инициативе гос-ва или части, лиц — и возглавлялись соотв. либо приказчиком, либо части, слободчиком; входили в гос. Тобольское ведомство. Селились вольные, гулящие и др. люди разных чинов, за искл. государевых крестьян. В ср. С. насчитывала 207 дворов и 1 123 жителя против 127 дворов и 689 жителей в селах. В 1710 С. У. Реме- зовым в Верхотурском, Тобольском и Тюменском у. учтено 58 С. Со 2-й пол. XIX в. после устранения воен. опасности на юж. границах С. начали функционировать как земледельч. поселения (давали более 90% хлеба, потребляемого Зап. Сибирью). Население С. не было односословным. В Суер- ской слоб. в 1710 крест, сословие составляло 36,7%, военно-служилое —28,1, бобыли — 11,6, приказные и духовенство —по 4,4%. В Ялуторовской слоб. в 1741 к пашенным крестьянам принадлежало 35% населения. Во мн. С. отсутствовало ремесл. население, а их роль выполняло военно-служилое население и «торгующие крестьяне». Осн. масса С. сосредоточена на юге Зап. Сибири, в др. местностях они представлены эпизоди чески: Бирюльская и Банзюйская слоб. в верховьях Лены, Дубчесская — на сев. Енисее, Амурская — на Амуре и т. д. После адм. преобразований 1782 начался переход С. в статус городов —Коркина слоб. (Ишим), Царево Городище (Курган), Ялуторовская слоб. (Ялуторовск) и сел. К кон. XIX в. С. утратили свое прежнее значение и составляли 0,46% всех сел. поселений, хотя оставались крупнейшими сел. нас. пунктами Тобольской губ. В нач. XX в. в Тобольской губ. С. не зафиксировано. Лит.: Ш унков В .Н . Очерки по истории земледелия Сибири. М., 1956; Балюк Н.А . Крестьянское хозяйство Зауралья в конце
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2