Историческая энциклопедия Сибири III
захоронений. В комплекс входят малый грунт, мо гильник и погребения под курган, насыпями. Типичны захоронения в круп., глубоких (2—3 м) могил, ямах, облицованных глин, обмазкой. В ямах устанавливались деревян. камеры. Погребенные лежат на лев. боку, скор- ченно, встречаются расчленен, трупы. Погреб, инвентарь богат и разнообразен —это оружие из бронзы и камця (кинжалы, наконечники стрел, булавы, вислообушные топоры, копья), сосуды и предметы быта, остатки колес ниц, кост. пластинчатые псалии, принесенные в жертву животные (лошадь, корова, овца, собака) и фрагменты их туш. Большой курган имеет диам. 85 м, выс. 4,5 м. Оконтурен рвом. Погреб, камера 3x3,5 м представляет собой сложную конструкцию из бревен с толосом в виде сводного перекрытия. Впоследствии на его остатках был сооружен храм-святилище в виде 9-ступенчатой усечен, пирамиды выс. ок. 9 м из бревен, грунта и камыша. Комплекс относится к XVII—XVI вв. до н. э. Лит.: Генинг В .Ф . Могильник Синташта и проблема ранних индоиранских племен //С о в . археология. 1977. № 4; Генинг В .Ф ., Зданович Г .Б ., Генинг В. В. Синташта: Археологические памятники арийских племен Урало-Казахстанских степей. Челябинск, 1992. Ч. 1; Уральская историческая энциклопедия. Екатеринбург, 1998. В. И. Молодин СИНЯГИН Ираклий Иванович (7 марта 1911, Моск ва — 1 окт. 1978, Москва), ученый-аграрник, орга низатор науки, акад. ВАСХНИЛ (1960). В 1939—56 —науч. сотрудник, зав. отд. Всесоюзного НИИ свекло вичного полеводства (Московская обл .), с 1953 — дир. института. В 1956—59 —гл. уч. секр. Президи ума ВАСХНИЛ. В 1959-60 - дир. Всесоюзного НИИ удобрений и агро почвоведения ВАСХНИЛ, в 1963—65 — зав. лаб. минер, удобрений в этом институте. В 1961—1963 — зам. ми нистра сельского хозяйства РСФСР. В 1965—69 — вице-през. ВАСХНИЛ. Один из организаторов и 1-й пред. СО ВАСХНИЛ (1970—78). Специалист в области агрохимии и почвоведения. В круг науч. интересов входили проблемы агротехники сах. свеклы, питания растений и применения минер, и орган, удобрений на почвах сероземной зоны. Награды: орден Ленина, 2 ордена Трудового Крас ного Знамени, медали. Соч.: Применение удобрений в Сибири. М., 1979; Агротехни ческие условия высокой эффективности удобрений. 2-е изд., доп. и перераб. М., 1980. Лит.: Материалы к биобиблиографии деятелей сельскохозяйст венной науки. М., 1981. Ю .И. Узбекова СКАЛОЗУБОВ Николай Лукич (29 окт. 1861, Кос трома —1916, Курган), обществ, деятель, ученый. То больский губ. агроном (1894—1906), депутат Государственной думы III со зыва (1907—13). В бытность губ. агрономом содействовал развитию селекц. деят-ти, садоводства и пче ловодства в Тобольской губ. Вместе с А .Н . Балакшиным основал Союз сибирских маслоделъческих артелей , актив, участник Курганского отд. Мос ковского об-ва сельского хозяйства, консерватор Тобольского губ. музея. Активно изучал природу, климат, народ, культуру в Тобольской губ. В 1895 один из гл. организаторов Сель скохозяйственной и кустарно-промышленной выставки, содействовавшей притоку капиталов в Тобольскую губ. Был близок к кадетам, активно критиковал политику П. А. Столыпина, особенно переселенческую. Сотрудни чал с ж. «Сибирские вопросы». Основатель (1914) и 1-й пред. Комиссии по изучению родного края в Кургане. Соч.: Сельское хозяйство в Тобольской губернии. СПб., 1895; Народный календарь / / Ежегодник Тобольского губернского музея. 1901. Тобольск, 1902; Материалы к вопросу о народной медицине в Тобольской губернии / / Там же. Тобольск, 1905. И. С. Менщиков с к и ф о с и б и р с к и й з в е р и н ы й стиль Большую часть раннего желез, века в евраз. степях принято называть «скифской эпохой» —по имени самого изв. из племен кочевников Причерноморья —скифов. Их происхождение, несмотря на существование письм. источников и более чем столетние исслед-я археологов, до сих пор остается во мн. загадочным. Установлено лишь то, что скифы были европеоидами, индоевропей цами, носителями одного из древнеиран. яз. С накоплением материала по конкрет. археол. памят никам стало ясно, что культуры скиф, облика возникали и развивались на разной основе не в отд. центрах, а по всей территории их распространения. Отличаясь формами керам. посуды и технологией ее изготовления, устройством жилищ, нек-рыми особенностями погреб, обряда, эти культуры, тем не менее, имеют мн. обще го: всем им свойственны сходные формы вооружения, конского снаряжения, нек-рые украшения одежды и пояса и, наконец, в их искусстве господствует один и тот же «звериный стиль». Если говорить о террито рии его распространения, то можно выделить локал. варианты, развивавшиеся в провинциях, имеющих к тому же свои культур., геогр. и хронол. особенности: 1) Прикубанье, Приднепровье, Сев. Причерноморье и Кавказ (скиф, звериный стиль); 2) Ниж. Поволжье и Юж. Приуралье (савромат. и сармат, звериный стиль); 3) Центрально-Азиатский регион и Приаралье (скифо- сиб. звериный стиль). Локал. культур, различия на таком огромном про странстве и на протяжении почти тысячелетия вполне понятны. Сходство же нек-рых важных компонентов мат. культуры, а иногда и полное их тождество за ставило ученых говорить о существовании культ.-ист. общностей и об общей мировоззренч. основе, суть к-рой составляет анималистич. искусство. Зооморф, символика существовала в индоиран. традиции, но до опред. момента не была отражена в мелкой пластике. К VIII в. до н. э. в среде номадов Центрально-Азиатского региона возникла потребность в создании нагляд. системы знаков, к-рая отражала бы формировавшуюся в обществ, и индивид, созна нии новую «картину мира». Можно говорить о целом комплексе причин, к-рые повлияли на ход и идейную направленность скифо-сиб. анималистич. искусства: — военизация, соц. изменения в сообществах при вели к тому, что украшались только опред. предметы, значимые для воина-кочевника, —конское снаряжение, вооружение, одежда, пояс; —набор образов, их сочетание между собой и с пред метами, на к-рых они изображались, сформировался вследствие опред. ритуально-мифол. представлений, носивших первоначально тотемистич. и магич. окраску. Именно идея «родственности» с животными, имевшая сначала биол., а затем соц.-психол. обоснование, прохо дит красной нитью в анималистич. искусстве и отражает ся в погреб, обряде-ритуале. При этом «тотемистическое родство» являлось сознательно реализуемым фактором единства кочевых сообществ; —выбор средств и приемов худ. выражения зависел от соц.-психол. особенностей кочевников и от сущест вовавших на опред. территориях изобразит, традиций и «художественных школ», формировавших эстетич. пристрастия и понятие красоты.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2