Историческая энциклопедия Сибири III
дить Смоленскую митрополию, владыка возведен в сан митрополита. После кончины царя Алексея Михайло вича в результате интриг свт. С. на 2 года был сослан в Троице-Сергиев мон-рь. Возвратившись из ссылки, он вновь деятельно взялся управлять епархией. В 1695 ввиду преклон. возраста подал прошение об увольне нии на покой, но, не успев получить его, 4 янв. 1699 скончался. Погребен в Троицком соборе Смоленска. Еще при жизни свт. С. почитали как святого. К лику Сибирских святых причислен 10 июня 1984. О.А. Павлова СИМОНОВ Михаил Дмитриевич (20 дек. 1947, Новосибирск —20 мая 2000, Новосибирск), специалист по языку, фольклору и этнографии эвенков и удэгейцев, канд. филол. наук (1975). Окончил Новосибирский гос. ун-т (1971), ученик В. А. Аврорина и Е.П. Лебедевой. До 1978 работал в секторе языкознания Бурятского ин-та обществ, наук Бурятского филиала СО АН СССР, затем в секторе тунгусо-маньчжуроведения Института ис тории, филологии и философии СО АН С С С Р / РАН. Науч. деят-ть С. оставила замет, след в области изучения фольклора, языка, духов, и мат. культуры эвенков и удэгейцев. Его плодотвор. сотрудничество с хорской удэгейкой В.Т. Кялундзюгой (при участии М.М. Хаса новой, Е.П. Лебедевой и др.) вылилось в публикацию тома «Фольклор удэгейцев: ниманку, тэлунгу, ехэ» (1998) в сер. «Памятники фольклора народов Сибири и Дальнего Востока». Последняя работа С., выполнен, им совмест. с В.Т. Кялундзюгой, —3-томный словарь удэгейского языка, обозначила новый подход к по даче лексич. материала: обшир. иллюстр. материал, призванный отразить особенности граммат. системы языка, семант. рубрикация словар. статьи, уточнение фонолог, системы удэг. яз., для к-рой С. разработал новую классификацию удэг. фонем. В течение мн. лет науч. интересы С. (1971—85) лежали также в области эвенкийского языка и этнографии. Соч.: Словарь удэгейского языка: Удэгейско-русско-удэгейский. Препринт. Стеншев, 1998—1999. Т. 1—3(соавт.); Фольклор удэгей цев: ниманку, тэлунгу, ехэ. Новосибирск, 1998 (соавт.). Лит.: Афанасьева Е .Ф . Эвенки: язык, фольклор, литература, этнография: Библиогр. указатель. Улан-Удэ, 1988; Горелова Л .М . Библиография по советскому тунгусо-маньчжуроведению (1970— 1990). М., 1991; Она же. Библиография работ по советскому тун гусо-маньчжуроведению. М., 1997; Хасанова М .М . Пусть живет удэгейская сказка / / Наука в Сибири. 2002. № 48—49. Б. В. Болдырев СИМФОНИЧЕСКИЕ ОРКЕСТРЫ в Сибири Традиции симф. исполнительства формируются в сиб. адм.-культ, центрах в кон. XVIII — 1-й трети XIX в. 1-е С. о. состояли из воен. музыкантов и в случае не обходимости дополнялись любителями и немногочисл. профессионалами из числа гражд. населения (в т. ч. ссыльными). В сер. XIX в. оркестры Тобольска, Омска , Иркутска, Томска, имея необходимый состав инстру ментов, квалифицир. исполнителей и капельмейстеров, исполняли весьма сложные партитуры. Во 2-й пол. XIX в. растет роль светских театр, оркестров. Полу чают распространение муз. вечера в клубах, театрах, в собраниях любителей драм, искусства, лит., музыки, в программы к-рых, как правило, входил симф. концерт. Активизация симф. исполнительства в 1880—90-е гг. связана с деят-тью в Сибири отд-ний Имп. рус. муз. об-ва. Деят-ть оркестров в составе 20—35 чел., как пра вило, носила вр. хар-р. Наряду с небольшими оркестр, пьесами, увертюрами исполнялись симф. произведения Гайдна, Моцарта, Бетховена, Чайковского. В нач. XX в. возникают более стабил. и многочисл. (до 40—50 чел.) коллективы. Вырастает проф. уровень музыкантов, репертуар пополняется произведениями Грига, Шуберта, Сен-Санса, Глинки, Рубинштейна, Мусоргского, Глазунова, Калинникова, Шопена и др. В Томске, Иркутске, Красноярске , Омске «симфониче ские собрания» и «симфонические вечера» приобретают регуляр. хар-р. В 1900—10-е гг. в Сибири возникает мн. любит, муз. коллективов, в т. ч. оркестров (напр., в Барнауле и Тобольске), в осн. недолго существовавших. Все более актив, участие в развитии муз. культуры в разных ее проявлениях принимает сиб. периферия (уезд, города). В нач. 1920-х гг., помимо оркестров опер, трупп, существовали С. о., находившиеся в ведении муз. отделов Наркомата просвещения (Музо). В Иркутске работал С. о., созд. в 1916 Я.М. Гершковичем. В Верх- неудинске (Улан-Удэ) и Чите в 1920—21 действовали оркестры, сформированные в осн. из иностранцев — бывш. военнопленных. Большую роль в орг-ции концерт, жизни и просвет, деят-ти в 1920—30-е гг. играли муз. учеб. заведения (техникумы, училища). В Омском муз. техникуме в 1924 был организован оркестр (рук. Н.П. Самгин), выступавший в течение неск. лет с симф. концертами. Во 2-й пол. 1920-х гг. выступал с симф. программами оркестр Томского муз. техникума. Организатором симф. концертов в Красноярске было филармония, об-во (1928). Во 2-й пол. 1930-х гг. оркестр Краснояр. муз. училища исполнял произведения Шуберта, Бетховена, Россини, Вебера. В кон. 1940-х — нач. 1950-х гг. в Красноярске работал С. о., организов. Л .Н . Шевчуком на базе муз. училища. Один из этапов становления симф. коллективов в регионе связан с деят-тью оркестров радиокомитетов. Организованные в нач. 1930-х гг. С. о. при радио комитетах в Иркутске (1930) и Новосибирске (1931) существовали до 1953. С Иркут, оркестром работали Б. Врана (1-й гл. дирижер), Н. Факторович, В. Пат рушев, С. Огарев и др., выступали изв. музыканты Р. Глиэр, Г. Гинзбург, Л. Оборин и др. Исполнялась рус. и зарубеж. классика, произведения совр. компо зиторов, звучала театр, и опер, музыка. В 1950-е гг. оркестр осуществил ряд работ совм. с хором Иркут, радиокомитета («Песнь о лесах» Шостаковича, «Весна» Рахманинова, «Александр Невский» Прокофьева» и др.). С. о. Новосиб. радиокомитета в 1933 насчитывал 50 чел. (дирижер М. Мильштейн). Во время Великой Отечественной войны коллектив был расформирован в связи с эвакуацией в Новосибирск С. о. Ленингр. филармонии и возобновил работу в сезоне 1947/48. В репертуаре — симф., оперная, ораториальная музыка рус. и зап.-еврон. классиков, композиторов XX в., сов. (в т. ч. сиб.) авторов. Оркестр одним из первых в стране исполнил Десятую симфонию Шостаковича (1954). С ним работали дирижеры Л. Гинзбург, И. Зак, П. Вальгардт, И. Факторович, М. Бухбиидер, А. Ко пылов. После формал. ликвидации (1953) состоялось неск. концертов (последний 26 дек. 1955). Возникший в 1939 С. о. Омского радиокомитета существовал до 1948, был закрыт вскоре после смерти своего организатора, дирижера И. Теслера. Свыше 50 лет существовал С. о. Якут, радиокомите та, впоследствии симф. оркестр Якут, радио и телевиде ния (1943—97). Почти все эти годы его возглавляла засл. деятель искусств РСФСР, народная артистка Якутии Г.М. Кривошапко (1948—60 — дирижер, с 1965 — гл. дирижер и худ. рук.). В обшир. репертуаре оркестра — произведения композиторов эпохи барокко, венских классиков, романтиков, отеч. композиторов. Оркестр яв лялся 1-м исполнителем симф. и кантатно-ораториальной, балет, и опер, музыки якут, композиторов. Вел актив, концерт, деят-ть, участвовал в фестивалях («Северное си яние», «Музыка олонхо»), Днях литературы и искусства Якут. АССР в Москве (1957, 1972, 1982) и др.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2