Историческая энциклопедия Сибири III

дить Смоленскую митрополию, владыка возведен в сан митрополита. После кончины царя Алексея Михайло­ вича в результате интриг свт. С. на 2 года был сослан в Троице-Сергиев мон-рь. Возвратившись из ссылки, он вновь деятельно взялся управлять епархией. В 1695 ввиду преклон. возраста подал прошение об увольне­ нии на покой, но, не успев получить его, 4 янв. 1699 скончался. Погребен в Троицком соборе Смоленска. Еще при жизни свт. С. почитали как святого. К лику Сибирских святых причислен 10 июня 1984. О.А. Павлова СИМОНОВ Михаил Дмитриевич (20 дек. 1947, Новосибирск —20 мая 2000, Новосибирск), специалист по языку, фольклору и этнографии эвенков и удэгейцев, канд. филол. наук (1975). Окончил Новосибирский гос. ун-т (1971), ученик В. А. Аврорина и Е.П. Лебедевой. До 1978 работал в секторе языкознания Бурятского ин-та обществ, наук Бурятского филиала СО АН СССР, затем в секторе тунгусо-маньчжуроведения Института ис­ тории, филологии и философии СО АН С С С Р / РАН. Науч. деят-ть С. оставила замет, след в области изучения фольклора, языка, духов, и мат. культуры эвенков и удэгейцев. Его плодотвор. сотрудничество с хорской удэгейкой В.Т. Кялундзюгой (при участии М.М. Хаса­ новой, Е.П. Лебедевой и др.) вылилось в публикацию тома «Фольклор удэгейцев: ниманку, тэлунгу, ехэ» (1998) в сер. «Памятники фольклора народов Сибири и Дальнего Востока». Последняя работа С., выполнен, им совмест. с В.Т. Кялундзюгой, —3-томный словарь удэгейского языка, обозначила новый подход к по­ даче лексич. материала: обшир. иллюстр. материал, призванный отразить особенности граммат. системы языка, семант. рубрикация словар. статьи, уточнение фонолог, системы удэг. яз., для к-рой С. разработал новую классификацию удэг. фонем. В течение мн. лет науч. интересы С. (1971—85) лежали также в области эвенкийского языка и этнографии. Соч.: Словарь удэгейского языка: Удэгейско-русско-удэгейский. Препринт. Стеншев, 1998—1999. Т. 1—3(соавт.); Фольклор удэгей­ цев: ниманку, тэлунгу, ехэ. Новосибирск, 1998 (соавт.). Лит.: Афанасьева Е .Ф . Эвенки: язык, фольклор, литература, этнография: Библиогр. указатель. Улан-Удэ, 1988; Горелова Л .М . Библиография по советскому тунгусо-маньчжуроведению (1970— 1990). М., 1991; Она же. Библиография работ по советскому тун­ гусо-маньчжуроведению. М., 1997; Хасанова М .М . Пусть живет удэгейская сказка / / Наука в Сибири. 2002. № 48—49. Б. В. Болдырев СИМФОНИЧЕСКИЕ ОРКЕСТРЫ в Сибири Традиции симф. исполнительства формируются в сиб. адм.-культ, центрах в кон. XVIII — 1-й трети XIX в. 1-е С. о. состояли из воен. музыкантов и в случае не­ обходимости дополнялись любителями и немногочисл. профессионалами из числа гражд. населения (в т. ч. ссыльными). В сер. XIX в. оркестры Тобольска, Омска , Иркутска, Томска, имея необходимый состав инстру­ ментов, квалифицир. исполнителей и капельмейстеров, исполняли весьма сложные партитуры. Во 2-й пол. XIX в. растет роль светских театр, оркестров. Полу­ чают распространение муз. вечера в клубах, театрах, в собраниях любителей драм, искусства, лит., музыки, в программы к-рых, как правило, входил симф. концерт. Активизация симф. исполнительства в 1880—90-е гг. связана с деят-тью в Сибири отд-ний Имп. рус. муз. об-ва. Деят-ть оркестров в составе 20—35 чел., как пра­ вило, носила вр. хар-р. Наряду с небольшими оркестр, пьесами, увертюрами исполнялись симф. произведения Гайдна, Моцарта, Бетховена, Чайковского. В нач. XX в. возникают более стабил. и многочисл. (до 40—50 чел.) коллективы. Вырастает проф. уровень музыкантов, репертуар пополняется произведениями Грига, Шуберта, Сен-Санса, Глинки, Рубинштейна, Мусоргского, Глазунова, Калинникова, Шопена и др. В Томске, Иркутске, Красноярске , Омске «симфониче­ ские собрания» и «симфонические вечера» приобретают регуляр. хар-р. В 1900—10-е гг. в Сибири возникает мн. любит, муз. коллективов, в т. ч. оркестров (напр., в Барнауле и Тобольске), в осн. недолго существовавших. Все более актив, участие в развитии муз. культуры в разных ее проявлениях принимает сиб. периферия (уезд, города). В нач. 1920-х гг., помимо оркестров опер, трупп, существовали С. о., находившиеся в ведении муз. отделов Наркомата просвещения (Музо). В Иркутске работал С. о., созд. в 1916 Я.М. Гершковичем. В Верх- неудинске (Улан-Удэ) и Чите в 1920—21 действовали оркестры, сформированные в осн. из иностранцев — бывш. военнопленных. Большую роль в орг-ции концерт, жизни и просвет, деят-ти в 1920—30-е гг. играли муз. учеб. заведения (техникумы, училища). В Омском муз. техникуме в 1924 был организован оркестр (рук. Н.П. Самгин), выступавший в течение неск. лет с симф. концертами. Во 2-й пол. 1920-х гг. выступал с симф. программами оркестр Томского муз. техникума. Организатором симф. концертов в Красноярске было филармония, об-во (1928). Во 2-й пол. 1930-х гг. оркестр Краснояр. муз. училища исполнял произведения Шуберта, Бетховена, Россини, Вебера. В кон. 1940-х — нач. 1950-х гг. в Красноярске работал С. о., организов. Л .Н . Шевчуком на базе муз. училища. Один из этапов становления симф. коллективов в регионе связан с деят-тью оркестров радиокомитетов. Организованные в нач. 1930-х гг. С. о. при радио­ комитетах в Иркутске (1930) и Новосибирске (1931) существовали до 1953. С Иркут, оркестром работали Б. Врана (1-й гл. дирижер), Н. Факторович, В. Пат­ рушев, С. Огарев и др., выступали изв. музыканты Р. Глиэр, Г. Гинзбург, Л. Оборин и др. Исполнялась рус. и зарубеж. классика, произведения совр. компо­ зиторов, звучала театр, и опер, музыка. В 1950-е гг. оркестр осуществил ряд работ совм. с хором Иркут, радиокомитета («Песнь о лесах» Шостаковича, «Весна» Рахманинова, «Александр Невский» Прокофьева» и др.). С. о. Новосиб. радиокомитета в 1933 насчитывал 50 чел. (дирижер М. Мильштейн). Во время Великой Отечественной войны коллектив был расформирован в связи с эвакуацией в Новосибирск С. о. Ленингр. филармонии и возобновил работу в сезоне 1947/48. В репертуаре — симф., оперная, ораториальная музыка рус. и зап.-еврон. классиков, композиторов XX в., сов. (в т. ч. сиб.) авторов. Оркестр одним из первых в стране исполнил Десятую симфонию Шостаковича (1954). С ним работали дирижеры Л. Гинзбург, И. Зак, П. Вальгардт, И. Факторович, М. Бухбиидер, А. Ко­ пылов. После формал. ликвидации (1953) состоялось неск. концертов (последний 26 дек. 1955). Возникший в 1939 С. о. Омского радиокомитета существовал до 1948, был закрыт вскоре после смерти своего организатора, дирижера И. Теслера. Свыше 50 лет существовал С. о. Якут, радиокомите­ та, впоследствии симф. оркестр Якут, радио и телевиде­ ния (1943—97). Почти все эти годы его возглавляла засл. деятель искусств РСФСР, народная артистка Якутии Г.М. Кривошапко (1948—60 — дирижер, с 1965 — гл. дирижер и худ. рук.). В обшир. репертуаре оркестра — произведения композиторов эпохи барокко, венских классиков, романтиков, отеч. композиторов. Оркестр яв­ лялся 1-м исполнителем симф. и кантатно-ораториальной, балет, и опер, музыки якут, композиторов. Вел актив, концерт, деят-ть, участвовал в фестивалях («Северное си­ яние», «Музыка олонхо»), Днях литературы и искусства Якут. АССР в Москве (1957, 1972, 1982) и др.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2