Историческая энциклопедия Сибири III

Сибирский прод. комитет и Сибирский совет народного хозяйства (Сибирское бюро ВСНХ). Кол-во членов С. было увеличено до 8. В его состав ввели представителей ВСНХ и важнейших наркоматов: внутр. дел, военного, земледелия, продовольствия, пу­ тей сообщения и рабоче-крест. инспекции. По рекомен­ дации Пленума ЦК РКП(6) членами С. были назначены С.Т. Ковылкин, В.М. Косарев, А.К. Пайкес, В.Н. Со­ колов, М.И. Фрумкин (11 мая его заменил П.К. Кога- нович), В.И. Шорин и А.В. Шотман. Пред. С. остался И.Н. Смирнов. Члены С. возглавили его ключевые отделы: военный, земельный, народ, хоз-ва, продо­ вольственный и упр-ния. В результате весной 1920 С. превратился в обл. орган гражд. и воен. упр-ния, к-рому подчинялись все существовавшие на тер. Сибири гражд. и воен. структуры, за искл. мест, органов ВЧК. Ни в одном норматив, документе центр, сов. органов причины сохранения С. и значит, расширения весной 1920 его компетенции не назывались. Коммунистич. рук-во Сибири необходимость существования в крае мощного обл. органа гос. власти, располагавшего чрезвыч. полномочиями, мотивировало совокупностью факторов: малочисленностью и низким уд. весом мест, пролетариата; зажиточностью и полит, неразвитостью сиб. крест-ва, поднимавшего антикоммунистич. вос­ стания; отсутствием достаточного кол-ва опыт. парт, и сов. работников; наличием на сопредельной с Сибирью территории Дальневосточной республики, Китая и Монголии круп, белогвард. вооруж. формирований А. С. Бакича, А.И. Дутова, Г. М. Семенова , Р.Ф. Утер­ на', и самое главное —важностью Сибири как источника продовольствия и сырья для Европ. России. С этого времени С. стал позиционировать себя как делегацию ВЦИК в Сибири для выполнения задач общерос. хар- ра, наделенную по отношению к мест, органам власти правами, аналогичными правам СНК. Однако столь расширит, трактовка С. собств. полномочий не нашла полной поддержки ни в Центре, ни на местах. Впервые компетенция и структура С. были относи­ тельно внятно прописаны в Положении о С., принятом СНК 12 окт. 1920. Положение определяло статус С. как «высшего органа центральной власти РСФСР в Сибири». На него возлагались обязанности по поддержанию рев. порядка в крае и рук-во всеми его адм.-хоз. органами. Деят-ть С. должна была осуществляться в соотв. с декре­ тами, постановлениями и распоряжениями центр, органов сов. власти: ВЦИК, СНК и наркоматов, по отношению к к-рым он считался учреждением исполнительным. В свою очередь, постановления и распоряжения С. подлежали обязат. исполнению всеми мест. сов. органами Сибири. Все уполномоченные центр, ведомств, не искл. военного, подчинялись С. через зав. соотв. отделом. Согласно Положению, числ. членов С. была увеличе­ на до 9 чел. за счет представительства Наркомата труда. Пред. и члены С. с этого времени назначались ВЦИК по представлению СНК, основанному на рекоменда­ циях наркоматов. Заведующие остальными отделами и ЦСУ получили статус членов С. с совещат. голосом. Для отделов С. устанавливалось двойное подчинение: перед С. и соотв. наркоматом. Штаты и сметы С. под­ лежали утверждению СНК, а отделов С. —профиль­ ным наркоматом при наличии предварит, заключения С. Персонально президиум ВЦИК утвердил С. в уже существовавшем составе, дополнив его делегированным от НКВД Б .З . Шумяцким. Положение о С. от 12 окт. 1920 явилось основопо­ лагающим законодат. актом, к-рый регламентировал его деят-ть. Единств, дополнение в этот норматив, документ было сделано пост. СНК от 1 авг. 1921. По инициативе самого С. СНК возложил на него функции экон. совещания Сибири и увеличил числ. состав за счет представителя Сиббюро ВЦСПС. Кроме того, СНК предоставил право членам С. и др. представителям наркоматов, несогласным с тем или иным постанов­ лением С., не приостанавливая исполнение принятого постановления, сообщить свое особое мнение соотв. наркомату, к-рый, в случае согласия с особым мнением, мог войти в Президиум ВЦИК или Совет Труда и Обо­ роны (СТО) с представлением об отмене или изменении постановления С. Важное значение для уточнения компетенции С. имело его постановление от 10 сент. 1921 о порядке взаимоотношений между С. и его отделами, с одной стороны, губисполкомами Сибири и их отделами — с другой. В соотв. с ним постановления и распоряжения С. объявлялись обязательными для всех мест. сов. уч­ реждений края. Но губисполкомам было предоставлено право, в случае несогласия с тем или иным постанов­ лением С., обжаловать его во ВЦИК, СНК или СТО, не приостанавливая проведение этого постановления в жизнь. Отделам С. предоставлялось право руководить деят-тью отделов губисполкомов и осуществлять над ней контроль только в пределах своей компетенции. Постановления и распоряжения отделов С. были обя­ зательны для профильных отделов губисполкомов, но они не имели права отдавать распоряжения непосредств. губисполкомам или их президиумам, за искл. случаев, когда такое право было делегировано им С. В случае несогласия с тем или иным постановлением или рас­ поряжением губисполкома отделы С. получили право обжаловать их в С., указывая мотивы своего несогласия. Губисполкомы и их президиумы не могли отменять рас­ поряжения отделов С., когда они были отданы отделами в пределах их ведомств, компетенции, но получили возможность приостановить их выполнение, апеллируя в таком случае в С. как к высш. инстанции. Орг. структура и персон, состав С. не отличались стабильностью. Они изменялись под влиянием реорга­ низаций, происходивших в центр, аппарате упр-ния, в зависимости от стоявших перед С. задач и условий, в к-рых их приходилось решать. Используемый при фор­ мировании С. принцип назначения при необходимости позволял Центру оперативно вносить коррективы в его персон, состав. В нояб. 1921 И.Н. Смирнова на посту председателя С. сменил С.Е. Чуцкаев', в авг. 1922 главой С. стал М .М . Лашевич. До назначения на эту должность С.Е. Чуцкаев и М.М. Лашевич работали заместителями пред. С. С июня 1922 по апр. 1924 зам. пред. С. по хоз. вопросам состоял А.П. Брыков, с февр. 1921 являвшийся членом С., его сменил Р.И. Эйхе, с мая 1922 по авг. 1923 входивший в состав С. с решаю­ щим голосом. С июня 1925 в С. появилась должность 2-го зам. пред., на к-рую был назначен А.Н. Поздны- шев. Кроме них, в разное время членами С. работали B.И. Вельман, Л .И . Гинзбург, М.И. Калманович, А.И. Кашников, И.И. Кокосов, Г.И. Ломов-Оппоков, А.П. Месяцев, А.Х. Митрофанов, И .П . Павлунов- ский, А.М. Певзнер, Н.Н. Петин, А.М. Поволоцкий, А.Р. Розит, А.М. Тамарин, Ю.П. Фигатнер, Д.Н. Ша­ пиро, Я.С. Щербинин, Я.К. Яглом. Все они, за искл. воен. специалиста Н.Н . Петина, были проф. рево­ люционерами, обладали необходимыми знаниями или достаточным опытом адм., воен. или хоз. работы и являлись надежными проводниками политики Центра по отношению к Сибири. Своего макс. развития как по кол-ву различ. под­ разделений, так и по числ. занятого в них персонала C. достиг к нач. 1921. В это время он имел 14 отделов: управления, военный ( штаб помглавкома по Сибири ), здравоохранения (Сибздрав), земельный (Сибземотдел),

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2