Историческая энциклопедия Сибири III
Сибирский прод. комитет и Сибирский совет народного хозяйства (Сибирское бюро ВСНХ). Кол-во членов С. было увеличено до 8. В его состав ввели представителей ВСНХ и важнейших наркоматов: внутр. дел, военного, земледелия, продовольствия, пу тей сообщения и рабоче-крест. инспекции. По рекомен дации Пленума ЦК РКП(6) членами С. были назначены С.Т. Ковылкин, В.М. Косарев, А.К. Пайкес, В.Н. Со колов, М.И. Фрумкин (11 мая его заменил П.К. Кога- нович), В.И. Шорин и А.В. Шотман. Пред. С. остался И.Н. Смирнов. Члены С. возглавили его ключевые отделы: военный, земельный, народ, хоз-ва, продо вольственный и упр-ния. В результате весной 1920 С. превратился в обл. орган гражд. и воен. упр-ния, к-рому подчинялись все существовавшие на тер. Сибири гражд. и воен. структуры, за искл. мест, органов ВЧК. Ни в одном норматив, документе центр, сов. органов причины сохранения С. и значит, расширения весной 1920 его компетенции не назывались. Коммунистич. рук-во Сибири необходимость существования в крае мощного обл. органа гос. власти, располагавшего чрезвыч. полномочиями, мотивировало совокупностью факторов: малочисленностью и низким уд. весом мест, пролетариата; зажиточностью и полит, неразвитостью сиб. крест-ва, поднимавшего антикоммунистич. вос стания; отсутствием достаточного кол-ва опыт. парт, и сов. работников; наличием на сопредельной с Сибирью территории Дальневосточной республики, Китая и Монголии круп, белогвард. вооруж. формирований А. С. Бакича, А.И. Дутова, Г. М. Семенова , Р.Ф. Утер на', и самое главное —важностью Сибири как источника продовольствия и сырья для Европ. России. С этого времени С. стал позиционировать себя как делегацию ВЦИК в Сибири для выполнения задач общерос. хар- ра, наделенную по отношению к мест, органам власти правами, аналогичными правам СНК. Однако столь расширит, трактовка С. собств. полномочий не нашла полной поддержки ни в Центре, ни на местах. Впервые компетенция и структура С. были относи тельно внятно прописаны в Положении о С., принятом СНК 12 окт. 1920. Положение определяло статус С. как «высшего органа центральной власти РСФСР в Сибири». На него возлагались обязанности по поддержанию рев. порядка в крае и рук-во всеми его адм.-хоз. органами. Деят-ть С. должна была осуществляться в соотв. с декре тами, постановлениями и распоряжениями центр, органов сов. власти: ВЦИК, СНК и наркоматов, по отношению к к-рым он считался учреждением исполнительным. В свою очередь, постановления и распоряжения С. подлежали обязат. исполнению всеми мест. сов. органами Сибири. Все уполномоченные центр, ведомств, не искл. военного, подчинялись С. через зав. соотв. отделом. Согласно Положению, числ. членов С. была увеличе на до 9 чел. за счет представительства Наркомата труда. Пред. и члены С. с этого времени назначались ВЦИК по представлению СНК, основанному на рекоменда циях наркоматов. Заведующие остальными отделами и ЦСУ получили статус членов С. с совещат. голосом. Для отделов С. устанавливалось двойное подчинение: перед С. и соотв. наркоматом. Штаты и сметы С. под лежали утверждению СНК, а отделов С. —профиль ным наркоматом при наличии предварит, заключения С. Персонально президиум ВЦИК утвердил С. в уже существовавшем составе, дополнив его делегированным от НКВД Б .З . Шумяцким. Положение о С. от 12 окт. 1920 явилось основопо лагающим законодат. актом, к-рый регламентировал его деят-ть. Единств, дополнение в этот норматив, документ было сделано пост. СНК от 1 авг. 1921. По инициативе самого С. СНК возложил на него функции экон. совещания Сибири и увеличил числ. состав за счет представителя Сиббюро ВЦСПС. Кроме того, СНК предоставил право членам С. и др. представителям наркоматов, несогласным с тем или иным постанов лением С., не приостанавливая исполнение принятого постановления, сообщить свое особое мнение соотв. наркомату, к-рый, в случае согласия с особым мнением, мог войти в Президиум ВЦИК или Совет Труда и Обо роны (СТО) с представлением об отмене или изменении постановления С. Важное значение для уточнения компетенции С. имело его постановление от 10 сент. 1921 о порядке взаимоотношений между С. и его отделами, с одной стороны, губисполкомами Сибири и их отделами — с другой. В соотв. с ним постановления и распоряжения С. объявлялись обязательными для всех мест. сов. уч реждений края. Но губисполкомам было предоставлено право, в случае несогласия с тем или иным постанов лением С., обжаловать его во ВЦИК, СНК или СТО, не приостанавливая проведение этого постановления в жизнь. Отделам С. предоставлялось право руководить деят-тью отделов губисполкомов и осуществлять над ней контроль только в пределах своей компетенции. Постановления и распоряжения отделов С. были обя зательны для профильных отделов губисполкомов, но они не имели права отдавать распоряжения непосредств. губисполкомам или их президиумам, за искл. случаев, когда такое право было делегировано им С. В случае несогласия с тем или иным постановлением или рас поряжением губисполкома отделы С. получили право обжаловать их в С., указывая мотивы своего несогласия. Губисполкомы и их президиумы не могли отменять рас поряжения отделов С., когда они были отданы отделами в пределах их ведомств, компетенции, но получили возможность приостановить их выполнение, апеллируя в таком случае в С. как к высш. инстанции. Орг. структура и персон, состав С. не отличались стабильностью. Они изменялись под влиянием реорга низаций, происходивших в центр, аппарате упр-ния, в зависимости от стоявших перед С. задач и условий, в к-рых их приходилось решать. Используемый при фор мировании С. принцип назначения при необходимости позволял Центру оперативно вносить коррективы в его персон, состав. В нояб. 1921 И.Н. Смирнова на посту председателя С. сменил С.Е. Чуцкаев', в авг. 1922 главой С. стал М .М . Лашевич. До назначения на эту должность С.Е. Чуцкаев и М.М. Лашевич работали заместителями пред. С. С июня 1922 по апр. 1924 зам. пред. С. по хоз. вопросам состоял А.П. Брыков, с февр. 1921 являвшийся членом С., его сменил Р.И. Эйхе, с мая 1922 по авг. 1923 входивший в состав С. с решаю щим голосом. С июня 1925 в С. появилась должность 2-го зам. пред., на к-рую был назначен А.Н. Поздны- шев. Кроме них, в разное время членами С. работали B.И. Вельман, Л .И . Гинзбург, М.И. Калманович, А.И. Кашников, И.И. Кокосов, Г.И. Ломов-Оппоков, А.П. Месяцев, А.Х. Митрофанов, И .П . Павлунов- ский, А.М. Певзнер, Н.Н. Петин, А.М. Поволоцкий, А.Р. Розит, А.М. Тамарин, Ю.П. Фигатнер, Д.Н. Ша пиро, Я.С. Щербинин, Я.К. Яглом. Все они, за искл. воен. специалиста Н.Н . Петина, были проф. рево люционерами, обладали необходимыми знаниями или достаточным опытом адм., воен. или хоз. работы и являлись надежными проводниками политики Центра по отношению к Сибири. Своего макс. развития как по кол-ву различ. под разделений, так и по числ. занятого в них персонала C. достиг к нач. 1921. В это время он имел 14 отделов: управления, военный ( штаб помглавкома по Сибири ), здравоохранения (Сибздрав), земельный (Сибземотдел),
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2