Историческая энциклопедия Сибири III
мени используются мех. шапки и сапоги (унты, кисы, торбаза). Прослеживается общее в ценностно-поведенч. комплексе жителей Сибири. У жителей др. регионов часто встречается пренеб- режит. отношение к Сибири (как краю отдаленному, дикому, месту ссылки и каторги) и С. (как людям грубым, необразованным/некультурным). Согласно В.И Далю, ранее существовало бранное слово «сибир- ный», обозначавшее «зверский, лютый, злой» и «отча янный». Наиболее часто из бытующих о Сибири пред ставлений встречается мнение, что «там всегда зима» и «медведи по улицам ходят». Начиная с 1990-х гг. регион, идентичность характеризуется положит, дина микой, а топоним «сибиряк» все чаще используется в кач-ве этнонима. 2. Группа рус. старожильч. населения Сибири XVIII — нач. XX в. По мнению антропологов, у С. более круп, размеры лица и его частей: скулового и челюстного диаметров, высоты лица и носа. Все рус. С. имеют более круп, размеры по сравнению с русскими европ. части страны. О себе представители этой этнокультур. группы обычно говорят, что они и их предки «коренные сибиряки», «вечные сибиряки», «настоящие русские сибиряки». Мн. из фамилий «коренных сибиряков» отмечаются в с.-х. анкетах 1916—17 как «великорусские старожильческие». Существует 2 осн. взгляда на С.: как на «русского человека древле» и как представителя «новой сибирско-русской народности». Значит, часть рус. старожильч. населения иденти фицирует себя как чалдоны (челдоны), представляя этнокультур. (этногр.) группу. Ч. —самоназв., повлияв шее на формирование самосознания, ведущего корни «с Дона» (вариант —с рек Чала и Дона). В правобережном Приобье, Притомье, Прииртышье фиксир. мифологи- зир. сюжет о происхождении «с Дона». В левобережном Приобье, Барабе, Васюганье, Кулунде такой экзо- и эндоэтноним встречается значительно реже и без выра женной «донской окраски». Н .М . Ядринцев первым отметил «чалдонов» Зап. Сибири как зажит, старожилов с присущей им жаждой обогащения, рослых и нередко рыжеволосых. Красной нитью в устных сообщениях проходят темы родств. связи с «покорителем Сибири Ермаком», а также «каза чьего» прошлого прадедов. Более того, Ермак выступает родонач. всего «рода», а гл. актом его деят-ти является поселение на сиб. землях «чалдонов». Старожилы-чалдоны не знали европ. «прошлого» своих прадедов, чем корен, обр. отличались от рос. переселенцев 2-й пол. XIX —нач. XX в. Они считали, а их потомки и сегодня считают себя живущими в Сибири с незапамят. времен, почему среди них распростра нены такие категоричные высказывания о себе, как: «мы — закорененные сибиряки», «чистые сибиряки», «чалдоны —извечные сибиряки», «нация была русские чалдоны» и т. д. По вероисповеданию чалдоны Западной Сибири являлись православными или «мирскими», чем отлича лись от старожилов-старообрядцев. В костюме чалдонов и др. С.-старожилов в Зап. Сибири длительное время сохранялись компоненты позднефеод. элитар. костюма XVI—XVII вв. Нацеленность на элитарность и гор. фор мы получила дальнейшее подтверждение в более позднее время кон. XIX —нач. XX в., когда с помощью одежды этнокультур. группа показывала особое соц. положение, отвечавшее их устремлениям выделиться из крест, среды. Специфически чалдонской можно считать бытовавшую около ряда уезд, и безуезд. городов масленичную тра дицию конного «взятия снежных крепостей» и т. п. Се- мицко-троицкие обычаи у чалдонов правобережья Оби выглядели обедненными: не фиксировались «завивание берез», Семик, яичное заговенье. Слабая сохранность троицких праздников у чалдонов этого региона связыва ет их с северорус. территориями России, где эти обряды не получили развития. Чалдоны имели сравнительно бедный календар. фольклор на фоне, напр., переселен цев из Европ. России, Украины, Белоруссии. Термины, обозначавшие отличные в этногр. отно шении группы населения в Вост. Сибири, а именно в Иркутской обл. , Респ. Бурятия , различны и содержат, их часть размыта. Старожилов рус. происхождения здесь называли «чалдонами», «гуранами», «чарошни- ками», рос. переселенцев пореформенного и Столыпин, периодов —«расейскими», «хахлами», хорошо известна компакт, старообряд. группа «семейских». Несмотря на распространенность указ. терминов в народ, среде, их идентификация затруднена. Опред. путаница имеется с обозначениями «гуранов» и «чалдонов»: «русский народ, который живет за Байкалом; по мнению рос. переселенцев, так звали русских, «метисированных с местными северными народами», т. е. бурятами. По томки польск. переселенцев-иркутян также считали, что термины «чалдон», «гуран» возникли из-за того, чтобы снять недоразумения в отношении идентификации части россиян, потомков от смешанных браков. Примечатель но, что характер, культур, признаки чалдонов/гуранов описывались информаторами почти теми же словами, к-рые являлись типичными для Зап. Сибири: это —вы сокая быт. и хоз. культура, отличавшая их от аборигенов и от рос. переселенцев, любовь к чаепитию, диалект, особенности. Нек-рые считали, что разделит, линия между гуранами и чалдонами проходила по Байкалу: «в Чите, Забайкалье, Борзе, Арше звали гуранами», в Иркутской обл. «чалдонами» (пос. Листвянка Иркут ского р-на). Если раньше прозвище «чалдон» являлось «ругательным словом для коренного сибиряка», то в наст, время встречаются случаи употребления этого слова в кач-ве этнонима. Лит.: Ядринцев Н .М . Поездка по Западной Сибири и в Горный Алтайский округ / / Зап. ЗСО ИРГО. 1880. Кн. 2; Ф урсова Е .Ф . Новогодние праздники и обряды чалдонов Чаусской волости Том ского округа (с. Середино, Кандаурово) / / Населенные пункты Сибири: опыт исторического развития (XVII — начало XX в.). Новосибирск, 1992; Пальцев А .И . Менталитет и ценностные орга низации этнических общностей (на примере субэтноса сибиряков). Новосибирск, 2001; Народы Западной и Средней Сибири: культура и этнические процессы. Новосибирск, 2002; С верку нова Н .В . Реги ональная сибирская идентичность: опыт социологического исследо вания. СПб., 2002; Проблемы сибирской идентичности. СПб., 2003; Образы Сибири в общественном сознании россиян XVIII —начала XXI в. Новосибирск, 2006; Бережнова М .Л . Загадка челдонов. История формирования и особенности культуры старожильческого населения Сибири. Омск, 2007; Ж и гунова М .А . Русские сибиряки: идентичность, характер, культура (конец XX —начало XXI века) / / История и культура Сибири. Омск, 2007. М.А. Жигунова, Е.Ф. Фурсова СИБИРЯКОВ Александр Михайлович (26 сент. 1849, Иркутск — 2 нояб. 1933, Ницца), золотопро мышленник, исследователь Севера. Из семьи вост.-сиб. купцов Сиби - ряковых. После гимназии получал образование в Цюрихе. Наследовал от отца (1874) свою долю участия в «Прибрежно-Витимской золотопро мышленной компании», в «Компании промышленности в различных местах Восточной Сибири» и в «Компании Ленско-Витимского пароходства». Кроме этого, приобрел Александро-Невский стекол, з-д и писчебум. ф-ку. С., развивая существовавшие предприятия, создал новые: буксирное пароходство на Ангаре (1885) и Амурское об-во пароходства и торговли (1894). Содействовал развитию транспорт, системы Си бири и освоению Северного морского пути , продолжив
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2