Историческая энциклопедия Сибири III

мени используются мех. шапки и сапоги (унты, кисы, торбаза). Прослеживается общее в ценностно-поведенч. комплексе жителей Сибири. У жителей др. регионов часто встречается пренеб- режит. отношение к Сибири (как краю отдаленному, дикому, месту ссылки и каторги) и С. (как людям грубым, необразованным/некультурным). Согласно В.И Далю, ранее существовало бранное слово «сибир- ный», обозначавшее «зверский, лютый, злой» и «отча­ янный». Наиболее часто из бытующих о Сибири пред­ ставлений встречается мнение, что «там всегда зима» и «медведи по улицам ходят». Начиная с 1990-х гг. регион, идентичность характеризуется положит, дина­ микой, а топоним «сибиряк» все чаще используется в кач-ве этнонима. 2. Группа рус. старожильч. населения Сибири XVIII — нач. XX в. По мнению антропологов, у С. более круп, размеры лица и его частей: скулового и челюстного диаметров, высоты лица и носа. Все рус. С. имеют более круп, размеры по сравнению с русскими европ. части страны. О себе представители этой этнокультур. группы обычно говорят, что они и их предки «коренные сибиряки», «вечные сибиряки», «настоящие русские сибиряки». Мн. из фамилий «коренных сибиряков» отмечаются в с.-х. анкетах 1916—17 как «великорусские старожильческие». Существует 2 осн. взгляда на С.: как на «русского человека древле» и как представителя «новой сибирско-русской народности». Значит, часть рус. старожильч. населения иденти­ фицирует себя как чалдоны (челдоны), представляя этнокультур. (этногр.) группу. Ч. —самоназв., повлияв­ шее на формирование самосознания, ведущего корни «с Дона» (вариант —с рек Чала и Дона). В правобережном Приобье, Притомье, Прииртышье фиксир. мифологи- зир. сюжет о происхождении «с Дона». В левобережном Приобье, Барабе, Васюганье, Кулунде такой экзо- и эндоэтноним встречается значительно реже и без выра­ женной «донской окраски». Н .М . Ядринцев первым отметил «чалдонов» Зап. Сибири как зажит, старожилов с присущей им жаждой обогащения, рослых и нередко рыжеволосых. Красной нитью в устных сообщениях проходят темы родств. связи с «покорителем Сибири Ермаком», а также «каза­ чьего» прошлого прадедов. Более того, Ермак выступает родонач. всего «рода», а гл. актом его деят-ти является поселение на сиб. землях «чалдонов». Старожилы-чалдоны не знали европ. «прошлого» своих прадедов, чем корен, обр. отличались от рос. переселенцев 2-й пол. XIX —нач. XX в. Они считали, а их потомки и сегодня считают себя живущими в Сибири с незапамят. времен, почему среди них распростра­ нены такие категоричные высказывания о себе, как: «мы — закорененные сибиряки», «чистые сибиряки», «чалдоны —извечные сибиряки», «нация была русские чалдоны» и т. д. По вероисповеданию чалдоны Западной Сибири являлись православными или «мирскими», чем отлича­ лись от старожилов-старообрядцев. В костюме чалдонов и др. С.-старожилов в Зап. Сибири длительное время сохранялись компоненты позднефеод. элитар. костюма XVI—XVII вв. Нацеленность на элитарность и гор. фор­ мы получила дальнейшее подтверждение в более позднее время кон. XIX —нач. XX в., когда с помощью одежды этнокультур. группа показывала особое соц. положение, отвечавшее их устремлениям выделиться из крест, среды. Специфически чалдонской можно считать бытовавшую около ряда уезд, и безуезд. городов масленичную тра­ дицию конного «взятия снежных крепостей» и т. п. Се- мицко-троицкие обычаи у чалдонов правобережья Оби выглядели обедненными: не фиксировались «завивание берез», Семик, яичное заговенье. Слабая сохранность троицких праздников у чалдонов этого региона связыва­ ет их с северорус. территориями России, где эти обряды не получили развития. Чалдоны имели сравнительно бедный календар. фольклор на фоне, напр., переселен­ цев из Европ. России, Украины, Белоруссии. Термины, обозначавшие отличные в этногр. отно­ шении группы населения в Вост. Сибири, а именно в Иркутской обл. , Респ. Бурятия , различны и содержат, их часть размыта. Старожилов рус. происхождения здесь называли «чалдонами», «гуранами», «чарошни- ками», рос. переселенцев пореформенного и Столыпин, периодов —«расейскими», «хахлами», хорошо известна компакт, старообряд. группа «семейских». Несмотря на распространенность указ. терминов в народ, среде, их идентификация затруднена. Опред. путаница имеется с обозначениями «гуранов» и «чалдонов»: «русский народ, который живет за Байкалом; по мнению рос. переселенцев, так звали русских, «метисированных с местными северными народами», т. е. бурятами. По­ томки польск. переселенцев-иркутян также считали, что термины «чалдон», «гуран» возникли из-за того, чтобы снять недоразумения в отношении идентификации части россиян, потомков от смешанных браков. Примечатель­ но, что характер, культур, признаки чалдонов/гуранов описывались информаторами почти теми же словами, к-рые являлись типичными для Зап. Сибири: это —вы­ сокая быт. и хоз. культура, отличавшая их от аборигенов и от рос. переселенцев, любовь к чаепитию, диалект, особенности. Нек-рые считали, что разделит, линия между гуранами и чалдонами проходила по Байкалу: «в Чите, Забайкалье, Борзе, Арше звали гуранами», в Иркутской обл. «чалдонами» (пос. Листвянка Иркут­ ского р-на). Если раньше прозвище «чалдон» являлось «ругательным словом для коренного сибиряка», то в наст, время встречаются случаи употребления этого слова в кач-ве этнонима. Лит.: Ядринцев Н .М . Поездка по Западной Сибири и в Горный Алтайский округ / / Зап. ЗСО ИРГО. 1880. Кн. 2; Ф урсова Е .Ф . Новогодние праздники и обряды чалдонов Чаусской волости Том­ ского округа (с. Середино, Кандаурово) / / Населенные пункты Сибири: опыт исторического развития (XVII — начало XX в.). Новосибирск, 1992; Пальцев А .И . Менталитет и ценностные орга­ низации этнических общностей (на примере субэтноса сибиряков). Новосибирск, 2001; Народы Западной и Средней Сибири: культура и этнические процессы. Новосибирск, 2002; С верку нова Н .В . Реги­ ональная сибирская идентичность: опыт социологического исследо­ вания. СПб., 2002; Проблемы сибирской идентичности. СПб., 2003; Образы Сибири в общественном сознании россиян XVIII —начала XXI в. Новосибирск, 2006; Бережнова М .Л . Загадка челдонов. История формирования и особенности культуры старожильческого населения Сибири. Омск, 2007; Ж и гунова М .А . Русские сибиряки: идентичность, характер, культура (конец XX —начало XXI века) / / История и культура Сибири. Омск, 2007. М.А. Жигунова, Е.Ф. Фурсова СИБИРЯКОВ Александр Михайлович (26 сент. 1849, Иркутск — 2 нояб. 1933, Ницца), золотопро­ мышленник, исследователь Севера. Из семьи вост.-сиб. купцов Сиби - ряковых. После гимназии получал образование в Цюрихе. Наследовал от отца (1874) свою долю участия в «Прибрежно-Витимской золотопро­ мышленной компании», в «Компании промышленности в различных местах Восточной Сибири» и в «Компании Ленско-Витимского пароходства». Кроме этого, приобрел Александро-Невский стекол, з-д и писчебум. ф-ку. С., развивая существовавшие предприятия, создал новые: буксирное пароходство на Ангаре (1885) и Амурское об-во пароходства и торговли (1894). Содействовал развитию транспорт, системы Си­ бири и освоению Северного морского пути , продолжив

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2