Историческая энциклопедия Сибири I
«нетовцев»). Члены др. церквей могли быть освобож дены только при условии, что сам заявитель или его семья пострадали до 1917 за отказ от воен. службы. В результате к 1924 от воен. службы были освобождены ок. 700 чел. В 1925 в ходе воен. реформы положение об освобож дении от воинской обязанности по религ. убеждениям и прохождении А. г. с. было включено в Закон об обяза тельной военной службе, к-рым де-юре подтверждалась практика, введенная инструкцией НКЮ от 5 нояб. 1923. Освобожденные от службы лица обязывались принимать участие в обществ.-полезных рабтах, в т. ч. в борьбе с эпидемиями, эпизоотиями, лес. пожарами, выполнять земляные работы. Орг-ция работ возлагалась на НКВД союз, республик и их мест, органы. В воен. время паци фисты должны были направляться в особые команды по обслуживанию тыла и фронта. Если в мирное время па цифисты не привлекались на работы, то они облагались мест, исполнит, комитетами особым налогом в пользу воен. инвалидов. Так как гос-во, не имея средств для орг-ции труда «религиозников», было вынуждено отка заться от привлечения их к обществ.-полезным работам, уплата спец. воен. налога выступала до кон. 1920-х гг. в кач-ве эрзаца альтернатив, гражд. службы. Впервые массовый призыв лиц, освобожденных от воен. службы по религ. убеждениям, для прохождения А. г. с. в труд, частях был осуществлен в 1927 на Ук раине. В 1929—30 в соответствии с приказами НКВД № 108 от 31 мая 1929 и № 108 от 12 марта 1930 «Об использовании труда граждан, освобожденных от воинс кой службы по религиозным убеждениям», осн. формой прохождения А. г. с. стало отбытие труд, повинности на терпентинных промыслах гос. треста «Лесохим». Мест, власти могли также сами решать вопросы прохождения А. г. с. На тер. Омского воен. окр. лица, освобожден ные от воен. службы по религ. убеждениям, обязыва лись в теч. 5 лет с перерывами отбывать земледельч. работы в совхозах округа. В дек. 1929 на лесозаготов ки, организованные Омским исправительным трудовым домом на тер. Пологрудовской дачи Тарского лесничест ва, было привлечено более 200 верующих пацифистов. В 1932 пост. СНК СССР № 336 от 15 марта 1932 при влечение граждан, освобожденных от воен. службы по религ. убеждениям, к работам, заменяющим эту служ бу, возлагалось на Наркомат труда (НКТ) СССР. Для прохождения А. г. с. в мирное время граждан призы вали в особые труд, части НКТ СССР, исполняющие работу оборонно-стратегического назначения по линии Наркомата путей сообщения, Центр, упр-ния шоссейных и грунтовых дорог и автомобильного транспорта. План их использования подлежал согласованию с Наркома том по военным и морским делам. Лица, отказавшиеся от своих пацифист, убеждений, могли быть перечисле ны в РККА только на основании особого ходатайства командования трудовых частей. Срок А. г. с. составлял 2 года. Осенью 1933 особые труд, части были ликви дированы, лица, проходившие А. г. с., в составе отд. взводов включены в части тылового ополчения. А. г. с. ликвидирована в результате невключения положения о ней в закон СССР «О всеобщей воинской повинности» от 1 сент. 1939. В Российской Федерации Закон об аль тернативной гражданской службе принят Гос. думой 28 июня 2002 и вступил в силу 1 янв. 2004. Лит: Советское государство и евангельские церкви Сибири в 1920—1941 гг.: Документы и материалы. Новосибирск, 2004; Са вин А. И. К вопросу об альтернативной гражданской службе паци фистов в СССР в конце 1920-х —первой половине 1930-х годов / / Немцы в Сибири: история, язык, культура: Матер, междунар. на уч. конф. Красноярск, 2005. А. И. Савин АЛЮТОРСКИЙ ЯЗЫК, относится к чукотско- камчат. семье. Носители А. я. —представители локал. групп (полу)оседлых коряков (самоназв. — нымылъу ‘жители поселка’, русиф. форма — нымыланы), про живающих в сев. части п-ова Камчатка: алюторцы, ре- кинниковцы, паланцы, карагинцы, осн. традиц. заня тиями к-рых является рыболовство, охота, в меньшей степени морской зверобойный промысел и оленеводство. Точное число носителей А. я. неизвестно, т. к. во вре мя переписей населения после 1926 они фиксировались как коряки. Это в осн. люди в возрасте старше 50 лет, составляющие ок. 15% алюторцев. Поскольку носители А. я. относят себя к корякам, он долгое время считался (эта точка зрения сохранилась в нек-рых исслед-ях до сих пор) диалектом корякского языка. В кон. 1950-х — 1960-е гг. было предложено рассматривать его как са мостоят. яз. с 3 диалектами: собственно алюторским, паланским и карагинским. Однако лингвоним «А. я.» оказался востребованным только лингвистами. Не при живается и этноним «алюторцы», поскольку так корен, жители называют только уроженцев с. Алюторка, пре кратившего существование в 1975. Для А. я. характерны фонологическое противопос тавление согласных [г] и [(:] во всех диалектах, нали чие долгих гласных —в собственно алютор., гармонии гласных по подъему —в палан. и карагин., структура слога: согласный—гласный—(согласный); двусторонняя агглютинация; категория «человек/нечеловек» у сущес твительных; субъект.-объект, спряжение; эргативный строй предложения; наличие инкорпорации как вида синтаксич. связи; свобод, порядок слов, преим. субъ ект, предикат, объект, препозиция атрибутов. А. я. бесписьменный, исчезающий, используется только в быт. общении и ограниченно в традиц. ви дах деят-ти. Лит.: Языки народов СССР. Л., 1968. Т. 5; Ж укова А. Н. Язык паланских коряков. Л., 1980; Мальцева А.А. Морфология глагола в алюторском языке. Новосибирск, 1998; Кибрик А .Е ., Кодзасов С.В., М уравьева И.А. Язык и фольклор алюторцев. М., 2000; Нагаяма, Юкари. Очерк грамматики алюторского языка. Куо1о, 2003. А.А. Мальцева АЛЮТОРЦЫ ( самоназв. аультьу), народ, прожи вающий на Камчатском перешейке (север Корякского авт. окр., Парапольский дол). Поселки А. преим. рас полагались на вост. побережье перешейка, кочевые А. проживают и на зап. побережье. Преобладает тип аркт. малой расы. Числ. оценивают в широком диапазоне от неск. сот (по язык, критерию) до 3 тыс. чел. (по обще му кол-ву абориг. населения Камчатского перешейка), более точные данные отсутствуют ввиду неопределен ности статуса А. —как и переписи сов. периода, пере пись 2002 относит А. к числу коряков. Алюторский язык принадлежит чукотско-камчат. группе палеоазиат, языков, бесписьменный, ранее счи тался нымыланским диалектом коряк, яз., ныне рас сматривается как самостоят. Использование коряк, грамматики затруднено фонетич. расхождениями ко ряк. и алютор. яз. В составе алютор. яз. выделяют 3 диалекта, наиболее изучен собств. алютор. диалект. К 2002 алютор. яз. владели лишь 40 чел., преим. ст. возрастов, остальные А. перешли на рус. яз. Сведения об А. встречаются в самых ранних извес тиях о Камчатке. В 1697 А. были объясачены рус. каза ками и в течение ряда лет оказывали русским вооруж. сопротивление. Этноним А. происходит от назв. с. Алют (рус. Олюторское, Олюторка), жителей к-рого называли алюторцами —«алюта-лъы-н» или «элютэ-лъы-н». Весьма условно А. разделяются по роду занятий на 2 группы: оседлых (береговых) и кочевых (олен- ных). В результате обмена обе группы традиционно
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2