Историческая энциклопедия Сибири I

обнаружено также на Алтае, в Прибайкалье и в бас. Лены. Орхон. надписи впервые были дешифрованы в 1893 В.Л. Томсеном и В .В . Радловым. В памятниках древнетюрк. рунического письма зафиксировано древ- нетюрк. койне, сформировавшееся, по-видимому, на базе диалектов тюрк, племен второго тюркского кага­ ната. Тюрк, орхоно-енисейские руны были созданы в VII в. на базе согдийского письма, к-рое, в свою оче­ редь, восходит к арамейскому. Курсивное начертание согдийских знаков преобразовано в геометр, формы. Это было буквенное письмо, в к-ром отражались как согласные, так и гласные; алфавит включает более 40 графем. Монг. алфавит функционировал на тер. Сибири со времени его создания (X III в .) до 1931. Монг. алфавит создан на базе уйгурского, к-рый восходит к арамейс­ кому. Использовавший монг. алфавит лит. старописьм. монг. яз. был не только лит. языком всех монголояз. народов, в т. ч. вошедших в XVII в. в состав России бурят, племен, но и лит. языком образованных тувин­ цев. В 1920-е гг. была начата работа по созданию на ба­ зе этого алфавита новой бурят, письменности и нового бурят, лит. яз., однако процесс этот был прерван, и в 1931 бурят, письменность переведена на латиницу. Латиница стала основой для 2 алфавитов, разрабо­ танных во 2-й пол. 1920-х гг. и использовавшихся на тер. Сибири на протяжении 1930-х гг.: унифицир. но- вотюрк. алфавита (утвержден в 1928) и Единого алфа­ вита народов Севера (создан в 1930, офиц. утвержден в 1931). Новый якут, алфавит С. А. Новгородова был раз­ работан на базе Международной фонетической транс­ крипции и использовался с 1917 по 1930. Кириллица использовалась в кач-ве основы при создании письменностей сиб. народов на протяжении всего XIX в. и в нач. XX в. (см. Письменность сибир­ ских народов ). Обычно к рус. алфавиту добавлялись графемы для передачи специфич. для того или иного языка фонем, отсутствующих в рус. яз. После непро- должит. периода всеобщей латинизации письменности на тер. всей России в 1930-е гг., с кон. 1930-х гг. алфа­ виты всех языков Сибири, имеющих или получающих письменность, строятся на базе кириллицы. Лит.: Лингвистический энциклопедический словарь. М., 1990; Письменные языки мира: Языки Российской Федерации: Социолинг­ вистическая энциклопедия. М., 2000. Кн. 1; 2003. Кн. 2. О.А. Казакевич АЛЬТБЕРГ Александр Карлович (апр. 1895, Рига — 1938). Работник госбезопасности и милиции. Работал электромехаником, с 1914 служил в рос. армии. С 1916 — токарь и слесарь на Путиловском з-де в.Петрограде. Чл. РКП(б) с мая 1918. С июня 1919 —в ЧК Перми, Вят­ ки, в 1925—30 —нач. окротделов ПП ОГПУ по Уралу в Троицке и Ирбите. С 1931 —нач. отдела спецпоселений ПП ОГПУ по Северной обл., в 1933—37 —нач. Упр-ния рабоче-крест. милиции (УРКМ ) в ОГПУ—УНКВД по Северной обл. (Архангельск). С 4 марта 1937 — нач. УРКМ и пом. нач. УНКВД Запсибкрая —Новосибир­ ской обл., майор милиции. Актив, участник репрессий. В нач. 1938 арестован в Новосибирске как «рук. наци- оналистич. латыш, орг-ции». Расстрелян. А. Г. Тепляков АЛЬТЕРНАТИВНАЯ ГРАЖДАНСКАЯ СЛУЖБА, предусмотрена законодат-вом ряда стран для граждан, считающих для себя невозможным по религ.-этич. мо­ тивам проходить действит. воен. службу с оружием в руках и участвовать в боевых действиях. В императорс­ кой России А. г. с. была введена для членов неопротес- тантской конфессии меннонитов, к-рые, начиная с 1874, в соответствии с «Общим уставом о воинской повин­ ности» освобождались от ношения оружия и проходили службу в мастерских морского ведомства, в пожар, ко­ мандах и в особых подвижных командах лес. ведомст­ ва. Менонитская молодежь призывного возраста прохо­ дила А. г. с. преим. в 9 лесничествах, к-рые содержа­ лись на средства меннонитских общин. В Сибири для этих целей в 1914—17 служило лесничество Исилькуль. Во время Первой мировой войны было мобилизовано ок. 22 тыс. меннонитов в возрасте от 21 до 45 лет, из них ок. 5 тыс. служили санитарами, остальные занима­ лись валкой леса, заготовкой древесины и выжигом уг­ ля в командах лес. ведомства. После Февр. революции право меннонитов на А. г. с. было подтверждено Воен­ ным мин-вом Временного пр-ва. Временное Сибирское пр-во в авг. 1918 в ответ на ходатайство руководителей общин также отдало указание о призыве меннонитов только в сан. части. В Сов. России А. г. с. введена декретом СНК РСФСР «Об освобождении от военной повинности по религиозным убеждениям» от 4 янв. 1919 и распростра­ нялась преим. на меннонитов, баптистов, евангельских христиан, адвентистов, молокан, духоборов и толстов­ цев. Воен. служба решением суда заменялась им сан. службой преим. в «заразных госпиталях» или иной об­ ществ.-полезной работой по выбору самого призывника. Принятие декрета стало возможным благодаря иллюзор. представлениям В .И . Ленина и В.Д. Бонч-Бруевича о сектантах как носителях идей соц. и экон. равенства, наиб, склонных к восприятию и усвоению ком. идей. Пост. Президиума ВЦИК от 16 сент. 1921 «О пересмот­ ре дел лиц, осужденных по религиозным мотивам» рас­ ширяло сферу применения труда пацифистов, допуская их использование на с.-х. работах и работах по специ­ альности. К кон. 1922 порядок освобождения от воен. службы регулировался также циркулярами Наркомата юстиции (НКЮ ) РСФСР от 5 июля 1919 «О примене­ нии декрета об освобождении от военной службы по ре­ лигиозным убеждениям» и «Об уклонении от воинской повинности по так называемым “религиозным убежде­ ниям”» от 4 авг. 1920, а также декретом СНК РСФСР от 14 дек. 1920, существенно ограничивавшими сферу действия декрета от 4 янв. 1919. Во время Гражд. вой­ ны не сложилось единой практики использования тру­ да пацифистов, оно было спорадическим и зависело от инициативы мест, властей. Для меннонитов Сибири 1-м правовым актом мест, властей, регулирующим воп­ росы А. г. с., стало пост. Сибревкома от 20 апр. 1920 «Об освобождении меннонитов от военной службы», в соответствии с к-рым служба в армии заменялась для них направлением в мест, комиссии по труд, повинно­ сти для выполнения ра­ бот, не связанных с воен. действиями. В соотв. с циркуляром НКЮ РСФСР от 5 нояб. 1923 «О порядке разбора дел об освобождении от военной службы по ре­ лигиозным убеждениям», право на освобождение от воен. службы и про­ хождение А. г. с. сохра­ нили члены только тех конфессий, в чьем веро­ учении отказ от службы был до 1917 официально признан в качестве обя­ зат. догмата (духоборы, меннониты, молокане и члены рус. мистич. секты СВИДЕТЕЛЬСТВО О Б О С В О Б О Ж Д Е Н И И О Т ВОЕННОЙ С Л У Ж БЫ П О Р Е Л И Г И О З Н Ы М У Б Е Ж Д Е Н И Я М ■ ' ?:*

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2