Историческая энциклопедия Сибири I

та, рыболовство, пчеловодство и сбор кедр, ореха) в сочетании с ручным мотыж. земледелием, ткачеством и металлообработкой в р-нах Сев. Алтая. По данным на 1897, небольшие посевы ячменя производила пол. всех алт. хоз-в. В культуре жизнеобеспечения различ. групп А., на­ ряду с общими чертами, имелся ряд отличий. Юж. А. разводили лошадей, круп, и мелк. рог. скот; кроме то­ го, теленгиты имели яков и верблюдов. Традиц. рацион кочевых А. имел мясо-мол. направленность; в кулина­ рии также использовали мясо дичи, крупяные и мучные изделия, дикоросы. Комплекс одежды у юж. А. универсально включал длинную рубаху и широкие штаны, к-рые шили из тка­ ни или кожи. Обувью служили мягкие сапоги с войлоч. вставками. На голове носили конич. шапку из цвет, тка­ ни, подбитую мехом, или округлую шапку с верхом из лисьих лапок и мерлушковым подбоем. В традиц. кос­ тюм также входила нагольная овчин, шуба с запахом на прав, сторону, к-рую подпоясывали широким поя­ сом. Иногда летом вместо шубы надевали сходный по крою сукон, халат с большим отложным воротником. Замуж, женщины поверх верх, одежды носили длин­ ную распашную безрукавку-чегедек, отороченную по­ зументом. Гендерные различия в костюме подчеркивал набор украшений и аксессуаров, специфичный для де­ вушек, женщин и мужчин. С XVII в. р-ны расселения сев. А. и телеутов, при­ годные для пашен, земледелия, стали зоной приоритет, крест, колонизации, в контексте к-рой развернулись процессы аккультурации в сфере жизнеобеспечения. Освоение русских традиций в сфере земледелия, до­ мостроения и одежды телеутами изменило облик из­ начально скотоводч. культуры; при этом произошло формирование ориг. быт. стандартов, имеющих этнич. специфику. В среде юж. А., ориентированных на традицию, ус­ тойчиво сохранялись практики кочевания. Осн. в струк­ туре кочевий были зим. и летние стоянки. Кочевому образу жизни соответствовали типы поселений, харак­ тер. особенностями к-рых являлись разбросанность и малолюдность. В кач-ве жилища А. использовали мно­ гоугольные срубные и круглые войлоч. юрты, а также жердевые конич. шалаши с корьевым покрытием. В планировке традиц. алт. жилища выделялся сак- рализованный центр —очаг, к-рый считали защитником дома. В обустройстве интерьера отчетливо разделялись муж. и жен. половины с гендерно акцентированными наборами быт. утвари. Пространство жилища делилось на ниж. (привходовую) и верх, (почетную) часть за оча­ гом, где находились все наиболее ценные вещи и культ, атрибуты —изображения семейных и родовых духов- покровителей. Пандемониум родовых покровителей А. соответствовал их традиц. соц. структурам. Семья А. была моногамной. Формой самоорганиза­ ции этноса являлось деление на сеоки («кости») —эк­ зогамные патрилинейные (часто связанные кросскузен- ными браками) подразделения, восходящие к перво­ предкам. В XIX в. система адм. упр-ния А. сохранила нек-рые черты, унаследованные от джунгар, времени. В кон. XIX в. наиболее круп, сеоки, к к-рым тяготе­ ли сеоки малочисл., образовывали 7 дючин (податных ед.) и определяли состав населения 1-й и 2-й Чуйских волостей. Сеоки играли большую роль в орг-ции семей- но-брач. отношений и не противоречили формированию территор. сообществ. Самосознание А. имело много­ уровневый хар-р. Традиц. родовые структуры в среде А. сохранили свое значение вплоть до современности. Кон. XX в. был отмечен развитием родового движения и восстановлени­ ем института зайсанов —глав родов. Задачи, к-рые бы­ ли поставлены возникшими ассоциациями родов имели культурно охранит, хар-р. В рамках совр. движения за сохранения и популя­ ризацию нац. культур, и духов, наследия возникает ин­ терес к проблеме соотношения архаичных мифол. воз­ зрений А. Они сохранялись в рамках обрядово-ритуал. практик и запретов, закреплялись фольклором. Устное творчество А. отличалось разнообразием жанров: геро­ ич. эпос, легенды, предания, песни, пословицы и по­ говорки. Поныне среди А. сохраняется практика ска- зительства и горлового пения. В Респ. Алтай успешно осуществляется программа возрождения и популяриза­ ции музык. и эпич. традиций. Традиционно А. относились к кругу народов, ори­ ентированных на шаманизм, в основе к-рого лежали пантеистич. воззрения и культ родовых покровителей. С нач. интеграции Алтая в состав Российского гос-ва в регионе стало распространяться православие. Особен­ но активно проходила христианизация среди теленги­ тов, телеутов, кумандинцев, челканцев и тубаларов. По данным переписи 1897, 34,5 % А. были православными. Принимая крещение, представители абориг. сообщества в большинстве своем сохраняли традиц. верования и об­ ряды; в их среде шли процессы синкретизации. Среди А.-кочевников православие не имело широко­ го распространения. В кон. XX —нач. XX в. на Алтае стал формироваться бурханизм —общенац. (надродо- вая) религия, в к-рой отчетливо проявилась полит, ан­ тиколониальная направленность. Бурханизм, отрицав­ ший кровавые жертвы шаманизма, ориентировался на почитание светлых божеств. В его основе лежали пан­ теистич. воззрения, скорректированные народ, ламаиз­ мом, имевшим широкое распространение в Центр. Азии. Движение бурханизма, к-рое принято рассматривать как религ. форму этнич. консолидации алтай-кижи, было подавлено в нач. XX в. и в форме необурханизма воз­ родилось в кон. XX в. Наряду с ним среди А. бытуют др. религии. В 1990-е гг. на Алтае развернулось движение за воз­ рождение нац. культуры и языка. Рубеж XX—XXI вв. на Алтае ознаменовался развитием этнич. процессов, направленных на сохранение этно-культур. своеобразия корен, малочисл. народов, с одной стороны, и консоли­ дацией всех групп А., с другой. После провозглашения суверенитета Респ. Алтай наряду с общерос. праздни­ ками был установлен День независимости Республики (3 июля) —Эл-Ойын («Народные игры»), с 1992 отме­ чаемый как общеалт. праздник. Лит.: Токарев С. А. Пережитки родового культа у алтайцев / / Тр. Ин-та этнографии им. Н.Н. Миклухо-Маклая. Нов. сер. 1947. Т. 1; Потапов Л . II. Краткий очерк культуры и быта алтайцев. Горно-Алтайск, 1948; Он же. Одежда алтайцев / / Сб. Музея ан­ тропологии и этнографии / Ин-т этнографии им. Н.Н. Миклухо- Маклая. 1951. Т. 13; Он же. Пища алтайцев / / Там же. Т. 14; Он же. Очерки по истории алтайцев. М.; Л., 1953; Он же. Этни­ ческий состав и происхождение алтайцев: Историко-этнографиче­ ский очерк. Л., 1969; Шатинова Н.И. Семья у алтайцев. Горно- Алтайск, 1982; Анохин А .В . Материалы по шаманизму у алтайцев. Горно-Алтайск, 1994; Шерстова Л .И . Тюрки и Русские в Южной Сибири. Новосибирск, 2005. И. В. Октябрьская АЛФАВИТЫ ЯЗЫКОВ НАРОДОВ СИБИРИ. Древнейшим алфавитом, использовавшимся на тер. Сиби­ ри, был алфавит древнетюркского рунического письма — письменности, существовавшей у части др. тюрк, племен в VIII—X вв. и по форме напоминающей герм. руны. Наиболее круп, надписи, сделанные на камне, найде­ ны в бас. Орхона на тер. совр. Монголии (орхонские) и в бас. Енисея на тер. Тувы, Хакасии и Минусинской котловины (енисейские); небольшое число надписей

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2