Историческая энциклопедия Сибири I
ун-та в Горно-Алтайске. На А. я. ведутся передачи на радио и телевидении, издаются худ. и публицист, произ ведения, газ. «Алтайдын- Чолмоны», «Ажуда», «Ойдин уни»), журналы «Эл Алтай» и «Кан Алтай», детский «Солоны». В сферах упр-ния, делопроизв-ва, спец. ср. и высш. образования, в совр. отраслях народ, хоз-ва республики А. я. широкого распространения не полу чил. В них в осн. используется рус. яз. С сер. XIX в. А. я. имеет свою письменность. В 1828 членами Алтайской духовной миссии был разработан 1-й алт. алфавит на осн. кириллицы. С 1931 по 1938 использовалась латиница, с 1939 по наст, время —ал фавит на рус. граф. основе с добавлением графем для передачи характерных для А. я. звуков. Науч. исслед-ем А. я. занимаются в Ин-те алтаис- тики им. С.С. Суразакова (Горно-Алтайск), Ин-те фи лологии СО РАН (Новосибирск), Ин-те языкознания РАН (Москва). Лит.: Грамматика алтайского языка, составленная членами Алтайской духовной миссии. Казань, 1869; Вербицкий В .И . Сло варь алтайского и аладагского наречий тюркского языка. Казань, 1884; Дыренкова Н .П . Грамматика ойротского языка. М.; Л., 1940; Баскаков Н .А ., Тощакова Т .М . Ойротско-русский словарь. М., 1947; Баскаков Н.А. Алтайский язык. М., 1958; Русско-алтайс кий словарь. М., 1964. А.Р. Тазранова, М.И. Черемисина АЛТАЙСКОЕ НАЦИОНАЛЬНОЕ ДВИЖЕНИЕ 1-й этап А. н. д. связан с зарождением алт. нац. рели гии — бурханизма. Данное религ. течение, возникшее в 1904, способствовало созданию предпосылок для эт нич. консолидации алт. народностей. Оно носило не только конфес., но и соц. хар-р, поскольку служило формой протеста аборигенов Горн. Алтая против по литики царизма по рус. колонизации края. Бурханизм сыграл значит, роль в формировании нац. самосозна ния алтайцев, ставшего катализатором их выступлений против мобилизации на тыловые работы в годы Первой мировой войны. После Февр. революции начался 2-й этап А. н. д. (весна 1917 —март 1918), связанный с поиском форм нац .-культур , самоопределения алтайцев. В ап р .— мае 1917 представители корен, этносов Горн. Алтая, участвовавшие в работе Томского губ. собрания, пос тавили вопрос о создании институтов самоупр-ния алт. народностей. Данная идея нашла поддержку среди об ластников, выступавших за автономизацию Сибири в составе России. В июле 1917 прошел съезд «представи телей инородческих волостей Алтая», обратившийся к Временному пр-ву с просьбой о предоставлении алтай цам права на нац. самоопределение и выделении гор ной части Алтая в самостоят. адм. единицу. По иници ативе участников съезда образован вр. исполнит, орган власти — Алтайская горная дума (АГД), к рая должна была выполнять функции нац. самоупр-ния вплоть до решения Российским пр-вом вопроса о самоопределе нии алт. этносов. Пред. думы был избран Г.И. Гуркин. В ее состав вошли представители алт. этнич. элиты: бра тья Тобоковы, К. Егуеков, С. Такачаков, В. Манеев, А. Козлов, С. Борисов. Почет, членом думы стал Г.Н. По танин. АГД занималась решением проблем, связанных с определением форм мест, самоупр-ния, орг-цией зем леустроит. работ, созданием условий для развития нац. культуры. Осенью 1917 после отказа Временного пр-ва от рассмотрения вопроса о нац. самоопределении Горн. Алтая часть нац. элиты переориентировалась на больше виков. Окт. революция привела к усилению ее полит, размежевания, противостоянию между АГД и советами. В февр. 1918 под давлением Бийского уезд, совета чле ны думы приняли решение о ее самороспуске. 3-й этап А. н. д. (март 1918 —дек. 1919) связан с борьбой за самоопределение Горн. Алтая в форме нац. государственности. В марте 1918 в с. Улала прошел учредит, съезд инород. и крест, депутатов под пред. В.И. Анучина. В соотв. с постановлением съезда гор ная часть Алтая была выделена из Алтайской и Томс кой губ. в особую адм. единицу — Каракорум-Алтай ский окр. Делегаты съезда избрали орган исполнит, власти — Каракорум-Алтайскую окружную управу. В ее состав вошли Г.И. Гуркин, В.К. Манеев, Г.М. То- кмашев, Сары-Сэп Канзчаков и Тибер-Петров. На съез де было принято решение о необходимости создания Ойротской республики в составе России. Декларирова ние возрождения ойрот, государственности обусловли валось широким распространением бурханизма, ставше го идеологией А. н. д. Весной—летом 1918 в условиях нарастающей соц.-полит, поляризации об-ва произошли 1-е вооруж. столкновения между сторонниками «кара корумского правительства» и советов. После нач. ши- рокомасштаб. конфликта между белыми и красными А. н. д. окончательно приобрело антисов. хар р. Кара корумская окр. управа выступила в поддержку пр-ва A.В. Колчака. Бескомпромиссная борьба различ. полит, сил в годы Гражданской войны привела к разрушению наметившейся этнокультур. консолидации алтайцев. В дек. 1919 после разгрома колчак, войск и восстанов ления сов. власти на Алтае Каракорумская окр. управа прекратила существование. 4-й этап А. н. д. (1920—22) связан с вооруж. сопро тивлением аборигенов Горн. Алтая болыпевист. экон. политике. Его осн. формой оставалось бурханистское движение. Несмотря на антисов. борьбу алтайцев, большевикам удалось осуществить в р-нах Горн. Ал тая собственную программу нац.-гос. стр-ва. 1 июня 1922 декретом ВЦИК была образована Ойротская АО с центром в с. Улала (Г орно -А лт айск ). Создание ойрот, автономии способствовало окончат, разгрому движения бурханистов. Во 2-й пол. 1980-х гг. в условиях перестройки на чался новый этап А. н. д. В 1987 была создана 1-я ре гион. орг-ция полит, толка —экол. клуб «Катунь». По мимо охраны окруж. среды, его члены выступали за этнокультур. возрождение алт. народа. В 1989 возник ла обществ, орг-ция «Эне Тил» («Родной язык»), в со став к-рой вошли представители алт. интеллигенции : B. Кыдыев, С. Танытпасов, А. Тодошев, С. Темеев, В. Киндикова, М. Сазанкин. Стержнем ее платформы являлась идея о сохранении и культивировании духов, ценностей алт. народ, культуры. Процесс демократизации обществ.-полит, жизни в стране обусловил возрождение традиц. алт. родовых подразделений. С 1989 в Горн. Алтае началось восста новление зайсанага. Реанимация института зайсанов (родовых старейшин) стала одной из предпосылок вы деления Горн. Алтая из Алтайского кр. (см. Алтай, Республика). Формирование совр. алт. государственности в со ставе России способствовало возникновению новых об ществ. объединений этнич. толка. В нач. 1990-х гг. од ной из форм А. н. д. стали бурханистские религ. общи ны. В 1991 организована община «Ак-Бухарн», деят-ть к-рой направлена на возрождение нац.-религ. идентич ности алтайцев. К числу светских орг-ций относятся нац.-культур, объединения «Керил-Берлик», «Тодош», «Ак-Санаа», «Эне-Алтай», нацеленные на этнич. кон солидацию алтайцев, обеспечение поступательного соц.- экон. и культур, развития Горн. Алтая. Одной из форм А. н. д. являлось движение за само определение малых народов Горн. Алтая. В 1990-е гг. организованы Ассоциация малых народов Горного Ал тая, Ассоциация северных этносов. В основе их плат формы лежала идея о создании нац.-культур, автоно
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2