Историческая энциклопедия Сибири I

Он был поделен на 2 непропорциональные части. Осн. хоз.-территор. массив бывш. А. о. вошел в Алтайскую губ., меньший остался в Томской губ. (см. Землевла­ дение кабинетское). Лит.: Азиатская Россия. СПб., 1914. Т. 1; О бзор деятельно­ сти Кабинета ЕИВ за 1906—1915 гг. Пг., 1916; Жидков Г.П. Каби­ нетское землевладение (1747—1917). Новосибирск, 1973; Храмков А.А. Земельная реформа в Сибири (1896—1916 гг.) и ее влияние на положение крестьян. Барнаул, 1994. Т.Н. Соболева АЛТАЙСКИЙ РЕСПУБЛИКАНСКИЙ КРАЕ ВЕДЧЕСКИЙ МУЗЕЙ им. А.В. Анохина (АРКМ ), Горно-Алтайск. Создан в 1920. Его организатор и 1-й дир. —краевед А .В . Анохин. Основу музей, фонда составила коллекция исследователя Сибири Н.С. Гу­ ляева: б-ка (1 311 книг), архив, 445 предметов архео­ логии, палеонтологии и минералогии. Первонач. нахо­ дился в с. Чемал, в 1927 переведен в с. Улала (ныне — Горно-Алтайск). С 1932 музей размещался в бывш. купеч. доме, в 1988 выстроено новое здание. До 1992 офиц. название —Горно-Алтайский областной краевед, музей. Имеет отделы истории, природы и художеств. В 1986 открыта (на правах филиала) краевед, экспо­ зиция в с. Верх-Уймон Усть-Коксинского р-на. К кон. XX в. фонды музея насчитывали свыше 28 тыс. ед. хр.: коллекции этногр. (культ.-быт. предметы корен, насе­ ления Алтая) и археол. (материалы раскопок 1970— 80-х гг., отражающие историю скиф., тюрк., гунно-сар- мат. периодов, афанасьевской и пазырыкской культур, камен. изваяния —ок. 40 ед.), фонд редких книг (300 экз.), отчеты Алтайской духовной миссии XIX в. В АРКМ хранится наследие изв. алт. худ. Г.И. Гурки- на (более 800 граф. и 560 живоп. работ). В б-ке музея более 5 тыс. изд. Лит.: Российская музейная энциклопедия. М., 2001. Т. 1. АЛТАЙСКИЙ ФОЛЬКЛОР Самый круп, жанр А. ф. —героич. сказание (см. Алтайский героический эпос). Возвышенность стиля, монументальность образов и весь спектр поэтич. приемов, соответствующих герои- ко-эпич. содержанию этих произведений, образуют жан­ ровые признаки эпоса. Сказки подразделяются на ми- фол., о животных, волшеб., новеллистич., бытовые. Их герои (сугубо алт.: Башпарак, Шестиглазая Карагыс, Ырысту, Золотой Каньпук, Ёлгёй-Багай и др .) наделя­ ются неординар. способностями. Алт. сказки соотносят­ ся с междунар. сюжетами, к-рые своеобразно реализуют­ ся внутри собственно алт. сказоч. традиции. Несказоч. проза включает мифы — самые древ, прозаич. фоль­ клор. произведения; предания (кеп-куучын), повеству­ ющие о камах (шаманах) и героях (Шуну, Мырат-Бий, Солтон, Ирбизек, Калдан-Каан (Галдан-Церен) и др.); рассказы о народ, целителях и др. Внутрижанровые разновидности мифов: этиологические —о происхожде­ нии животных; солярные —о возникновении небесных светил; топонимич. — объясняющие геогр. названия. Этиол. мифы очень тесно связаны со сказками, поэто­ му в алт. фольклористике выделяется особый жанр — мифы-сказки. Распространены устные рассказы, к-рые сродни рус. быличкам о сверхъестеств. явлениях, по- тусторон. мире с установкой на их непременную досто­ верность. Они имеют нац.-регион, специфич. черты, проявляющиеся в языке повествования, мест действий, именах и характеристиках персонажей. Песни (юж.-алт. «кожон», сев.-алт. «сарын») отличаются многообрази­ ем внутрижанр. разновидностей, определяющими при­ знаками к-рых являются форма, манера исполнения, функцион. особенности. Они могут быть короткими и длинными (см. Алтайская музыкальная культура). Обряд, фольклор во мн. перекликается с обряд, поэзией соседствующих с алтайцами тюрков Сибири и монголов. Благопожелания (алкыш) —формульно-поэтич. тексты, предназначенные для обращения к божествам, духам с просьбой о ниспослании блага и отвращения зла и ис­ полняющиеся в системе ритуалов, направленных на их задабривание. Противоположность алкыша — прокля­ тие (каргыш). Те и др. имеют структуру лаконич. и от­ точенных формульных стихов с начальной и конечной рифмой. А. ф. богат краткими рассказами шуточного содержания (шоктомдор или шоктом куучындар), ти­ пологически соответствующими рус. анекдотам; среди них есть и прямые заимствования из рус. фольклора. Загадки (табышкак; диал. табыскак, таптыргыш, тап- тыргыч, табыжак) функционируют в игровой системе. В А. ф. широко представлены пословицы и поговорки (кеп сёстёр, укаа сёстёр) —сжатые до предела (по фор­ ме и значению) формульно-поэтич. изречения с обязат. поучит, смыслом. Меткие слова (чечен сёстёр), исполь­ зующиеся в словесных состязаниях во время свадеб, празднеств и т. д., как жанр фольклора выделились из этнобытового контекста и существуют самостоятельно. К их разряду относятся и «слова-дразнилки», т. е. сло­ ва, к-рыми высмеивают человеч. пороки. К дет. фоль­ клору относятся соревноват. и ритуально-сценич. иг­ ры, колыбел. песни, потешки, пестушки, скороговорки, дразнилки, различного рода считалки, развивающие дет. память, логику, и т. д. Исследователи и собиратели А. ф .: В .В . Рад- ло в , В .И . В е р б и ц к и й , А .В . А н о х и н , Н .А . Б а с к а ­ ков, Л.П. Потапов, С.С. Суразаков, З.С . Казагачева, Т.М. Садалова и др. Лит.: Баскаков Н .А. Алтайский фольклор и литература. Гор но-Алтайск, 1943; Тюхтенев Т.С. Алтайские народные песни. Гор­ но-Алтайск, 1972; С уразаков С .С . Алтайский фольклор. Горно- Алтайск, 1975; Каташ С. С. Мифы и легенды Горного Алтая. Горно- Алтайск, 1978; Ямаева Е.Е. Алтайская духовная культура: Миф. Эпос. Ритуал. Горно-Алтайск, 1998; Алтайские народные сказки. Новосибирск, 2002; Чочкина М .П . Алтайский детский фольклор. Горно-Алтайск, 2003. М.А. Демчинова АЛТАЙСКИЙ ЯЗЫК (устар . назв. — ойротс­ кий). По наиболее распростр. генеал. классификации Н.А. Баскакова, принадлежит к киргиз.-кыпчак. группе вост.-хуннской ветви тюркских языков. А.М. Щербак выделяет его в кыпчак. группу тюрк, языков. А. я. ха­ рактеризуется сингармонизмом в фонетике, агглютина­ цией в морфологии, фиксир. порядком слов в синтак­ сисе: субъект, объект, предикат. Носители А. я. —алтай-кижи, самая многочисл. тюр- кояз. группа Респ. Алтай. Широко употребляемое назв. А. я. традиционно относилось ко всему корен, тюрко- яз. населению Респ. Алтай, охватывая сев. ( кумандин- ский, чалканский и тубаларов) и юж. (теленгитский, телеутский) диалекты, к-рые в 2000 получили статус языков малочисл. народов. Алт. лит. яз. является над- диалект. формой, сложившейся на базе осн. диалекта алтай-кижи, и используется большей частью населения Респ. Алтай. По данным переписи 1989, в РСФСР числ. алтайцев составляла 69 тыс., из них 59 тыс. —в Респ. Алтай, но в их число включались представители др. тюркояз. эт­ нич. групп (кумандинцы, телеуты, теленгиты, чалкан- цы, тубалары). Согласно переписи 2002, в России про­ живает 67 239 алтайцев без учета перечисленных выше этнич. групп. А. я. владеет 53 тыс. алтайцев. Рус.-алт. билингвизм распространен довольно широко, особенно в центр, р-нах Респ. Алтай. В 1993 после того как Горно-Алтайская АО получи­ ла статус республики, А. я. стал гос. яз Респ. Алтай. На нем ведется преподавание в нац. школах, А. я. и литера­ тура преподаются на спец. отд-нии пед. колледжа и пед.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2