Историческая энциклопедия Сибири I

личных показателей в сфере зависимой предикации. В системе имени принципиально сходный состав падежей: наличие винит. —спец. падежа прямого объекта, в боль­ шинстве языков —родит.; относительно небольшой уд. вес пространственных. В сфере глагола единообразная система т. н. залоговых форм, включающая возврат­ ную, страдательную, понудительную (каузативную), совместную и взаимную; богатая система инфинитных форм, отсутствие «чистого» инфинитива и др. Единство наблюдается в орг-ции словосочетаний и предложений, простых и сложных: одинаковые виды синтаксич. свя­ зей и близкий удельный вес каждого; развитый изафет (отражение), малая доля согласования; сходный и до­ статочно строгий порядок слов в простом предложении; особая единая система зависимой предикации —важная типол. примета алт. языков. Зависимая предикат, еди­ ница связывается с главной теми же средствами, к-рые используются для связи членов простого предложения; способна принимать аффиксы падежей и сочетаться с послелогами и др. элементами языка, выражающими подчинение в простом предложении. Эти показатели присоединяются к инфинитному сказуемому зависимой части, форма к-рого позволяет принимать разнообраз. показатели подчинения и передавать различ. отноше­ ния между двумя событиями. Подлежащее зависимой части связывается со своим сказуемым синтаксич. свя­ зью изафетного типа. Подобно первому имени в составе изафетного сочетания, оно может быть в форме родит, или неопред, падежа. К АТО примыкают как ее «периферия» еще 2 изо­ лир. языка: японский и корейский, к-рые обнаруживают мн., но не все черты, характерные для языков, состав­ ляющих «ядро» этой общности: эвенкийского, бурят ­ ского, якутского, др. тюрк, и тунгусо-маньчжур. яз. Сибири. Яп. и корей, яз. не знают гармонии гласных; алт. именному склонению в япон. яз. соответствуют ана­ литические формы; есть и др. отличия. Но мн. черты, в частн. постфиксальное словообразование и словоизмене­ ние, система зависимой предикации и др., дают основа­ ние считать их маргинальными членами АТО. Лит.: Котвич В .Л . Исследование по алтайским языкам. М., 1962; Черемисина М .И . Языки коренных народов Сибири. Ново­ сибирск, 1992. М. И. Черемисина, А. Р. Тазранова АЛТАЙСКИЙ ГЕРОИЧЕСКИЙ ЭПОС, самый круп, жанр фольклора алтайцев, поныне бытующий в народ, среде под названием «кай чёрчёк» — «сказ­ ка, исполняемая горловым пением». Эпос называли сказками или богатыр. сказками (В .И . Вербицкий, Г.Н. Потанин, В.М. Жирмунский); былинами (А. Ка­ лачев, А.С. Орлов, А.Л. Коптелов); героич. поэмами (Н .А . Баскаков, Л .П . Потапов); нац. термином «кай чбрчбк» (С.С. Суразаков). Отличия героич. сказаний от сказки в том, что они, несмотря на фантастичность и ми- фологичность элементов, на разных уровнях философ­ ски отражают реальные явления жизни народа; в них охватываются широкомасштаб., общенарод. события, а не частные проблемы морали, как в сказках. Мотив героич. борьбы гл. действующего персонажа с чудови­ щами и противниками-каанами всегда составляет основу сказаний. Обшир. по объему (от 900 до 7—8 тыс. стих, строк) произведения героико-эпич. содержания имеют стихотвор. структуру и исполнялись под аккомпанемент нац. музык. (щипкового) инструмента топшуура горло­ вым пением (кайчи-сказители Н. Улагашев, О. Алек­ сеев, А. Калкин, С. Савдин, А. Марков, Ш. Марков, Г. Бутуев и др .) или без музык. сопровождения речи­ тативом (Е. Ташгамышева, Н. Черноева, К. Кокпоева, Ф. Чолухоев, Н. Ялатов, Т. Чачияков и др .) на протя­ жении 1 или неск. дней. 1-й исследователь алтайского фольклора С.С. Суразаков (1925—80) выделил 3 этапа развития героич. сказаний. 1. Период становления пат­ риарх. семьи и рода. Героич. сказания раннего этапа определяются как «охотничий эпос», в к-ром богатыри- охотники ведут борьбу с противниками-чудовищами. В ходе дальнейшего развития эпоса образ богатыря-охот- ника постепенно трансформируется в богатыря-воина. 2. Период возникновения раннефеод. отношений, воен. демократии и Тюркского каганата. Богатыри-охотники и богатыри-воины сменяются каанами-предводителями родоплем. объединений и союзов, к-рые ведут борьбу с захватчиками. Они становятся защитниками племен, покоренных каанами-врагами. 3. Период патриарх .- феод, отношений, когда племена Алтая оказались в со­ ставе Монгольского и Джунгарского ханств на поло­ жении данников. Традиц. эпос наполняется мотивами соц., богоборч. хар-ра, появляются черты классовости. Алт. героич. сказания имеют общие черты с эпосом др. близкородственных тюркояз. и монголояз. народов: киргизов, казахов, узбеков, тувинцев, хакасов, шорцев, якутов, монголов, бурят. Близость орхонских надписей и героич. эпоса предполагают для них единый стиле­ вой источник —торжеств.-приподнятую патетич. речь, к рая уходит корнями в глубокую древность. А. г. э. представлен такими круп, произведениями, как «Маа- дай-Кара», «Очы-Бала», «Алтай-Буучай», «Когутей», «Алтын-Мизе», «Ёлёнгир» и др. Лит.: Баскаков Н .А . Алтайский фольклор и литература. Гор- но-Алтайск, 1948; С уразаков С .С . Героическое сказание о богаты­ ре Алтай-Буучае. Горно-Алтайск, 1961; Он же. Алтайский героиче­ ский эпос. М., 1985; К азагачева З .С ., Каташев С .М . Алтайские героические сказания. Новосибирск, 1997 (Памятники фольклора народов Сибири и Дальнего Востока. Т. 15); К азагачева З .С . Ал­ тайские героические сказания «Очи-Бала», «Кан-Алтын»: Аспекты текстологии и перевода. Горно-Алтайск, 2002. М.А. Цемчинова АЛТАЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КРАЕВЕД­ ЧЕСКИЙ МУЗЕЙ (АГКМ), Барнаул . Создан в 1823 как ведомств. Барнаульский горный музеум в ознаме­ нование 100-летия горнозавод. дела на Алтае. Инициа­ тор его создания — П. К. Фролов (1775—1839), горный инженер, нач.- округа Колывано-Воскресенских ( А л ­ т айских ) з-дов. Актив, участие в орг-ции музея при­ нял врач, натуралист, чл.-кор. Императ. С.-Петерб. АН Ф .В . Геблер (1781—1850). В первой экспозиции демонстрировались модели горных машин и механиз­ мов, археол., этногр., зоол. коллекции, минерал, ка­ бинет. В XIX в. музей посетили К .Ф . Ледебур (1826), А .А . Гумбольдт (1829), П .П . Семенов-Тян-П1анский (1856), А.Э. Брем (1876) и др. изв. ученые и путешест­ венники. На Антропологической выставке в Москве (1879) «Коллекция древностей из Сибири» музея удос­ тоена серебр. медали. В нач. XX в. археол., этногр. кол­ лекции и большая часть моделей переданы в Томский ун-т и Томский технологический ин-т. В 1911—13 кол­ лекции и б-ка музея объединены с материалами Алтай­ ского подотд. Русского географического об-ва. С 1915 музей располагается в здании бывш. Гл. хим. лабора­ тории Алтайского окр. (арх. Я .Н . Попов, И.М. Зло­ бин, сер. XIX в.). В 1920 музей открыт для публич. посещения. Совр. фондовое собр. АГКМ насчитывает более 150 тыс. ед. хр. и отражает историю Сиб. кр. с древнейших времен до современности, его природ, бо­ гатства. Включает раритеты рос. уровня: макет Змеи­ ногорского рудника — «Змеевой горы», модели паро- атмосфер. машины И .И . Ползунова, чеканного станка «Комар» монетного двора Сузунского (1825—27); ми­ нерал. коллекцию; книги из б-к Колывано-Воскресен­ ских ( А лт а й ск и х ) заводов («Действующий травник и лечебник» (1720), «Руководство врачебное» (1760), труды Я. С. Палласа, Г.М. Ренованца, К .Ф . Ледебура,

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2