Историческая энциклопедия Сибири I

пользованием системы 4 ритмических модусов, звукоря­ дом ми-соль-ля-си-до и его неполными вариантами, ярко характерными тембровыми признаками (пение с форш­ лагами, мордентами, глиссандо и т. д .). Для североалт. диалекта, включ. традиции чалканцев и кумандинцев, характерно использование диатонических звукорядов различ. строения, в т. ч. превышающих октавный диа­ пазон (с выс. и низ. третьей ступенями), ритмических формул с синкопой и дроблением в нач. части строки и замедлением в конечной. Тубаларский диалект занимает промежут. положение между южно- и североалтайски­ ми. Наряду с присущими им чертами, в нем проступают специфич., собственно тубаларские черты: использова­ ние звукоряда Ми-соль-ля-си-до, придающее напевам характерную «минорную» окраску, прихотливая рит­ мика, производящая впечатление импровизационнос- ти. Телеут. диалект отличается от остальных наличием мелодич. своеобразия кажд. из песен, жанров. Помимо обряд, песен телеуты имеют ист. песни (о Марат-бие, Канза-бие и т. д .), песни о родных местах, плясовые тандыр. Типовые напевы здесь составляют только часть песен, репертуара. Для телеут. песен, традиции харак­ терно также включение инокультурных заимствований. Помимо рус. частушки (известной и в др. диалектах) имеются шоргу ‘шорские песни’, духов, стихи. Муз. инструменты и инструм. музыка представле­ ны наигрышами на продольной флейте без игровых от­ верстий шооре, чашечных шейковых лютнях топшууре (щипковой) и икили (смычковой), гетероглоттическом варгане комусе. Топшуур используется для сопровож­ дения эпич. сказаний и как сольный инструмент. Икили часто сопровождает лирич. песни, сольные наигрыши в осн. дублируют песен, мелодии. Наигрыши на кому- се, помимо разнообраз. приемов игры, могут включать артикуляцию текста той или иной песни. Наиболее не­ зависимы от др. сфер традиц. культуры наигрыши на шооре, представл. собой исполнит, импровизации. По­ мимо муз. инструментов имеются обрядовые (бубен тунгур с колотушкой орбо), разнообраз. охотничьи ман­ ки: абыргы (на марала), эдиски (на косулю), сынгыгыш (на бурундука), сывыска (на рябчика) и др., а также детские звук, игрушки. А. м. к. европ. типа начинает формироваться в 1920—30-е гг. В клубах, домах культуры, кр. уголках создавались любит, дух. оркестры, ансамбли рус. и алт. народ, инструментов, хор. и театр, кружки. В 1922 в Улале (с 1932 —Ойрот-Тура, с 1948 — Горно-Алтайск) создан 1-й алт. этнограф, ансамбль, в 1926 —сводный хор (рук. А .В . Анохин ), исполнявш. алт. и рус. нар. песни. В 1935 состоялась 1-я обл. олимпиада самодеят. искусства. Центром проф. исполнительства стал Обл. радиокомитет (1929), осуществлявший радиоконцерты рус. и европ. музыки, выступл. перед микрофоном на­ род. музыкантов, участников худ. самодеят-ти. При ра­ диокомитете организован хор и инструм. ансамбль (рук. А. Хитров), курсы по подготовке алт. проф. музыкантов — певцов и инструменталистов (1935). Создан 1-й проф. вок.-инструм. ансамбль, исполняющий обработки для топшура, икили, шоора и т. д. Проводилась значит, ра­ бота по собиранию алт. фольклора. В 1936 организован нац. драм, театр-студия (с 1937 — 1-й Ойрот, колхоз. - совхоз, театр; см. Горно-Алтайский театр и драма­ тургия), сыгравший важную роль в зарождении проф. муз. культуры. Среди студийцев — 1-я проф. алт. пе­ вица И.А. Шульгина. 1-я нац. постановка —муз. дра- ма «Чейнеш» П .В . К у ч и я к а ( 1938, муз. А.М. Ильина). За 1937—48 поставлено 27 спектаклей, подготовлено 15 концерт, программ. В 1952 открыта 1-я муз. школа (в нач. 1990-х гг. дейс­ твовало 14 муз. школ). В 1958 организован Народ, ан­ самбль песни и танца Гор. Алтая (худ. рук. А.М. Ильин), исполнявший народ, алт. и песни др. народов, сов. мас­ совые песни. В 1962 образован Обл. науч.-метод, центр культ.-просвет, работы (с 2001 —Республ. центр духов, культуры). В 1972 создана Обл. концерт, бригада (1-я концерт, орг-ция), объединившая певцов-солистов, вокал, квартет, танц. группу и эстрад, оркестр. В 1986 органи­ зован ансамбль «Алтай» (рук. В.Е. Кончев), в составе к-рого —певцы, инструменталисты, танцоры, драм, ар­ тисты. В репертуаре —песни разных народов, горловое пение, инструм. и хореогр. композиции, концерты-спек­ такли по мотивам алт. эпоса, нац. обрядов и т. д. В 1993 открылась филармония (см. Филармонии в Сибири). Первые муз. произведения на осн. алт. фолькло­ ра создавали А. В. Анохин (см. Союзы композиторов в Сибири), А.М. Ильин (песни, сценич. и оркестр, произведения, балет «Ш елковая кисточка», 1960). Камер, и симф. произведения написаны Г.Н. Ивано­ вым, А.П. Новиковым, А.К. Стояновым, Г.В. Тихоми­ ровым и др. 1-й проф. композитор-алтаец —Б.М. Шуль­ гин (симфония «Алтай», струн, квартет, камер.-инстр. соч.). Композит, творчество в республике представле­ но также деят-тью А.А. Тозыякова, В.Ф . Хохолкова, И.К. Дмитриева, В.А. Голубева. В муз. жизни активно участвуют многочисл. фоль­ клор. (алт., рус., казах.) и эстрад, самодеят. коллективы. Проводятся фольклор, фестивали: Междунар. фестиваль этнич. культур «Живая вода», межрегион. фестивали — «Тянар Кожон» (алт. горловое пение) и «Родники Алтая» (рус. фольк.), республ. праздник «Эл-Ойын». В Респ. Алтай работают (2006): филармония, ансамбли «Алтай», «Алтай-Кай», Нац. театр танца «Алтам» и др., Гос. оркестр (2003), Нац. драм, театр, Республ. центр духов, культуры, Гос. колледж культуры и искусства (2003), муз. школы. Лит.: Ильин А .М . Народные песни Горного Алтая. Горно-Ал- тайск, 1971; Композитор Андрей Викторович Анохин: Сказание об Алтае. Горно-Алтайск, 1989; Алтайские героические сказания: Очы-Бала. Кан-Алтын. Новосибирск, 1997; М узыкальная культура Сибири. Новосибирск, 1997. Т. 1., кн. 1; Т. 3, кн. 2. Н.И. Головнева, Г. Б. Сыченко АЛТАЙСКАЯ ЯЗЫКОВАЯ ОБЩНОСТЬ На тер Сибири выделяются 3 типол. язык, общности: алтай­ ская, уральская и палеоазиатская. По традиции не­ редко говорят об урало-алт. общности, но основания ее выделения спорны. А. я. о. объединяет тюркские, монгольские и тунгусо-маньчжурские языки. Гипотеза родства этих «первичных» семей имеет и сторонников, и противников. Но понятие алт. типол. общности (АТО) правомочно безотносительно к постулату родства. Эти языки обнаруживают несомненную близость на разных уровнях язык, системы. В области звукового строя для них характерна последовательная гармония гласных, прежде всего палатальная, затем менее последователь­ ные лабильная и фарингальная; в строении словоформ — последовательная правосторонняя агглютинация: аф ­ фиксы присоединяются всегда после корня в порядке убывания лексичности и нарастания грамматичности. Гл. способом выражения граммат. значений является агглютинативная аффиксация, к-рой свойственны одно­ значность и четкая выделенность каждого аффикса, чет­ кость морфемных швов. В составе и внутр. орг-ции грам­ мат. категорий очень важная типол. характеристика — категория принадлежности, действующая и в сфере имени, и в сфере глагола: при существительном посес­ сивные аффиксы обозначают лицо обладателя данного предмета или признака; оформляя инфинитные формы глагола, выступающие в роли сказуемого зависимой час­ ти полипредикативного предложения, они выражают ли­ цо исполнителя этого действия, т. е. выполняют роль

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2