Историческая энциклопедия Сибири I
пользованием системы 4 ритмических модусов, звукоря дом ми-соль-ля-си-до и его неполными вариантами, ярко характерными тембровыми признаками (пение с форш лагами, мордентами, глиссандо и т. д .). Для североалт. диалекта, включ. традиции чалканцев и кумандинцев, характерно использование диатонических звукорядов различ. строения, в т. ч. превышающих октавный диа пазон (с выс. и низ. третьей ступенями), ритмических формул с синкопой и дроблением в нач. части строки и замедлением в конечной. Тубаларский диалект занимает промежут. положение между южно- и североалтайски ми. Наряду с присущими им чертами, в нем проступают специфич., собственно тубаларские черты: использова ние звукоряда Ми-соль-ля-си-до, придающее напевам характерную «минорную» окраску, прихотливая рит мика, производящая впечатление импровизационнос- ти. Телеут. диалект отличается от остальных наличием мелодич. своеобразия кажд. из песен, жанров. Помимо обряд, песен телеуты имеют ист. песни (о Марат-бие, Канза-бие и т. д .), песни о родных местах, плясовые тандыр. Типовые напевы здесь составляют только часть песен, репертуара. Для телеут. песен, традиции харак терно также включение инокультурных заимствований. Помимо рус. частушки (известной и в др. диалектах) имеются шоргу ‘шорские песни’, духов, стихи. Муз. инструменты и инструм. музыка представле ны наигрышами на продольной флейте без игровых от верстий шооре, чашечных шейковых лютнях топшууре (щипковой) и икили (смычковой), гетероглоттическом варгане комусе. Топшуур используется для сопровож дения эпич. сказаний и как сольный инструмент. Икили часто сопровождает лирич. песни, сольные наигрыши в осн. дублируют песен, мелодии. Наигрыши на кому- се, помимо разнообраз. приемов игры, могут включать артикуляцию текста той или иной песни. Наиболее не зависимы от др. сфер традиц. культуры наигрыши на шооре, представл. собой исполнит, импровизации. По мимо муз. инструментов имеются обрядовые (бубен тунгур с колотушкой орбо), разнообраз. охотничьи ман ки: абыргы (на марала), эдиски (на косулю), сынгыгыш (на бурундука), сывыска (на рябчика) и др., а также детские звук, игрушки. А. м. к. европ. типа начинает формироваться в 1920—30-е гг. В клубах, домах культуры, кр. уголках создавались любит, дух. оркестры, ансамбли рус. и алт. народ, инструментов, хор. и театр, кружки. В 1922 в Улале (с 1932 —Ойрот-Тура, с 1948 — Горно-Алтайск) создан 1-й алт. этнограф, ансамбль, в 1926 —сводный хор (рук. А .В . Анохин ), исполнявш. алт. и рус. нар. песни. В 1935 состоялась 1-я обл. олимпиада самодеят. искусства. Центром проф. исполнительства стал Обл. радиокомитет (1929), осуществлявший радиоконцерты рус. и европ. музыки, выступл. перед микрофоном на род. музыкантов, участников худ. самодеят-ти. При ра диокомитете организован хор и инструм. ансамбль (рук. А. Хитров), курсы по подготовке алт. проф. музыкантов — певцов и инструменталистов (1935). Создан 1-й проф. вок.-инструм. ансамбль, исполняющий обработки для топшура, икили, шоора и т. д. Проводилась значит, ра бота по собиранию алт. фольклора. В 1936 организован нац. драм, театр-студия (с 1937 — 1-й Ойрот, колхоз. - совхоз, театр; см. Горно-Алтайский театр и драма тургия), сыгравший важную роль в зарождении проф. муз. культуры. Среди студийцев — 1-я проф. алт. пе вица И.А. Шульгина. 1-я нац. постановка —муз. дра- ма «Чейнеш» П .В . К у ч и я к а ( 1938, муз. А.М. Ильина). За 1937—48 поставлено 27 спектаклей, подготовлено 15 концерт, программ. В 1952 открыта 1-я муз. школа (в нач. 1990-х гг. дейс твовало 14 муз. школ). В 1958 организован Народ, ан самбль песни и танца Гор. Алтая (худ. рук. А.М. Ильин), исполнявший народ, алт. и песни др. народов, сов. мас совые песни. В 1962 образован Обл. науч.-метод, центр культ.-просвет, работы (с 2001 —Республ. центр духов, культуры). В 1972 создана Обл. концерт, бригада (1-я концерт, орг-ция), объединившая певцов-солистов, вокал, квартет, танц. группу и эстрад, оркестр. В 1986 органи зован ансамбль «Алтай» (рук. В.Е. Кончев), в составе к-рого —певцы, инструменталисты, танцоры, драм, ар тисты. В репертуаре —песни разных народов, горловое пение, инструм. и хореогр. композиции, концерты-спек такли по мотивам алт. эпоса, нац. обрядов и т. д. В 1993 открылась филармония (см. Филармонии в Сибири). Первые муз. произведения на осн. алт. фолькло ра создавали А. В. Анохин (см. Союзы композиторов в Сибири), А.М. Ильин (песни, сценич. и оркестр, произведения, балет «Ш елковая кисточка», 1960). Камер, и симф. произведения написаны Г.Н. Ивано вым, А.П. Новиковым, А.К. Стояновым, Г.В. Тихоми ровым и др. 1-й проф. композитор-алтаец —Б.М. Шуль гин (симфония «Алтай», струн, квартет, камер.-инстр. соч.). Композит, творчество в республике представле но также деят-тью А.А. Тозыякова, В.Ф . Хохолкова, И.К. Дмитриева, В.А. Голубева. В муз. жизни активно участвуют многочисл. фоль клор. (алт., рус., казах.) и эстрад, самодеят. коллективы. Проводятся фольклор, фестивали: Междунар. фестиваль этнич. культур «Живая вода», межрегион. фестивали — «Тянар Кожон» (алт. горловое пение) и «Родники Алтая» (рус. фольк.), республ. праздник «Эл-Ойын». В Респ. Алтай работают (2006): филармония, ансамбли «Алтай», «Алтай-Кай», Нац. театр танца «Алтам» и др., Гос. оркестр (2003), Нац. драм, театр, Республ. центр духов, культуры, Гос. колледж культуры и искусства (2003), муз. школы. Лит.: Ильин А .М . Народные песни Горного Алтая. Горно-Ал- тайск, 1971; Композитор Андрей Викторович Анохин: Сказание об Алтае. Горно-Алтайск, 1989; Алтайские героические сказания: Очы-Бала. Кан-Алтын. Новосибирск, 1997; М узыкальная культура Сибири. Новосибирск, 1997. Т. 1., кн. 1; Т. 3, кн. 2. Н.И. Головнева, Г. Б. Сыченко АЛТАЙСКАЯ ЯЗЫКОВАЯ ОБЩНОСТЬ На тер Сибири выделяются 3 типол. язык, общности: алтай ская, уральская и палеоазиатская. По традиции не редко говорят об урало-алт. общности, но основания ее выделения спорны. А. я. о. объединяет тюркские, монгольские и тунгусо-маньчжурские языки. Гипотеза родства этих «первичных» семей имеет и сторонников, и противников. Но понятие алт. типол. общности (АТО) правомочно безотносительно к постулату родства. Эти языки обнаруживают несомненную близость на разных уровнях язык, системы. В области звукового строя для них характерна последовательная гармония гласных, прежде всего палатальная, затем менее последователь ные лабильная и фарингальная; в строении словоформ — последовательная правосторонняя агглютинация: аф фиксы присоединяются всегда после корня в порядке убывания лексичности и нарастания грамматичности. Гл. способом выражения граммат. значений является агглютинативная аффиксация, к-рой свойственны одно значность и четкая выделенность каждого аффикса, чет кость морфемных швов. В составе и внутр. орг-ции грам мат. категорий очень важная типол. характеристика — категория принадлежности, действующая и в сфере имени, и в сфере глагола: при существительном посес сивные аффиксы обозначают лицо обладателя данного предмета или признака; оформляя инфинитные формы глагола, выступающие в роли сказуемого зависимой час ти полипредикативного предложения, они выражают ли цо исполнителя этого действия, т. е. выполняют роль
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2