Историческая энциклопедия Сибири I
осмысливаются традиц. лирич. жанры и нац. жанровые формы, старые формы обретают новые худ. функции. В творчестве Б. Бедюрова, Б. Укачина, А. Ередеева, Ш. Шатинова обретают жизнь двустишия (эжерликтер), четверостишия (экчеликтер), своды мыслей (дептер), вязь, узоры (чинмерилер). Алт. поэты творчески транс формируют и жанровые традиции мировой поэзии — вост. и зап. (восьми- и четверостишия, танка, верлибр и др.), а также достижения поэтов др. народов —Р. Гам затова, К. Кулиева, Д. Кугультинова и др. Из наибо лее значимых следует назвать поэму Л. Кокышева «Ту ба» (1958) и драму «Туманный Аргут» (1969), поэмы Э. Палкина «Амыр» (1959), «Голубое небо» (1991), «Черное пламя» (1964), П. Самыка «Алжир» (1964), «Руки отца» (1972), А.О. Адарова «Двери» (1967), «То- ньюкук» (1971), Б. Укачина «Одинокий домик среди белых снегов» (1982). В совр. поэзии Алтая перепле таются фолькл. и реалистич. традиции, преломляется опыт отеч. и мировой поэзии. В 1980—90-е гг. алт. литераторы обращаются к ос мыслению ист. прошлого. Худ. достижениями являют ся романы А. Адарова «Синяя птица смерти» (1990) и «Огонь, пронзивший сердце» (2001), его венки сонетов, повести и рассказы Д. Каинчина, К. Телесова (напр., сатирич. повесть «Я —Сандраш», 1989). В кон. XX в. интенсивно развивается драматургия. В нач. 1980-х гг. изв. алт. поэт и прозаик А.О. Адаров создает пьесы «Странный человек» (1987), «Женитьба Абайима» (1986), «Век испытаний» (1989), «Письмо из каганата» (о древ, тюрках, изв. древнетюрк. каганах и правителях, 2000). Теме ист. прошлого, взаимоотно шениям ойратов с Джунгарским ханством в XVII в. посвящена трагедия поэта К. Кошева «И взойдет твоя заря» (1996). В центре внимания др. его пьесы «Сотво рение времени» (1997) — многогран. личность одного из основоположников алт. реалистич. лит ., поэта, про заика, драматурга, актера, собирателя и публикатора фольклора алтайцев П.В. Кучияка. Лит.:Ясшшг тюрков VI—VIII веков. М., 1965; Казагачева3 . С. За рождение алтайской литературы. Горно-Алтайск, 1972; Палкина Р.А. Роман в литературах народов Южной Сибири: формирование и развитие жанра в связи с эволюцией прозы. Горно-Алтайск, 1979; Древняя поэзия //П о э з и я древних тюрков VI—VIII вв. М., 1993; Тарбанакова С .Н . Пути развития театров Южной Сибири. Гор но-Алтайск, 1994; Чинина Э .П . Русская литература XIX в. и ста новление письменной алтайской литературы. Горно-Алтайск, 1997; Киндикова Н .М . Алтайская литература в системе тюркских лите ратур. Горно-Алтайск, 2000. Р.А. Палкина АЛТАЙСКАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА. В традиц. А. м. к. выделяется неск. жанровых сфер: нар ративная, обрядовая, трудовая, песенно-лирич., инстру мент. Нарратив, сфера представлена жанрами эпоса и сказки. Общий термин для обозначения произведения с вымышленным сюжетом чбрчбк/шьбршьбк, однако эпич. сказания обозначаются термином кай чбрчбк. Они представляют собой масштаб, стихотвор. полотна, по ющиеся, как правило, в особ, вокальной манере, име ющей этнич. обозначение кай, в сопровожд. щипковой лютни. Допускается также речевое исполнение эпоса. У чалканцев зафиксирована традиция дет. кая (кай глухаря, кай зайчонка и т. д .). При всех многочисл. разновидностях кая общим тембровым признаком всех его стилей, школ и индивид, исполнит, манер является использование различ. видов сильно фарингализован- ного (с использованием сжатой гортани) пения. Осн. композиц. принципом эпич. сказаний является тирадное строение. Для ритмики характерен силлабич. тип (слогу текста соответствуют 1—2 звука напева), ладозвукоряд. нормы определяются строем и возможностями аккомпа- нир. инструмента. Для южноалт. эпоса характерен зву коряд ми-соль-ля-си-до, в североалт. эпосе наблюдается большее мелодич. разнообразие. Наиболее известные кайчы — Н.У. Улагашев, О.А. Алексеев, К .Б . Пусто- гачев, М.Д. Кандараков, А.Г. Калкин, С .И . Савдин, А.И. Марков, Э.А. Калкин и др. У алтайцев бытует редкий вид сказки с песен, вставками, передающими диалоги героев, исполняющ. в обычной вокально-пе сенной манере, на напевы, отличные от песенно-лирич. традиции. Представителями дан. сказительской тради ции, сохранившейся преим. у сев. алтайцев, являются Д.С. Курусканова, М.С. Сумачакова. Обрядовая сфера включает музыку шаман, тради ции, песни и речитации бурханистов, быт. заговоры, благоиожелания алкыш, скотовод, заговоры, календар. и семейно-быт. фольклор. Шаман, музыка сопровожда ет обряды-камлания, представляющие собой синкрети ческое муз.-поэтич. искусство в сопровождении бубна и др. фоноинструментов. Композиц. структура камла ний отличается многочастностью, чередованием различ. типа эпизодов, использованием различ. рода формул (обращение шамана к божеству, ответ божества, фор мулы кропления, «позывные» шамана и т. д .) и всех осн. типов интонирования (речевого, вок., сигнального, тонированной речи) с преобладанием сигнального ин тонирования. Тембровая специфика связана с различ. видами вибрато. Типичны микроальтерационные про цессы, затрагивающие ладовую сферу. Ритмика осно вана преим. на сопоставлении формул и неформульных структур. Песни бурханистов (характерны только для алтай-кижи) по мелодике не отличаются от песенно-ли рич. традиции, речитации тьарлыкчы —бурханистских священников —основаны на тонированной речи. Быт. заговорам и благопожеланиям свойственна речевая ма нера. У телеутов существуют заговоры чымыр, испол няемые тонированной речью. Скотоводч. заговоры са мок домаш. животных, отказывающихся кормить дете нышей, поются для всех видов домаш. скота. Помимо вербального текста, они включают звукосимволич. сло ва, характеризующие каждый вид животных. У алтай цев не существует календар. фольклора как целостной системы. У телеутов зафиксированы весенние песни табыр, приуроч. к Пасхе, и рождеств. колядки урей, у кумандинцев песни тамыр-томыр относятся к осенним обрядам испрашивания плодородия Коча-кан. Семейно- обряд. фольклор представлен плачами сыгыт, индиви- дуализир. колыбел. укачиваниями, песнями о колыбе ли кабай /кавай /кам ай кожонг, свадеб, песнями куда кожонг, той кожонг, той сарын. В мелодич. отношении среди свадеб, песен выделяются только телеутские той сарын, остальные не отличаются по мелодике от песен ной лирич. традиции. Трудовой фольклор включает песни при скатывании войлока, пастьбе скота и т. д., сигналы по упр-нию до маш. животными, разнообраз. голосовые и охотничьи сигналы для подманивания добычи. Песенно-лирич. сфера обозначается терминами ко жонг (теленгиты, алтай-кижи, тубалары) и сарын (чал- канцы, кумандинцы, телеуты). Встречаются термины табышкак/табыскак ‘песня-импровизация, песня-диа лог’ (теленгиты, алтай-кижи), такпак, кыска сарын ‘ко роткая песня’, узун сарын ‘долгая песня’ (кумандинцы, чалканцы). По содержанию песни чрезвыч. разнообраз ны, что нашло отражение в песен, терминологии, однако на мелодич. уровне это разнообразие нивелируется типо выми напевами, на к-рые исполняется весь песен, репер туар. В дан. сфере в наибольшей степени проявляется диалект, членение А. м. к., поскольку типовые напевы имеют локальное бытование в пределах того или иного муз. диалекта. Южноалт. диалект, представленный тра дициями алтай-кижи и теленгитов, характеризуется ис
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2