Историческая энциклопедия Сибири I

осмысливаются традиц. лирич. жанры и нац. жанровые формы, старые формы обретают новые худ. функции. В творчестве Б. Бедюрова, Б. Укачина, А. Ередеева, Ш. Шатинова обретают жизнь двустишия (эжерликтер), четверостишия (экчеликтер), своды мыслей (дептер), вязь, узоры (чинмерилер). Алт. поэты творчески транс­ формируют и жанровые традиции мировой поэзии — вост. и зап. (восьми- и четверостишия, танка, верлибр и др.), а также достижения поэтов др. народов —Р. Гам­ затова, К. Кулиева, Д. Кугультинова и др. Из наибо­ лее значимых следует назвать поэму Л. Кокышева «Ту­ ба» (1958) и драму «Туманный Аргут» (1969), поэмы Э. Палкина «Амыр» (1959), «Голубое небо» (1991), «Черное пламя» (1964), П. Самыка «Алжир» (1964), «Руки отца» (1972), А.О. Адарова «Двери» (1967), «То- ньюкук» (1971), Б. Укачина «Одинокий домик среди белых снегов» (1982). В совр. поэзии Алтая перепле­ таются фолькл. и реалистич. традиции, преломляется опыт отеч. и мировой поэзии. В 1980—90-е гг. алт. литераторы обращаются к ос­ мыслению ист. прошлого. Худ. достижениями являют­ ся романы А. Адарова «Синяя птица смерти» (1990) и «Огонь, пронзивший сердце» (2001), его венки сонетов, повести и рассказы Д. Каинчина, К. Телесова (напр., сатирич. повесть «Я —Сандраш», 1989). В кон. XX в. интенсивно развивается драматургия. В нач. 1980-х гг. изв. алт. поэт и прозаик А.О. Адаров создает пьесы «Странный человек» (1987), «Женитьба Абайима» (1986), «Век испытаний» (1989), «Письмо из каганата» (о древ, тюрках, изв. древнетюрк. каганах и правителях, 2000). Теме ист. прошлого, взаимоотно­ шениям ойратов с Джунгарским ханством в XVII в. посвящена трагедия поэта К. Кошева «И взойдет твоя заря» (1996). В центре внимания др. его пьесы «Сотво­ рение времени» (1997) — многогран. личность одного из основоположников алт. реалистич. лит ., поэта, про­ заика, драматурга, актера, собирателя и публикатора фольклора алтайцев П.В. Кучияка. Лит.:Ясшшг тюрков VI—VIII веков. М., 1965; Казагачева3 . С. За­ рождение алтайской литературы. Горно-Алтайск, 1972; Палкина Р.А. Роман в литературах народов Южной Сибири: формирование и развитие жанра в связи с эволюцией прозы. Горно-Алтайск, 1979; Древняя поэзия //П о э з и я древних тюрков VI—VIII вв. М., 1993; Тарбанакова С .Н . Пути развития театров Южной Сибири. Гор­ но-Алтайск, 1994; Чинина Э .П . Русская литература XIX в. и ста­ новление письменной алтайской литературы. Горно-Алтайск, 1997; Киндикова Н .М . Алтайская литература в системе тюркских лите­ ратур. Горно-Алтайск, 2000. Р.А. Палкина АЛТАЙСКАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА. В традиц. А. м. к. выделяется неск. жанровых сфер: нар­ ративная, обрядовая, трудовая, песенно-лирич., инстру­ мент. Нарратив, сфера представлена жанрами эпоса и сказки. Общий термин для обозначения произведения с вымышленным сюжетом чбрчбк/шьбршьбк, однако эпич. сказания обозначаются термином кай чбрчбк. Они представляют собой масштаб, стихотвор. полотна, по­ ющиеся, как правило, в особ, вокальной манере, име­ ющей этнич. обозначение кай, в сопровожд. щипковой лютни. Допускается также речевое исполнение эпоса. У чалканцев зафиксирована традиция дет. кая (кай глухаря, кай зайчонка и т. д .). При всех многочисл. разновидностях кая общим тембровым признаком всех его стилей, школ и индивид, исполнит, манер является использование различ. видов сильно фарингализован- ного (с использованием сжатой гортани) пения. Осн. композиц. принципом эпич. сказаний является тирадное строение. Для ритмики характерен силлабич. тип (слогу текста соответствуют 1—2 звука напева), ладозвукоряд. нормы определяются строем и возможностями аккомпа- нир. инструмента. Для южноалт. эпоса характерен зву­ коряд ми-соль-ля-си-до, в североалт. эпосе наблюдается большее мелодич. разнообразие. Наиболее известные кайчы — Н.У. Улагашев, О.А. Алексеев, К .Б . Пусто- гачев, М.Д. Кандараков, А.Г. Калкин, С .И . Савдин, А.И. Марков, Э.А. Калкин и др. У алтайцев бытует редкий вид сказки с песен, вставками, передающими диалоги героев, исполняющ. в обычной вокально-пе­ сенной манере, на напевы, отличные от песенно-лирич. традиции. Представителями дан. сказительской тради­ ции, сохранившейся преим. у сев. алтайцев, являются Д.С. Курусканова, М.С. Сумачакова. Обрядовая сфера включает музыку шаман, тради­ ции, песни и речитации бурханистов, быт. заговоры, благоиожелания алкыш, скотовод, заговоры, календар. и семейно-быт. фольклор. Шаман, музыка сопровожда­ ет обряды-камлания, представляющие собой синкрети­ ческое муз.-поэтич. искусство в сопровождении бубна и др. фоноинструментов. Композиц. структура камла­ ний отличается многочастностью, чередованием различ. типа эпизодов, использованием различ. рода формул (обращение шамана к божеству, ответ божества, фор­ мулы кропления, «позывные» шамана и т. д .) и всех осн. типов интонирования (речевого, вок., сигнального, тонированной речи) с преобладанием сигнального ин­ тонирования. Тембровая специфика связана с различ. видами вибрато. Типичны микроальтерационные про­ цессы, затрагивающие ладовую сферу. Ритмика осно­ вана преим. на сопоставлении формул и неформульных структур. Песни бурханистов (характерны только для алтай-кижи) по мелодике не отличаются от песенно-ли­ рич. традиции, речитации тьарлыкчы —бурханистских священников —основаны на тонированной речи. Быт. заговорам и благопожеланиям свойственна речевая ма­ нера. У телеутов существуют заговоры чымыр, испол­ няемые тонированной речью. Скотоводч. заговоры са­ мок домаш. животных, отказывающихся кормить дете­ нышей, поются для всех видов домаш. скота. Помимо вербального текста, они включают звукосимволич. сло­ ва, характеризующие каждый вид животных. У алтай­ цев не существует календар. фольклора как целостной системы. У телеутов зафиксированы весенние песни табыр, приуроч. к Пасхе, и рождеств. колядки урей, у кумандинцев песни тамыр-томыр относятся к осенним обрядам испрашивания плодородия Коча-кан. Семейно- обряд. фольклор представлен плачами сыгыт, индиви- дуализир. колыбел. укачиваниями, песнями о колыбе­ ли кабай /кавай /кам ай кожонг, свадеб, песнями куда кожонг, той кожонг, той сарын. В мелодич. отношении среди свадеб, песен выделяются только телеутские той сарын, остальные не отличаются по мелодике от песен­ ной лирич. традиции. Трудовой фольклор включает песни при скатывании войлока, пастьбе скота и т. д., сигналы по упр-нию до­ маш. животными, разнообраз. голосовые и охотничьи сигналы для подманивания добычи. Песенно-лирич. сфера обозначается терминами ко­ жонг (теленгиты, алтай-кижи, тубалары) и сарын (чал- канцы, кумандинцы, телеуты). Встречаются термины табышкак/табыскак ‘песня-импровизация, песня-диа­ лог’ (теленгиты, алтай-кижи), такпак, кыска сарын ‘ко­ роткая песня’, узун сарын ‘долгая песня’ (кумандинцы, чалканцы). По содержанию песни чрезвыч. разнообраз­ ны, что нашло отражение в песен, терминологии, однако на мелодич. уровне это разнообразие нивелируется типо­ выми напевами, на к-рые исполняется весь песен, репер­ туар. В дан. сфере в наибольшей степени проявляется диалект, членение А. м. к., поскольку типовые напевы имеют локальное бытование в пределах того или иного муз. диалекта. Южноалт. диалект, представленный тра­ дициями алтай-кижи и теленгитов, характеризуется ис

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2