Историческая энциклопедия Сибири I
В 1875 в Улале открывается миссионер, больница, при ней — аптека; в 1877 создано приходское попечи тельство для помощи бедным. Впоследствии такие по печительства создавались и в др. отд-ниях миссии. В 1880 архим. Владимир возведен в сан епископа Бий ского, викария Томской епархии, с сохранением упр-ния А. д. м. Преемником еп. Владимира на посту началь ника миссии стал епископ Бийский свт. Макарий (Нев ский; 1884—91) —«второй Макарий», как звали его ново крещеные алтайцы. Он поступил в А. д. м. в 1855, тру дился в миссии 36 лет и прошел все ступени миссионер, служения —от учителя миссионер, школы до начальника миссии. После перевода на Томскую (1891), а затем на Московскую (1912) кафедры он не оставлял попечения о миссии и был ее духовным руководителем. Еп. Мака рию принадлежит особая заслуга в создании большого числа миссионер, школ и в деле издания книг на алт. яз. В 1920 по предложению Свят. Патр. Тихона ему пожиз ненно присвоен титул митрополита Алтайского. После свт. Макария А. д. м. руководили Бийские епископы. В это время трудились выдающиеся мисси онеры-подвижники протоиереи Арсений Ивановский, Василий Постников, Гавриил Оттыгашев и др. С 1904 миссия противостояла распространению бурханизма — алт. формы ламаизма. К 1917 А. д. м. имела 31 мисси онер. отд-ние, охватывавшее 434 селения с числом кре щеных алтайцев и шорцев 46 729 чел. В состав миссии входили 3 миссионер, монастыря: Улалинский Нико лаевский жен., Чулышманский Благовещенский муж., Бийский Тихвинский жен. (учрежд. как община в 1897, с 1900 —мон-рь) —и 2 миссионер, иноческие общины: в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Ра дость» в Чемале (учрежд. в 1911) и Матурская в честь Иверской иконы Божией Матери (учрежд. в 1913). К этому времени в 84 школах обучалось 3 297 чел. (2 071 мальчик и 1 226 девочек, из них детей корен, жителей — 971 мальчик и 363 девочки). За время су ществования с 1830 до 1917 А. д. м. взрастила целую плеяду миссионеров, к-рых в дорев. лит. именовали «апостолами Алтая». Летом 1917 распоряжением Временного пр-ва школы и школ, б-ки на волне рев. преобразований были отоб раны у миссии и переданы в ведение Мин-ва народного просвещения. После этого большинство школ прекрати ло свое существование. С установлением в 1920 на Ал тае сов. власти централизов. упр-ние А. д. м. оказалось нарушено. В 1920—30-х гг. все миссионер, станы, монас тыри, часовни и др. учреждения миссии закрыли. Возрождение миссионер, деят-ти среди алтайцев и шорцев началось в кон. 1980-х гг. — в период празд нования 1000-летия Крещения Руси. Один за другим стали возрождаться правосл. приходы в тех городах и поселках, где ранее находились центры отд ний или ста ны А. д. м. В кон. 2005 в Горно-Алтайском благочинни- ческом окр. Барнаульской епархии (образован в 1994) открыты 26 приходов (включая 4 приписных), в 13 из к-рых имеются миссионер, станы. В благочинническом окр. служат 14 священнослужителей. Центр благочиния — Горно-Алтайск, где находится 1-й возрожденный в 1988 в Горн. Алтае правосл. приход, бывший единств, до уч реждения Барнаульской епархии. Настоятелем храма в честь Преображения Господня (освящен 18 авг. 1991) является прот. Ростислав Киращук. В Респ. Алтай — 17 храмов, из них 10 действующих и 7 строящихся или восстанавливающихся. В 1998 в благочинническом окр. восстановлен обы чай алт. миссионеров 1 февр. каждого года, в день па мяти прп. Макария Великого, собираться на братский съезд. Богослужение на алт. яз. возродил алтаец иеро монах Макарий (Чулунов). С 1996 Барнаульской епар хией на рус. и алт. яз. издается газ. «Алтайская Мис сия», в к-рой наряду с разнообразными материалами по церков. жизни публикуются статьи, посвящ. истории А. д. м. и совр. проблемам миссионер, деят-ти. Протоиерей Борис Пивоваров АЛТАЙСКАЯ ЛИТЕРАТУРА. Возникновение А. л. связано с историей вхождения алтайцев (одного из тюр- кояз. этносов, проживающих на юге Зап. Сибири, в осн. на тер. горной системы Алтай) в состав Рос. гос-ва. Наиболее важное значение имело творчество 1-го алт. писателя из среды просветигелей-священнослужителей М.В Чевалкова (1817—1901). Автобиогр. соч. «Жизнь Чевалкова», позже доп. и перераб. под назв. «Памят ное завещание» (1894), стихотворения, поэмы и басни на обществ.-полит., этич. темы явились 1-ми письмен, произведениями на алт. яз., яркими образцами духов, поэзии и басенного жанра. С обретением регионом статуса автономии в 1922 начинается приобщение народа к грамоте, развитие об разования, издат. деят-ти. В газеты, буквари, учебни ки, издан, на алт. яз ., включаются 1-е произведения начинающих писателей. В 1930-е гг. в А. л. утвержда ется реалистич. метод, развиваются лирич., эпич., ли- ро-эпич. жанры. Значит, роль в формировании совр. лит. процесса на Алтае сыграло творчество поэта, пи сателя и драматурга П.В. Кучияка, автора стихов, по эм, незавершен, романа «Адыйок», пьес (наиболее из вестна драма «Чейнеш»), а также М. Мундус-Эдокова, П. Чагат-Строева. На 1960—90-е гг. приходится расцвет А. л. Важную роль сыграло взаимодействие литератур народов, вхо дивших в СССР, писат. орг-ций, интенсив, перевод, деят-ть. Большинство алт. писателей прошли учебу в Литературном ин-те им. А.М. Горького, приобщаясь к традициям рус. и мировой классики. В нач. 1960-х гг. утверждаются прозаич. жанры: роман, повесть, рассказ, очерк. Значимыми явлениями стали романы Л. Кокыше- ва «Арина» (1959) и «Созвездие Мечин» (1969), И. Шо- доева «Трудные годы» (1967), Э. Палкина «Алан» (1978), повести Ч. Чунижекова «Мундузак», И. Коче- ева «Искра» (1962), «Кедры шумят» (1965), А. Саруе- вой «Человек рожден для счастья» (1967), Д .Б . Каин- чина «Голова жеребца» (1972), «Крик с вершин гор» (1976), «С того берега» (1980), К. Телесова «Где та до рога» (1968), «Следы на камнях» (1966), Б. У. Укача на «Цвет времени» (1971), «Маралы священных гор» (1971), «Убить бы мне голод» (1981), А .О . Адарова «Дорога в большой мир» (1979), И. Шодоева «Качук» (1989) и др. В ряду др. жанров утверждается традиц. эпич., лиро-эпич. и худ.-документ, повесть. Рассказ представлен своими жанровыми разновидностями (пси- хол., лирич., юморист., фантаст, и др.). Композиция и характерология рассказов отличаются богатством и раз нообразием. Вершинные произведения в данном жанре создают Д. Каинчин, А. Ередеев, К. Телесова. В 1990-е гг., после того как вновь открывается нац. драм, театр (был закрыт в нач. 1950-х гг.), появляются инсценировки поэм Л. Кокышева «Маарка», «Патей», «Туба», романа «Арина», драмы «Туманный Аргут»; театрализуются народ, обряды и игры, сказки, эпич. сказания. Значимым явлением стала постановка пьесы М. Назаренко «Месяц малой жары» по мотивам повес ти Б. Укачина «Горные духи» (1979). Изв. алт. прозаик Д. Каинчин по мотивам своих произведений написал пье сы «Встреча в тайге» (1979) и «Крик с вершин гор». Совр. алт. проза отличается сложной поэтикой, раз нообразием сюжетосложения. Совр. худ. прозаич. язык характеризуется богатством интонаций, ритмики и фо ники, эмоц. образностью. Алт. лирика разножанрова, в ней происходит интенсив, худ. поиск. Активно пере
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2