Историческая энциклопедия Сибири I

В 1875 в Улале открывается миссионер, больница, при ней — аптека; в 1877 создано приходское попечи­ тельство для помощи бедным. Впоследствии такие по­ печительства создавались и в др. отд-ниях миссии. В 1880 архим. Владимир возведен в сан епископа Бий­ ского, викария Томской епархии, с сохранением упр-ния А. д. м. Преемником еп. Владимира на посту началь­ ника миссии стал епископ Бийский свт. Макарий (Нев­ ский; 1884—91) —«второй Макарий», как звали его ново­ крещеные алтайцы. Он поступил в А. д. м. в 1855, тру­ дился в миссии 36 лет и прошел все ступени миссионер, служения —от учителя миссионер, школы до начальника миссии. После перевода на Томскую (1891), а затем на Московскую (1912) кафедры он не оставлял попечения о миссии и был ее духовным руководителем. Еп. Мака­ рию принадлежит особая заслуга в создании большого числа миссионер, школ и в деле издания книг на алт. яз. В 1920 по предложению Свят. Патр. Тихона ему пожиз­ ненно присвоен титул митрополита Алтайского. После свт. Макария А. д. м. руководили Бийские епископы. В это время трудились выдающиеся мисси­ онеры-подвижники протоиереи Арсений Ивановский, Василий Постников, Гавриил Оттыгашев и др. С 1904 миссия противостояла распространению бурханизма — алт. формы ламаизма. К 1917 А. д. м. имела 31 мисси­ онер. отд-ние, охватывавшее 434 селения с числом кре­ щеных алтайцев и шорцев 46 729 чел. В состав миссии входили 3 миссионер, монастыря: Улалинский Нико­ лаевский жен., Чулышманский Благовещенский муж., Бийский Тихвинский жен. (учрежд. как община в 1897, с 1900 —мон-рь) —и 2 миссионер, иноческие общины: в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Ра­ дость» в Чемале (учрежд. в 1911) и Матурская в честь Иверской иконы Божией Матери (учрежд. в 1913). К этому времени в 84 школах обучалось 3 297 чел. (2 071 мальчик и 1 226 девочек, из них детей корен, жителей — 971 мальчик и 363 девочки). За время су­ ществования с 1830 до 1917 А. д. м. взрастила целую плеяду миссионеров, к-рых в дорев. лит. именовали «апостолами Алтая». Летом 1917 распоряжением Временного пр-ва школы и школ, б-ки на волне рев. преобразований были отоб­ раны у миссии и переданы в ведение Мин-ва народного просвещения. После этого большинство школ прекрати­ ло свое существование. С установлением в 1920 на Ал­ тае сов. власти централизов. упр-ние А. д. м. оказалось нарушено. В 1920—30-х гг. все миссионер, станы, монас­ тыри, часовни и др. учреждения миссии закрыли. Возрождение миссионер, деят-ти среди алтайцев и шорцев началось в кон. 1980-х гг. — в период празд­ нования 1000-летия Крещения Руси. Один за другим стали возрождаться правосл. приходы в тех городах и поселках, где ранее находились центры отд ний или ста­ ны А. д. м. В кон. 2005 в Горно-Алтайском благочинни- ческом окр. Барнаульской епархии (образован в 1994) открыты 26 приходов (включая 4 приписных), в 13 из к-рых имеются миссионер, станы. В благочинническом окр. служат 14 священнослужителей. Центр благочиния — Горно-Алтайск, где находится 1-й возрожденный в 1988 в Горн. Алтае правосл. приход, бывший единств, до уч­ реждения Барнаульской епархии. Настоятелем храма в честь Преображения Господня (освящен 18 авг. 1991) является прот. Ростислав Киращук. В Респ. Алтай — 17 храмов, из них 10 действующих и 7 строящихся или восстанавливающихся. В 1998 в благочинническом окр. восстановлен обы­ чай алт. миссионеров 1 февр. каждого года, в день па­ мяти прп. Макария Великого, собираться на братский съезд. Богослужение на алт. яз. возродил алтаец иеро­ монах Макарий (Чулунов). С 1996 Барнаульской епар­ хией на рус. и алт. яз. издается газ. «Алтайская Мис­ сия», в к-рой наряду с разнообразными материалами по церков. жизни публикуются статьи, посвящ. истории А. д. м. и совр. проблемам миссионер, деят-ти. Протоиерей Борис Пивоваров АЛТАЙСКАЯ ЛИТЕРАТУРА. Возникновение А. л. связано с историей вхождения алтайцев (одного из тюр- кояз. этносов, проживающих на юге Зап. Сибири, в осн. на тер. горной системы Алтай) в состав Рос. гос-ва. Наиболее важное значение имело творчество 1-го алт. писателя из среды просветигелей-священнослужителей М.В Чевалкова (1817—1901). Автобиогр. соч. «Жизнь Чевалкова», позже доп. и перераб. под назв. «Памят­ ное завещание» (1894), стихотворения, поэмы и басни на обществ.-полит., этич. темы явились 1-ми письмен, произведениями на алт. яз., яркими образцами духов, поэзии и басенного жанра. С обретением регионом статуса автономии в 1922 начинается приобщение народа к грамоте, развитие об­ разования, издат. деят-ти. В газеты, буквари, учебни­ ки, издан, на алт. яз ., включаются 1-е произведения начинающих писателей. В 1930-е гг. в А. л. утвержда­ ется реалистич. метод, развиваются лирич., эпич., ли- ро-эпич. жанры. Значит, роль в формировании совр. лит. процесса на Алтае сыграло творчество поэта, пи­ сателя и драматурга П.В. Кучияка, автора стихов, по­ эм, незавершен, романа «Адыйок», пьес (наиболее из­ вестна драма «Чейнеш»), а также М. Мундус-Эдокова, П. Чагат-Строева. На 1960—90-е гг. приходится расцвет А. л. Важную роль сыграло взаимодействие литератур народов, вхо­ дивших в СССР, писат. орг-ций, интенсив, перевод, деят-ть. Большинство алт. писателей прошли учебу в Литературном ин-те им. А.М. Горького, приобщаясь к традициям рус. и мировой классики. В нач. 1960-х гг. утверждаются прозаич. жанры: роман, повесть, рассказ, очерк. Значимыми явлениями стали романы Л. Кокыше- ва «Арина» (1959) и «Созвездие Мечин» (1969), И. Шо- доева «Трудные годы» (1967), Э. Палкина «Алан» (1978), повести Ч. Чунижекова «Мундузак», И. Коче- ева «Искра» (1962), «Кедры шумят» (1965), А. Саруе- вой «Человек рожден для счастья» (1967), Д .Б . Каин- чина «Голова жеребца» (1972), «Крик с вершин гор» (1976), «С того берега» (1980), К. Телесова «Где та до­ рога» (1968), «Следы на камнях» (1966), Б. У. Укача­ на «Цвет времени» (1971), «Маралы священных гор» (1971), «Убить бы мне голод» (1981), А .О . Адарова «Дорога в большой мир» (1979), И. Шодоева «Качук» (1989) и др. В ряду др. жанров утверждается традиц. эпич., лиро-эпич. и худ.-документ, повесть. Рассказ представлен своими жанровыми разновидностями (пси- хол., лирич., юморист., фантаст, и др.). Композиция и характерология рассказов отличаются богатством и раз­ нообразием. Вершинные произведения в данном жанре создают Д. Каинчин, А. Ередеев, К. Телесова. В 1990-е гг., после того как вновь открывается нац. драм, театр (был закрыт в нач. 1950-х гг.), появляются инсценировки поэм Л. Кокышева «Маарка», «Патей», «Туба», романа «Арина», драмы «Туманный Аргут»; театрализуются народ, обряды и игры, сказки, эпич. сказания. Значимым явлением стала постановка пьесы М. Назаренко «Месяц малой жары» по мотивам повес­ ти Б. Укачина «Горные духи» (1979). Изв. алт. прозаик Д. Каинчин по мотивам своих произведений написал пье­ сы «Встреча в тайге» (1979) и «Крик с вершин гор». Совр. алт. проза отличается сложной поэтикой, раз­ нообразием сюжетосложения. Совр. худ. прозаич. язык характеризуется богатством интонаций, ритмики и фо­ ники, эмоц. образностью. Алт. лирика разножанрова, в ней происходит интенсив, худ. поиск. Активно пере

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2