Историческая энциклопедия Сибири I
«АЛРОСА» («Алмазы России — Саха»). Акцион. компания —осн. в РФ орг-ция, занимающаяся развед кой, добычей, обработкой и реализацией алмазов; один из крупнейших мировых производителей алмазов (ок. 25% мировой добычи). Создана Указом Президента РФ от 19 февр. 1992. Правопреемник сов. гос. алмазодобыв. объединения «Якуталмаз», части подразделений Роскомдрагмета и внешнеэкон. объединения «Алмазювелирэкспорт». Осу ществление компанией масштаб, реконструкцион. и ин- новац. работ на добыв, объектах позволило сохранить стратег, отрасль и гос. контроль над ней. «АЛРОСА» является компанией закрытого типа, ее акции не обра щаются на фондовом рынке. Пр-ву России принадлежит 37% акций, Респ. Саха (Я к ут и я ) —32, труд, коллек тиву —23, алмазоносным р-нам —8%. Основу компании составляют 5 горно-обогатит. ком бинатов, единая сбытовая орг-ция, 3 геолого-развед. экспедиции, геолого разведочный ин-т, проект. НИИ «Якутниипромалмаз», 5 строит.-монтаж, специализир. трестов, авиапредприятие, автотранспорт, предприятие «Алмаздортранс», энергетич. объекты. «АЛРОСА» име ет представительства в Москве, С.-Петербурге, Лондо не, Антверпене, Луанде (Ангола), Рамат-Гане (Израиль) и др. городах. Компания представляет собой комплекс из 33 алмазодобыв., вспомогат. и сопутствующих пред приятий. Кроме них, в компанию входит 47 дочерних подразделений. «АЛРОСА» производит товарную про дукцию на сумму 1,5—1,6 млрд долл. США, в сумме с дочерними подразделениями — более чем на 2 млрд долл. в год. Входит в число 20 ведущих предприятий России. Сумма реализации алмазов «АЛРОСА» постоян но растет: в 1993 —1 120 млн долл., в 1999 —1 413 млн долл., в 2002 — 1 583,4 млн долл. За 2005 компания реализовала осн. продукции на 2 856,1 млн долл. Про движению рус. алмазов на мировом рынке способствует то, что 99,8% из них добывается на Кр. Севере, непри частном к воен., этнич. и экол. конфликтам. В сфере интересов «АЛРОСА» не только алмазы; компания участвует в инвестиц. проектах по разведке и добыче золота и редкоземел. элементов, переработке нефти и газа на тер. не только Якутии, но и всей Сиби ри и Севера России. «АЛРОСА» имеет 32,8% в устав ном капитале горнорудного об-ва «Катока» (Ангола) на крупнейшем алмаз, месторождении Африки. Лит.: Вечерин П.П. От треста до компании, от палаток до горо дов. Мирный, 1997; Он же. Рождение «Якуталмаза». М., 1999; Харь- кив А .Д ., Зинчук Н .Н ., З у е в В .М . История алмаза. М., 1997; Ки риллин А. Д ., Кириллин Г.А., Кириллин А.А. Алмазно-бриллиантовый комплекс Якутии. М., 2001; Пискунов В.В. Алмазный меридиан. М., 2001; Степанов С.А. «АЛРОСА». Прошлое и настоящее. М., 2002. Л. И. Винокурова «АЛСИБ», воздушный мост Аляска—Сибирь, по к-рому в годы Великой Отечественной войны перего нялись амер. боевые и транспорт, самолеты, поставля емые по ленд-лизу. Несмотря на сложные погодные условия, перегон ка самолетов через Вост. Сибирь оказалась необходи мой ввиду трудностей с использованием сев. морских конвоев и юж. воздуш. трассы (через Басру и Тегеран в Кировабад). Офиц. назв. «АлСиба» —Красноярская воздушная трасса ВВС Кр. армии (с июня 1943: воз душ. трасса Красноярск—Уэлькаль). Пост. ГКО о стр- ве и эксплуатации воздушной трассы состоялось 9 окт. 1941, однако ее масштаб, использование стало возмож ным лишь после подписания 11 июня 1942 «Соглаше ния между правительствами СССР и США о принци пах, применимых к взаимной помощи в ведении войны против агрессии». В июле 1942 из летчиков, имевших боевой опыт и опыт перегонки амер. самолетов по юж. трассе, сформи ровали 1-ю перегоночную авиадивизию. Она находилась в ведении Гл. упр-ния Гражданского воздушного флота (ГУ ГВФ), с июня 1943 подчинялась упр-нию воздуш ной магистрали Москва—Уэлькаль, созданному при ГУ ГВФ. Упр-ние трассы и штаб 1-й перегоночной авиади визии располагались в Якутске. Дивизия состояла из 5 перегон, авиаполков и 1 транспортного. Для перегонки самолетов использовался эстафет, способ: каждый полк работал только на своем уч-ке. Протяженность «АлСиба» составляла 6306 км. При емочная комиссия ВВС Красной армии (др. назв. —сов. воен. миссия на Аляске), руководимая полк. М.Г. Ма- чиным, располагалась в Фэрбенксе. Отсюда трасса вела над долиной р. Юкон к г. Ному на побережье Беринго ва моря. Дальше путь пролегал через Берингов прол. и над чукот. тундрой до Уэлькаля. Данный уч-к перего ночной трассы отличался особо сложными метеоусло виями. Из Уэлькаля самолеты следовали через Сейм- чан (Колыма), Якутск и Киренск (Иркутская об л .) до Красноярска. Здесь самолеты принимала спец. комен датура ВВС. Бомбардировщики и транспорт, самолеты продолжали путь к фронту по воздуху, а истребители со снятыми крыльями везли по ж. д. Первая группа из 7 истребителей Р-40 «Киттихок» (КИДупо\ук), пилотируемая сов. летчиками, вылетела 7 окт. 1942 из Фербенкса курсом на Ном. Вел ее коман дир 1-й перегоночной авиадивизии и нач. Красноярс кой воздушной трассы полк. И.П. Мазурук, изв. поляр ный летчик, участник высадки папанинцев на Северном полюсе. В тот же день из Нома в Марково (Чукотка) перегнали 1-ю группу из 12 бомбардировщиков-торпе доносцев А-20 «Бостон». Группу возглавлял командир 1-го полка перегоночной авиадивизии подполк. П.В. Не- досекин. Из др. моделей самолетов по «АлСибу» пере гоняли бомбардировщики Б-25 «Митчелл», истребите ли Р-39 «Аэрокобра» и Р-63 «Кингкобра», транспорт. «Дугласы» Си-47 и др. Развернувшиеся вслед за 1-м полетом массовые пос тавки амер. боевых самолетов (до 400 машин в мес.) поз волили ликвидировать превосходство немцев в воздухе, что сказалось на ходе Сталинградской битвы. Наивыс шего чисЛа поставки самолетов достигли к 1944. Всего с окт. 1942 по окт. 1945 пилоты 1-й Краснознаменной перегоночной авиадивизии переправили по «АлСибу» 8 094 амер. самолета (по данным командования ВВС США —8 777), что составляет более пол. всех самоле тов, поставленных в СССР по ленд-лизу. На фронте из них сформировали 250 авиаполков. Общие потери за время перегонки составили 81 самолет и 115 пере гонщиков, в т. ч. на Аляске при перегонке самолетов разбились 9 летчиков. После войны американцы пере захоронили их на нац. воен. кладбище в Форт-Ричар дсоне близ Анкориджа. Кроме своего осн. назначения, воздушная трасса Аляска—Сибирь использовалась и как грузовая авиали ния. За 3 года по «АлСибу» перевезли 18 753 т грузов, преим. оборонного назначения, вкл. новейшее оборудо вание, стратег, материалы, вооружения. Наряду с авиа приборами, авиамоторами «Пратт-Уитней», аммоналом везли продовольствие, оборудование для госпиталей, ме дикаменты, в т. ч. дефицит, пенициллин. Кроме того, «АлСиб» использовался как междунар. пассажир, авиа линия, по к-рой перевезли 128 371 пассажира. Боль шинство их составили перегонщики, возвращавшиеся в базовые аэропорты, но трассой пользовались и дни. работники, в т. ч. такие высокопоставленные, как пос лы СССР в США К.А. Уманский, М.М. Литвинов и А.А. Громыко, посол в Великобритании Ф .Т. Гусев. После войны хорошо оборудованная и разветвлен ная трасса, насчитывавшая 30 аэропортов и аэродро-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2