Историческая энциклопедия Сибири I
нием доп. диакритических знаков. За основу берется беринг. диалект. А. я. имеет статус языка корен, мало- числ. народа РФ. С продажей Аляски и Алеутских о-вов США препо давание А. я. там прекратилось, была внедрена система амер. федер. школ, где все предметы преподавались на англ. яз. В 1970-х гг. благодаря Центру по изучению языков корен, населения Аляски при Ун-те Аляски (Фэрбенкс) создан алеут, алфавит на основе латинско го, изданы пособия и учебники для школ. С 1983 А. я. преподается факультативно в мл. классах. На Коман дорских о-вах с сер. 1980-х гг. также предпринимались попытки наладить факультатив, преподавание А. я. Осн. центрами изучения А. я. являются Ин-т линг вистических исследований РАН (С.-Петербург) и Центр по изучению языков коренного населения Аляски при Ун-те Аляски (Фэрбенкс). Лит.: Вениаминов И .Е . Очерк грамматики алеутского-лис- мьевского языка. СПб., 1846; М еновщиков Г.А. Алеутско-рус- ский словарь / / Языки и топонимия. Томск, 1977; Головко Е.В. Алеутско-русский и русско-алеутский словарь. Беринговский диа лект. СПб., 1994; Он же. Язык командорских алеутов. СПб., 1994; Он же. Алеутский язык / / Языки народов России: Красная книга: Энцикл. словарь-справочник. М., 2002. А.А. Мальцева АЛЕУТЫ (самоназв. алеут, унанган). А. населяют Командорские о-ва (Медный, Беринга). Живут также на Алеутских о-вах и юго-западе Аляски (США). Предки рос. А. в 1820-х гг. были переселены Российско-Аме риканской компанией с Алеутских о-вов. Общая числ. составляет 3 тыс. чел. По переписи 1959, на тер. России проживало 400 чел. алеут, населения (в т. ч. в Камчат ской обл. 332 чел.), 1970 —410 (344), 1979 —ок. 500 (365), 1989 - 644 (390), 2002 - 540 (446) чел. Преобладает тип аркт. малой расы. Язык алеут ский, относится к эскимосско-алеут. группе палеоази ат. языков. Рос. А. говорят на беринговском и меднов- ском диалектах. Последний иногда выделяют в группу смешанных языков (используется рус. синтаксис при сохранении алеут, лексич. основы). В послед, вре мя отмечено преобладание рус. языка, алеут, владе ют 175 чел. (2002). В нач. XIX в. правосл. миссионер И.Е. Вениаминов отмечал существование ок. 10 племен А., в ходе колонизации и трансформации хоз. жизни А. племенное деление утратило свою актуальность. Заселение Берингоморья предками А. и эскимосов в составе «протоэскимосской» общности происходило в условиях миграции народов из Азии в Америку 10— 12 тыс. л. н. Исследователи склонны считать большую часть собств. «алеутских» черт следствием сравнитель но изолир. жизни на островах (в то время как эски мосы имели большее кол-во контактов с палеоазиат, и индейск. культурами). Следствием изоляции считают также чрезвыч. консервативность, неизменность мат. комплекса А. Назв. «алеут» впервые встречается в до кументах 1747, рос. географы и купцы были первы ми из европейцев, контактировавшими с А. Открытие Алеутских о-вов произошло в 1742 2-й экспедицией Бе ринга —Чирикова. Однако еще до прямых контактов с рус. промышленниками в алеут, культуре происходила трансформация, вызванная оживлением товарообмена между народами Берингова моря под влиянием новых условий культур, контактов и (возникновение китобой ного промысла, возникновение патрилокальных отноше ний), в свою очередь, обусловленная спросом на пушни ну со стороны рос. администраторов и купцов. К сер. XVIII в. у А. существовали имуществ. и соц. дифференциация, воен. орг-ция. К приходу на острова русских у А. власть и имущество передавались как по отцовской линии, так и по материнской (традиц. для А. порядком), в результате колонизации произошла кон сервация архаич. порядков властвования и наследова ния. В то же время пушная торговля способствовала росту имуществ. и соц. расслоения алеут, об-ва. В кон. XVIII в. у А. существовало рабство, в к-рое обращали не только военнопленных чужаков, но и должников-со- родичей. Л.А. Файнберг отмечает характерное для А. XIX в. сочетание архаич., материнско-родовых отноше ний со значит, имуществ. дифференциацией об-ва. Для традиц. верований А. характерны вера в духов, шаманизм. Почитались духи предков, чьи изображения из камня, кости, дерева и птичьих шкурок передавались по наследству в кач-ве личных амулетов. Духов-покро вителей изображали деревян. маски, к-рые надевали во время обрядовых плясок. Шаман, костюм символизиро вал птицу, как и у др. палеоазиат, народов, в преданиях и обрядах А. большое место уделяется образу Ворона. Существовала также охотничья магия, заключавшаяся в обрядах вызывания зверя, в особых охотничьих запре тах и ношении амулетов, охраняющих владельца. На рубеже XVIII—XIX вв. А. были обращены в пра вославие, испытали сильное влияние рус. культуры. А.-переселенцы Командорских о-вов фактически явля лись промысл, рабочими Российско-Американской ком пании, получая весьма скромную натур, оплату. Географ И.Е. Вениаминов в 1830-е гг. констатировал трансфор мацию племенной аристократии А. в низовую колони альную администрацию. На колонизуемых островах по распоряжению правителя компании Е. Резанова А. было запрещено возводить большие общинные дома, вместо них возводили маленькие жилища на 1 семью. До принятия христианства среди А. было распро странено многоженство, существовали обычаи «отра ботки» за жену и гостевого гетеризма. В связи с доми нированием матрилокального начала соц. орг-ции у А. опекал детей их дядя по матери. Вплоть до нач. XIX в. в алеут, об-ве родовые структуры доминировали над семейными, вся хоз. и быт. жизнь осуществлялась группами от 10 до 40 семей, проживавших в пределах 1 большого дома, либо в смежных домах в пределах 1 селения. Брак заключался с согласия (или же по ини циативе) группы ст. родственников, поощрялись кросс- кузенные браки. Относит, свободой выбора пользова лась лишь невеста, в то же время отказ жениху считал ся тягчайшим оскорблением. Исследователи отмечают существование группового брака у А. до принятия ими христианства: супружеские обязанности могли быть распространены как на мл. незамуж, сестер жены, так равно и на мл. неженатых братьев мужа. После креще ния среди А. стала доминировать простая парная семья и моногамный брак, сравнительно быстро были усвоены правосл. обряды сватовства и венчания. Значит, влия ние на быстрое угасание вообще родовых нормативов у А., и группового брака в частн., оказала и политика Российско-Американской компании, администраторам к рой был удобен индивид, наем работника-промысло- вика в противовес более затратному и менее контроли руемому найму родового коллектива. Осн. традиц. занятия А. —охота на мор. зверя (ко тика, сивуча, калана и проч.) и рыболовство. Весь ма важным для хоз-ва А. был китобойный промысел (с помощью отравленных копий). Подсоб, значение имел сбор тундровой ягоды, кореньев, моллюсков и во дорослей. Собирательство и прибрежное рыболовство были прерогативой женщин и детей, мор. охота —толь ко взрослых мужчин. Промысл, орудия изготавливались из камня, кости, дерева, к нач. контактов с русскими была известна холодная ковка меди. Осн. средством пе редвижения являлись обтянутые кожей лодки —много весельные байдары и 1-, 2-лючные байдарки.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2