Историческая энциклопедия Сибири I
ние епархией епископу Канадскому Александру (Не- моловскому), к-рый приступил к исполнению своих обязанностей 6 авг. 1917. II Всеамериканский Собор, собравшийся в Кливленде 25—28 февр. 1919, избрал еп. Александра правящим архиепископом Североамерикан ской епархии. В связи со сложностью передачи сооб щений в Россию это решение было утверждено Свят. Патр. Тихоном 7 сент. 1920. Во 2-й пол. 1918 митрополит Афинский Мелетий IV (Метаксакис) прибыл в США с намерением создать из греч. приходов, являвшихся частью А. и С. е., епар хию Элладской Православной Церкви в Сев. Америке. Эту поездку митр. Мелетий совершил по благословению Патриарха Константинопольского Германа V, но без ве дома и согласия управляющего епархией еп. Александ ра. В февр. 1921 он вновь прибыл в США, где занялся формированием теперь уже Американской архиеписко пии Константинопольского Патриархата, к-рая и была провозглашена 15 сент. 1921. Это явилось нарушением целостности А. и С. е. Русской Церкви. 1 марта 1922 Свящ. Синод Константинопольского Патриархата при нял решение «об обязательном и исключительном под чинении Константинопольской Церкви всей православ ной диаспоры, всего православного “рассеяния”, под которым Константинополь понимает все православные приходы и епархии вне границ государств, в которых существуют Православные автокефальные Церкви». Поставленный 11 мая 1922 во главе Американской ар хиепископии Константинопольского Патриархата в Сев. Америке архиеп. Александр (Димоглу) препроводил со своим письмом архиеп. Александру (Немоловскому) постановление Свящ. Синода Константинопольской Церкви от 1 марта 1922. Это побудило архиеп. Алексан дра созвать 20 мая 1922 спец. заседание архиереев РПЦ в Сев. Америке. Архипастыри А. и С. е. единодушно от вергли притязания Константинопольского Патриархата. Свят. Патр. Тихон назначил митрополита Херсонского и Одесского Платона (Рождественского) патриаршим представителем в этой епархии с полными церковно- адм. правами. Определение Свящ. Синода во главе с Патр. Тихоном о назначении митр. Платона временно управляющим А. и С. е. появилось 27 апр. 1922. Оно, по-видимому, еще не дошло до митр. Платона, когда 20 июня 1922 архиеп. Александр в письменном обращении к нему как к представителю Патр. Тихона в Сев. Аме рике высказал просьбу принять на себя непосредствен ное упр-ние епархией и заявил о сложении своих пол номочий правящего архиерея. Назначение Свят. Патр. Тихоном митр. Платона управляющим Североамерикан ской епархией с освобождением от упр-ния Херсонской и Одесской епархией последовало 29 сент. 1923. После установления в России сов. власти положение А. и С. е. корен, образом изменилось. Связь епархии со священноначалием в России была крайне затрудне на. Прекратилось поступление финанс. помощи, что поставило в тяжелое положение адм. центр епархии в Нью-Йорке. Мн. приходы стали испытывать большие материальные трудности. Отд. представители Церк ви проявляли неповиновение, углубились раздоры на нац. почве. Тяжесть положения епархии усугубилась с возникновением в Сов. России обновленческого раско ла, создавшего в сер. мая 1922 т. н. Высшее Церковное Управление. Его представитель в Нью-Йорке Иоанн Кедровский в сане «архиепископа» лжесвидетельством через суд добился передачи ему Свято-Николаевского кафедрального собора в Нью-Йорке. Нависла угроза отчуждения и др. имущества А. и С. е. Драм, положение РПЦ в Сов. России повлияло на нормальную деят-ть священноначалия по рук-ву диа спорой в А. и С. е. и привело к дальнейшему наруше нию канонич. порядка в отношениях между поместными правосл. Церквами. В 1922 была создана Американо- Канадская епархия Сербской Православной Церкви, в 1924 —Североамериканский архидиоцез Антиохийско го Патриархата. С 7 по 9 нояб . 1922 в Питтсбурге состоялся III Всеамериканский Собор, к-рый избрал митр. Плато на (Рождественского) на Североамериканскую кафед ру. В трудное для Североамериканской епархии и тра гическое для РПЦ время во взаимоотношениях между Свят. Патр. Тихоном и митр. Платоном появилась на пряженность, переросшая в конфликт. Предстоятель РПЦ считал ошибочными и даже вредными для Церкви в то время публич. полит, выступления митрополита, в к-рых резкой критике подвергалась деят-ть сов. влас ти. 16 янв. 1924 Патр. Тихон и Свящ. Синод уволили митр. Платона от упр-ния А. и С. е. Однако это реше ние иерархом принято не было. Собравшийся в связи с этим конфликтом 2—4 апр. 1924 в Детройте IV Все американский Собор объявил А. и С. е. временно са моуправляющейся и призвал считать это шагом на пу ти к автокефалии, о к-рой в 1905 говорил архиепископ Алеутский и Североамериканский Тихон. Это решение на неск. десятилетий прервало отношения между Мит рополичьим окр., как принято было называть епархию, возглавлявшуюся митр. Платоном и его преемниками, и Московским Патриархатом, хотя канонически эта мит рополия оставалась частью РПЦ. В то же время про должалась жизнь А. и С. е. в реальном составе РПЦ, в к-рую входили приходы, не пожелавшие прервать с ней каноническую связь. В марте 1933 Заместитель Патриаршего Местоблюс тителя митр. Сергий (Страгородский) поручил отправ лявшемуся в США настоятелю Трехсвятительского подворья в Париже архиеп. Вениамину (Федченкову) выяснить сложившуюся в епархии ситуацию и отноше ния митр. Платона к РПЦ. Нежелание митр. Платона выполнять решение Патр. Тихона и Свящ. Синода от 1924 привело к его повторному отстранению от упр-ния епархией. Решением РПЦ от 22 нояб. 1933 правящим архиереем А. и С. е. с титулом Алеутского и Североаме риканского в звании экзарха Московского Патриархата в Америке был назначен архиеп. Вениамин. Сокр. перепеч.: Православная энциклопедия. М., 2001. Т. 2. АЛЕУТСКИЙ ЯЗЫК (устар. назв. —унанганский). Входит в эскимосско-алеут. семью палеоазиат, языков. По структурно-типол. характеристике относится (искл. медновский диалект) к языкам агглютинативно-поли синтетического тина. Характер, чертой фонетики А. я. является отсутствие шумных губных [р], [Ь], [П и [у], морфологии — полиперсональное спряжение, синтак сиса — согласование сказуемого не с подлежащим, а с семантическими субъектом и объектом переходных глаголов. В России выделяют беринговский (зап .) и медновс кий диалекты. Последний является смешанным, возник в кон. XIX в. в результате интенсив, контактов А. я. с рус. яз.; его часто рассматривают как отд. язык. Первые попытки создания алеут, письменности от носятся к нач. XIX в. В 1820-х гг. 1-й священник о-ва Уналашка И. Вениаминов с помощью алеутов И. Пань- кова и С. Крюкова на базе рус. алфавита создал але утский. Позже он перевел на А. я. неск. книг религ. хар-ра. В сер. 1930-х гг. Е.П. Орловой создан букварь. В 1980-х гг. Е.В. Головко, Н .Б . Вахтиным и А.С. Аси- новским написано пособие для учителя. Е.В. Головко составлены алеут.-рус. и рус.-алеут, словари. В наст, время предпринимается попытка создать алеут, алфа вит на базе существующего (И . Вениаминова) с введе
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2