Историческая энциклопедия Сибири I
АЛЕКСЕЕВСК, назв. Свободного в 1912—17. АЛЕКСЕЕВСКИЙ Александр Николаевич (1877 — 1957, Париж), полит, и гос. деятель. Окончил С.-Пе тербургскую духовную академию (1903). Преподаватель Духовной семинарии в Благовещенске. Чл. партии со- циалистов-революционеров. За актив, участие в рев. событиях 1905—06 в Благовещенске арестован и заклю чен в тюрьму, откуда бежал за границу. До 1917 жил в Японии, затем во Франции. Летом 1917 вернулся в Россию и был избран городским головой Благовещен ска. Чл. Всерос. Учредит, собрания. С 21 сент. по 11 нояб. 1918 —глава антибольшевист. Временного пр-ва Амурской обл., затем пред. Амурского обл. земства. Указом Верховного правителя А. В. Колчака от 28 мая 1919 назначен членом Государственного экономическо го совещания, 24 сент. 1919 освобожден от обязанностей члена совещания согласно личному прошению. Осенью 1919 арестован белогвард. властями в Иркутске, но в нач. дек. по ходатайству иркут. земских деятелей ос вобожден. В кон. 1919 —нач. 1920 принимал участие в свержении колчак, режима и в деят-ти органов иркут. Политцентра, был членом Вр. совета Сиб. народно го упр-ния, входил в состав созданной Политцентром чрезвыч. следственной комиссии, к-рая допрашивала А.В. Колчака, В .Н . Пепеляева и др. видных деятелей колчак, режима. В нач. 1920-х гг. через Д. Восток эмиг рировал во Францию и жил в Париже. В. И. Шишкин АЛЕУТСКАЯ И СЕВЕРОАМЕРИКАНСКАЯ ЕПАР ХИЯ РПЦ, с кафедрой в Сан-Франциско (США). Уч реждена Св. Правительствующим Синодом 9 февр. 1900. История возникновения А. и С. е. восходит к 21 дек. 1840, когда была основана 1-я миссионер, епархия Камчатская, Курильских и Алеутских о-вов. По пред ложению свт. Иннокентия (В ениаминова), трудами к-рого правосл. Церковь в Сев. Америке была утвержде на и благоустроена, эта епархия 10 июня 1870 преобра зована в епархию Алеутских о-вов и Аляски с кафедрой в Ситке. На кафедру был назначен еп. Иоанн (Митро польский), управлявший епархией до 12 апр. 1877. Первые правосл. приходы в США (греч. — в Нов. Орлеане и 2 рус. — в Сан-Франциско и Нью-Йорке) появились почти одновр. и независимо друг от дру га в кон. 1860-х гг. и окормляли представителей дип. корпуса и правосл. иммигрантов рус. и др. националь ностей, оказавшихся в Нов. Свете. В 1872 кафедра из Ситки перенесена в Сан-Франциско (кафедр, собор во имя св. блгв. кн. Александра Невского; приход суще ствовал с 1868). При еп. Несторе (Зассе), управляв шем епархией со 2 дек. 1878, Свят. Синод официально подтвердил перевод епископ, кафедры и епархиальной консистории в Сан-Франциско. С 30 июня 1882 по 20 дек. 1887 епархией вр. управлял митрополит Санкт- Петербургский Исидор (Никольский). 12 дек. 1887 на Алеутскую и Аляскинскую кафедру рукоположен Вла димир (Соколовский). В 1891 еп. Владимир воссоеди нил с РПЦ униатского свящ. Алексия Товта и его при хожан в Миннеаполисе (шт. Миннесота), что вызвало массовое возвращение униатов в православие. Росту епархии способствовало также увеличение с кон. XIX в. притока правосл. иммигрантов: греков, русских, ара бов, албанцев, румын. С 8 июня по 7 сент. 1891 епар хией управлял еп. Николай (Адоратский). Многое бы ло сделано для утверждения православия в США при еп. Николае (Зиорове) (29 сент. 1891 —14 сент. 1898). С 1892 стали возникать серб, приходы в США. В 1895 состоялся 1-й епархиальный съезд духовенства в Уилкс- Барре (шт. Пенсильвания). В том же году начали воз никать араб, приходы в США. С 1896 регулярно из давался «Американский православный вестник» и по ложено начало переводу богослужеб. текстов на англ. яз. С участием церк. деятелей появлялись печ. изд. на рус. яз., возникали братства, сестричества, об-ва вза имопомощи (Русское объединенное об-во взаимопомо щи с гл. представительством в Нью-Йорке и правосл. газ. «Св1т» существуют до наст, времени). В среде рус. церк. деятелей стала складываться концепция «Амери канской Руси», тесно связанной с Россией в духов, и культ, отношении. Это было крайне важно в условиях актив, украинизации русинов, к-рая проводилась в нач. XX в. униатским еп. Сотером Ортынским с целью вос препятствовать переходу униатов в православие. 1 окт. 1897 открылась миссионер, школа в Миннеаполисе. С 14 сент. 1898 по 25 янв. 1907 Алеутская и Аляс кинская епархия возглавлялась еп. (с 5 мая 1905 —ар- хиеп.) свт. Тихоном (Белавиным). Переименованием этой епархии в А. и С. е. 9 февр. 1900 признавался факт распространения православия по всему Североамери канскому континенту. В 1901 воздвигнут 1-й правосл. храм в Канаде, вышел в свет 1-й рус. Православный календарь в Америке. При свт. Тихоне кафедра епархи ального архиерея переведена из Сан-Франциско в Нью- Йорк (1905), где в 1904 воздвигнут Свято-Николаевский кафедральный собор. Первая Духовная семинария для подготовки правосл. священнослужителей в Америке была открыта в 1905 в Миннеаполисе на базе миссионер, школы, переведена в 1913 в Тенафлай (шт. Нью-Джер си) и закрыта в 1923 из-за отсутствия средств. В связи с ростом епархии образованы викариат- ства: 29 нояб. 1903 Аляскинское, с кафедрой в^Ситке, и 1 февр. 1904 Бруклинское (пригород Нью-Йорка). Последнее создано для окормления сиро-арабов. Воз главил его еп. Рафаил (Хававини), бывш. настоятель сиро-араб. прихода в Бруклине, рукоположенный 6 мая 1904 в Свято-Николаевском соборе в Нью-Йорке. Это было 1-е посвящение правосл. епископа в США. Греки с этого времени начали создавать собств. церковно-об- ществ. орг-ции, независимые от епархии РПЦ. Возник 1-й румын, приход в Кливленде (шт. Огайо). В 1905 в Саут-Кейнане (шт. Пенсильвания) свт. Тихон освя тил мон-рь Тихона Задонского и приют для сирот при нем, основал Сербскую духовную миссию. Одновр. по почину Владыки был издан расширенный служебник на англ. яз. в пер. И .Ф . Хапгуд. 20—23 февр. 1907 состоялся 1-й Всеамериканский церковный Собор в Мейфилде (шт. Пенсильвания). При архиеп. Плато не (Рождественском) (8 июля 1907 —20 марта 1914) и сменившем его архиеп. Евдокиме епархия продолжала расти в осн. за счет возвращения из унии правосл. ру синов. В 1904 создана Болгарская духовная миссия. 6 июля 1916 учреждено викариатство в Канаде во главе с еп. Александром (Немоловским). В том же 1916 со здано Карпаторосское вик-ство в Питтсбурге во главе с еп. Стефаном (Дзюбаем). В марте 1918 еп. Александр учредил Албанскую правосл. миссию во главе со свящ. Фаном Ноли. До революции 1917 РПЦ полностью осуществля ла каноническую власть среди православных различ. национальностей. Правосл. епископы в Сев. Америке назначались и утверждались Св. Правительствующим Синодом. Епархия получала от рос. пр-ва ежегодную финанс. субсидию. К кон. 1917 в А. и С. е. (в составе 31 благочиния) входили 271 храм и 51 часовня, в ней насчитывалось 257 священнослужителей и до 300 тыс. прихожан. В связи с отъездом в Москву для участия в Помес тном Соборе РПЦ 1917—18 архиепископ Алеутский и Североамериканский Евдоким временно передал упр-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2