Историческая энциклопедия Сибири I

АЛЕКСЕЕВСК, назв. Свободного в 1912—17. АЛЕКСЕЕВСКИЙ Александр Николаевич (1877 — 1957, Париж), полит, и гос. деятель. Окончил С.-Пе­ тербургскую духовную академию (1903). Преподаватель Духовной семинарии в Благовещенске. Чл. партии со- циалистов-революционеров. За актив, участие в рев. событиях 1905—06 в Благовещенске арестован и заклю­ чен в тюрьму, откуда бежал за границу. До 1917 жил в Японии, затем во Франции. Летом 1917 вернулся в Россию и был избран городским головой Благовещен­ ска. Чл. Всерос. Учредит, собрания. С 21 сент. по 11 нояб. 1918 —глава антибольшевист. Временного пр-ва Амурской обл., затем пред. Амурского обл. земства. Указом Верховного правителя А. В. Колчака от 28 мая 1919 назначен членом Государственного экономическо­ го совещания, 24 сент. 1919 освобожден от обязанностей члена совещания согласно личному прошению. Осенью 1919 арестован белогвард. властями в Иркутске, но в нач. дек. по ходатайству иркут. земских деятелей ос­ вобожден. В кон. 1919 —нач. 1920 принимал участие в свержении колчак, режима и в деят-ти органов иркут. Политцентра, был членом Вр. совета Сиб. народно­ го упр-ния, входил в состав созданной Политцентром чрезвыч. следственной комиссии, к-рая допрашивала А.В. Колчака, В .Н . Пепеляева и др. видных деятелей колчак, режима. В нач. 1920-х гг. через Д. Восток эмиг­ рировал во Францию и жил в Париже. В. И. Шишкин АЛЕУТСКАЯ И СЕВЕРОАМЕРИКАНСКАЯ ЕПАР ХИЯ РПЦ, с кафедрой в Сан-Франциско (США). Уч­ реждена Св. Правительствующим Синодом 9 февр. 1900. История возникновения А. и С. е. восходит к 21 дек. 1840, когда была основана 1-я миссионер, епархия Камчатская, Курильских и Алеутских о-вов. По пред­ ложению свт. Иннокентия (В ениаминова), трудами к-рого правосл. Церковь в Сев. Америке была утвержде­ на и благоустроена, эта епархия 10 июня 1870 преобра­ зована в епархию Алеутских о-вов и Аляски с кафедрой в Ситке. На кафедру был назначен еп. Иоанн (Митро­ польский), управлявший епархией до 12 апр. 1877. Первые правосл. приходы в США (греч. — в Нов. Орлеане и 2 рус. — в Сан-Франциско и Нью-Йорке) появились почти одновр. и независимо друг от дру­ га в кон. 1860-х гг. и окормляли представителей дип. корпуса и правосл. иммигрантов рус. и др. националь­ ностей, оказавшихся в Нов. Свете. В 1872 кафедра из Ситки перенесена в Сан-Франциско (кафедр, собор во имя св. блгв. кн. Александра Невского; приход суще­ ствовал с 1868). При еп. Несторе (Зассе), управляв­ шем епархией со 2 дек. 1878, Свят. Синод официально подтвердил перевод епископ, кафедры и епархиальной консистории в Сан-Франциско. С 30 июня 1882 по 20 дек. 1887 епархией вр. управлял митрополит Санкт- Петербургский Исидор (Никольский). 12 дек. 1887 на Алеутскую и Аляскинскую кафедру рукоположен Вла­ димир (Соколовский). В 1891 еп. Владимир воссоеди­ нил с РПЦ униатского свящ. Алексия Товта и его при­ хожан в Миннеаполисе (шт. Миннесота), что вызвало массовое возвращение униатов в православие. Росту епархии способствовало также увеличение с кон. XIX в. притока правосл. иммигрантов: греков, русских, ара­ бов, албанцев, румын. С 8 июня по 7 сент. 1891 епар­ хией управлял еп. Николай (Адоратский). Многое бы­ ло сделано для утверждения православия в США при еп. Николае (Зиорове) (29 сент. 1891 —14 сент. 1898). С 1892 стали возникать серб, приходы в США. В 1895 состоялся 1-й епархиальный съезд духовенства в Уилкс- Барре (шт. Пенсильвания). В том же году начали воз­ никать араб, приходы в США. С 1896 регулярно из­ давался «Американский православный вестник» и по­ ложено начало переводу богослужеб. текстов на англ. яз. С участием церк. деятелей появлялись печ. изд. на рус. яз., возникали братства, сестричества, об-ва вза­ имопомощи (Русское объединенное об-во взаимопомо­ щи с гл. представительством в Нью-Йорке и правосл. газ. «Св1т» существуют до наст, времени). В среде рус. церк. деятелей стала складываться концепция «Амери­ канской Руси», тесно связанной с Россией в духов, и культ, отношении. Это было крайне важно в условиях актив, украинизации русинов, к-рая проводилась в нач. XX в. униатским еп. Сотером Ортынским с целью вос­ препятствовать переходу униатов в православие. 1 окт. 1897 открылась миссионер, школа в Миннеаполисе. С 14 сент. 1898 по 25 янв. 1907 Алеутская и Аляс­ кинская епархия возглавлялась еп. (с 5 мая 1905 —ар- хиеп.) свт. Тихоном (Белавиным). Переименованием этой епархии в А. и С. е. 9 февр. 1900 признавался факт распространения православия по всему Североамери­ канскому континенту. В 1901 воздвигнут 1-й правосл. храм в Канаде, вышел в свет 1-й рус. Православный календарь в Америке. При свт. Тихоне кафедра епархи­ ального архиерея переведена из Сан-Франциско в Нью- Йорк (1905), где в 1904 воздвигнут Свято-Николаевский кафедральный собор. Первая Духовная семинария для подготовки правосл. священнослужителей в Америке была открыта в 1905 в Миннеаполисе на базе миссионер, школы, переведена в 1913 в Тенафлай (шт. Нью-Джер­ си) и закрыта в 1923 из-за отсутствия средств. В связи с ростом епархии образованы викариат- ства: 29 нояб. 1903 Аляскинское, с кафедрой в^Ситке, и 1 февр. 1904 Бруклинское (пригород Нью-Йорка). Последнее создано для окормления сиро-арабов. Воз­ главил его еп. Рафаил (Хававини), бывш. настоятель сиро-араб. прихода в Бруклине, рукоположенный 6 мая 1904 в Свято-Николаевском соборе в Нью-Йорке. Это было 1-е посвящение правосл. епископа в США. Греки с этого времени начали создавать собств. церковно-об- ществ. орг-ции, независимые от епархии РПЦ. Возник 1-й румын, приход в Кливленде (шт. Огайо). В 1905 в Саут-Кейнане (шт. Пенсильвания) свт. Тихон освя­ тил мон-рь Тихона Задонского и приют для сирот при нем, основал Сербскую духовную миссию. Одновр. по почину Владыки был издан расширенный служебник на англ. яз. в пер. И .Ф . Хапгуд. 20—23 февр. 1907 состоялся 1-й Всеамериканский церковный Собор в Мейфилде (шт. Пенсильвания). При архиеп. Плато­ не (Рождественском) (8 июля 1907 —20 марта 1914) и сменившем его архиеп. Евдокиме епархия продолжала расти в осн. за счет возвращения из унии правосл. ру­ синов. В 1904 создана Болгарская духовная миссия. 6 июля 1916 учреждено викариатство в Канаде во главе с еп. Александром (Немоловским). В том же 1916 со­ здано Карпаторосское вик-ство в Питтсбурге во главе с еп. Стефаном (Дзюбаем). В марте 1918 еп. Александр учредил Албанскую правосл. миссию во главе со свящ. Фаном Ноли. До революции 1917 РПЦ полностью осуществля­ ла каноническую власть среди православных различ. национальностей. Правосл. епископы в Сев. Америке назначались и утверждались Св. Правительствующим Синодом. Епархия получала от рос. пр-ва ежегодную финанс. субсидию. К кон. 1917 в А. и С. е. (в составе 31 благочиния) входили 271 храм и 51 часовня, в ней насчитывалось 257 священнослужителей и до 300 тыс. прихожан. В связи с отъездом в Москву для участия в Помес­ тном Соборе РПЦ 1917—18 архиепископ Алеутский и Североамериканский Евдоким временно передал упр-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2