Историческая энциклопедия Сибири I
совр. лечение сочетается с отдыхом. На тер. области ок. 300 источников минер, вод, 6 круп, грязевых озер, баль неогрязевые и бальнеологические курорты «Ангара», «Усолье», «Усть-Кут». Период становления переживает сфера туризма. На тер. обл. имеется много привлекат. рекреационных объектов, гл. из к-рых —Байкал. Во 2-й пол. XX в. активизировалась культ, жизнь области. Традиции славян., татар., нем., польск., ев рейск. и др. культур сочетались с самобыт. культурой корен, бурят, населения. На более высокий уровень вышли музейное, библ. и клубное дело, кинофикация, театр., муз., цирковое и изобразит, искусства. В 2001 в культ, сфере занято более 9,2 тыс. чел. Функционируют 10 театров (в т. ч. в Иркутске Драм, театр им. Н.П. Ох лопкова, муз. комедии, юного зрителя и кукольный), обл. филармония, цирк, 710 б-к (14 млн книг), 720 уч реждений клубного типа, 42 музея, 11 парков культуры и отдыха. Действуют 150 школ народ, и творч. ремесел, 11 творч. союзов, в т. ч. отд-ния Союза театральных деятелей, концерт, деятелей, художников, архитекто ров, журналистов, Иркутская писательская орг-ция. В сфере доп. внешкол. образования задействовано 6 дет. школ искусств, 100 муз. и 23 худ. школы. На тер. И. о. расположены 1 964 памятника исто рии, археологии, архитектуры и градостр-ва, из них 1093 — федер. значения (2001). Наиболее ценные па мятники: Спасская церковь (1706—10), Богоявленский собор (1718—31), Знаменский мон-рь (1689) с церковью Знамения (1757—62), Троицкая церковь (1763—78), а также т. н. Белый дом (1900—04) и др. Близ Иркутска — Архит.-этногр. музей народов Приангарья — Тальцы, являющийся одним из крупнейших музеев деревян. зод чества под открытым небом в России, в окрестностях Братска —этногр. музей под открытым небом «Ангарс кая деревня», наскал. живопись VI—III тыс. до н. э. Лит.: Земля Иркутская. Иркутск, 1967; Хрестоматия по исто рии Иркутской области. Иркутск, 1969; Иркутск. Три века. Стра ницы жизни. Иркутск, 1986; Иркутская область —50 лет развития. Иркутск, 1987; Фильшин Г.И. Экономика Приангарья: Проблемы и перспективы. Иркутск, 1988; Иркутская область: Природные ус ловия административных районов. Иркутск, 1993; Кузнецов И .И . Иркутская область в годы Великой Отечественной войны. Иркутск, 1995; Очерки истории Иркутской организации КПСС. Иркутск, 1996. Ч. 2; Иркутская область за годы реформы: 1990—1996 гг. Иркутск, 1996; Природно-ресурсный потенциал Иркутской облас ти. Иркутск, 1998; Экономика Иркутской области: В 2 т. Иркутск, 1999; Природные ресурсы Иркутской области и их использование. Иркутск, 2002; З ул я р Ю .А . Очерки истории, природопользования в Байкальском регионе в XX веке. Иркутск, 2002; История Зем ли Иркутской: Учеб. пособие. Иркутск, 2002; Сельское хозяйство Иркутской области. 1996—2001 гг.: Стат. сб. Иркутск, 2002; Но вая Российская энциклопедия. М., 2003. Т. 1; Новиков П .А. Граж данская война в Восточной Сибири. М., 2005; Регионы России в 2000—2001 гг.: Цифровая версия культурной жизни. СПб., 2005; Регионы России: Основные характеристики субъектов Российской Федерации. 2005: Стат. сб. М., 2006. А.А. Долголюк, Л. В. Лбова ИРКУТСКАЯ ЯРМАРКА , м ежрегион . центр сезонного, преим. оптового, торг. обмена в Вост. Сибири XVIII—XIX вв. «Знатные» торги проходили в И ркут ске с сер. XVIII в., но официально И. я. открыта Сенатским указом от 18 авг. 1768 со сроками торговли с 15 нояб. по 1 янв. и с 15 марта по 1 мая. На деле ярмарочные торг. операции начались в 1775 после создания соотв. учреждений. К кон. XVIII в. торг. оборот И. я. составлял 3,7 млн руб., или 6% общерос. ярмарочного оборота, а пошлины с продаж, поступавшие в казну, превысили 700 тыс. руб. Центром ярмарочной торговли был гостиный двор, построенный по проекту ит. арх. Д. Кваренги. Он представлял собой замкнутый квадрат размером 150x150 саж. с внутр. двором и арочными галереями. Ассортимент товаров был богатым и разнообразным . Осн. предметами торговли выступали различ., в т. ч кит. х.-бумажные и шелк, ткани, сукно, метал и изделия их него, пушнина, кожа и кожаные изделия, продукты питания: мед, сахар, кит. чай, вина. На ярмарку съезжалось до 400 чел. Более пол. продаж приходилось на долю рос. товаров, 40 %—азиат., ок. 5 %— европейских. В 1835 на ярмарку привезли товаров на сумму в 2,5 млн руб., объем продаж составил 1,8 млн руб. (72%). В 1880 эти же показатели составили соотв. 7,3 млн и 1,9 млн руб. (26%). Нереализованные товары большей частью отправлялись на торги в др. города: В е р хн е уд и н с к , Я к ут ск . Рост торг. оборотов И. я. наблюдался на протяжении всей 1-й пол. XIX в., однако в связи с развитием капиталистич. отношений в регионе во 2-й половине столетия, и особенно с завершением стр-ва Транссибирской магистрали, ярмарки, в т. ч. и иркутская, утратили свое значение и уступают место стационар, торговле. Лит.: Черных А .В . Ярмарки Иркутской губернии /''Очерки но землеведению и экономике Восточной Сибири. Иркутск, 1926; Р езун Д .Я ., Беседина О .Н . Городские ярмарки Сибири XVIII - первой половины XIX в. Новосибирск, 1992; Ш ахеров В .П . Го родские ярмарки и формирование межрегиональных экономичес ких связей в Сибири XVII—XIX вв. //И з в . Иркутской гос. экон. академии. 2003. № 3—4. Л .М . Дамешек ИРКУТСКИЙ АВИАЦИОННЫЙ ЗАВОД, одно из ведущих предприятий рос. самолетостроения. Стр-во началось в 1932 после принятия правительств, решения о создании на востоке страны сети оборон, предприятий (в целях обеспечения вооружением РККА на случай воен. действий с Японией). Выбор пал на Иркутск, лежащий на пересечении ж.-д., сухопут. и водных коммуникаций. Заводу отвели место близ ст. Иннокентьевская. 18 авг. 1934 з-д № 125 им. Стали на приняли в эксплуатацию. В февр. 1937 он выпус тил пробную партию истребителей И -14 (1-й в СССР самолет с гладкой дюралюминиевой обшивкой, к рая позволила повысить скорость). После И -14 предпри ятие начало выпускать скоростные бомбардировщики (СБ ), к-рые поступили на вооружение авиац. полков Забайкалья и Д. Востока и приняли участие в боях на оз. Хасан и р. Халхин-Гол. Общий объем выпуска СБ составил 837 ед. Осенью 1941 в Иркутск на площадку з-да № 125 из Москвы эвакуировали старейший авиац. з-д № 39 им. Менжинского. В 1941—42 объед. з-д № 39 выпус кал пикирующие бомбардировщики Пе-2 (освоение их выпуска началось в Иркутке еще до войны) и тяжелые истребители Пе-3. В нояб. 1942 предприятие переклю чилось на произв-во дальних бомбардировщиков Ил-4. Параллельно с Ил-4 в 1943 развернулось серийное про изв-во дальнего бомбардировщика Ер-2 с дизел. дви гателями. Для ускорения темпов выпуска продукции внедрены поточные линии (к 1945 их число достигло 45). Всего за годы Великой Отечественной войны ави ац. з-д № 39 построил 2 174 боевых самолета, а также опытный экз. дальнего бомбардировщика Ил-6. За это время были возведены новые цеха и испытат. стенды, вдвое возросла числ. персонала, сложилась производств, школа, умеющая адаптироваться к особенностям рабо ты различ. КБ. Это позволило быстро наладить выпуск реактивных бомбардировщиков-торпедоносцев Ту-14 (147 ед.), а в 1953 приступить к произв-ву фронтовых бомбардировщиков Ил-28 (машины этого типа долгие годы составляли основу ударных сил фронт, авиации СССР и в мае. порядке поставлялись на экспорт). Иркутский авиазавод стал пионером стр-ва специа- лизир. военно-транспорт. самолетов. В 1959 здесь пос троен 1-й экз. Ан-12 (завод выпустил 155 самолетов, затем их произв-во передали в Воронеж и Ташкент).
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2