Историческая энциклопедия Сибири I

ИРКУТСКАЯ И АНГАРСКАЯ ЕПАРХИЯ РПЦ. Территория включает Иркутскую обл. Кафедральный город — Иркутск. Разделена на 10 благочиннических округов. Правящий архиерей — архиеп. Вадим (Л а­ зерный). В 2005 в епархии насчитывалось 160 прихо­ дов, 118 священнослужителей, действовали 89 храмов, 51 молитвен, дом, 19 часовен, 1 монастырь, 1 братство во имя св. Иннокентия, 4 образоват. заведения (2 ср. правосл. школы, 2 правосл. гимназии), летние лагеря для детей, 1 душепопечительный реабилитац. центр во имя св. Иннокентия. Учреждена в 1727, первонач. именовалась Иркут­ ской и Нерчинской. В ее состав вошли тер. Иркутско­ го, Селенгинского, Удинского, Нерчинского у. с на­ ходившимися в них монастырями и церквами, кроме крупнейшего в этой области Селенгинского Троицкого. В 1731 по настоянию еп. Иннокентия к епархии припи­ саны Якутский и Илимский у., а также Селенгинский мон-рь. Границы епархии практически стали совпадать с тер. Иркутской провинции. В 1796 в состав епархии включили земли Русской Америки (Алеутские о-ва и Аляску). В 1798 к епархии приписали часть приходов Енисейского кр. Учреждение новой епархии способствовало укреп­ лению православия на востоке России, стр-ву церквей. В 1727 их насчитывалось 46, в 1799 — 182. В большин­ стве своем церкви были деревянными. Гл. храмом епар­ хии вплоть до сер. XIX в. являлся Богоявленский собор (1693—95), выстроенный в камне в 1731, вмещавший до 2 тыс. верующих. Здесь же находилась усыпальни­ ца иркут. архиереев. С 1727 по 1744 осн. распорядит. органом епархии был архиерейский приказ, размещав­ шийся в Вознесенском мон-ре. В 1746 образована ду­ ховная консистория. Только после постройки в 1755 камен. архиерейского дома администрацию перевели в Иркутск. Епархия делилась на 6 духовных правлений. Приходы епархии отличались разбросанностью посе­ лений и значит, удаленностью церквей друг от друга. В кон. XVII в. приход включал в ср. ок. 600, а в кон. XVIII в. —более 900 верующих. Серьезную проблему представляло обеспечение цер­ квей клиром. Недостаток кадров привел к тому, что пр- во в 1739 разрешило определять к церквам выходцев из податных сословий с освобождением их от податей. Иркутская епархия являлась единственной в России, для к-рой было сделано такое исключение. Большинство причтов епархии получали содержание от приходских общин. В епархии в кон. XVIII в. числилось 9 монас­ тырей (7 самостоят. и 2 приписных), имевших малое кол-во обитателей. Накануне секуляризации монасты­ рям принадлежало ок. 3 тыс. дес. пашни и ок. 2 тыс. душ муж. пола крестьян. Реформа лишила монастыри вотчин, 5 из них отнесли к 3-му классу, с содержанием 806 р. 30 к. Якутский Спасский мон-рь оказался «на своем содержании», а Нерчинский Успенский мон-рь, Братская Спасская и Нижнекамчатская Успенская пус­ тыни прекратили свое существование. Важным событием в истории епархии стала канони­ зация Синодом в дек. 1804 Иннокентия (Кульчицкого). В февр. 1805 торжественно проведены церемонии пере­ несения его мощей в гл. церковь Вознесенского мон-ря. Вплоть до 1918 Иннокентий оставался единств, обще­ рос. святым на тер. Сибири, что сразу повысило значи­ мость и Вознесенского мон-ря, ставшего популярнейшим в Сибири; в 1836 он переведен в 1-й класс. В 1822 в состав Иркутской епархии включена тер. Енисейской губ. Самая вост. епархия России оказа­ лась и самой большой по территории —ок. 10 млн кв. км. Она занимала более половины всего пространства страны и простиралась на 2 материка. С 1834 начина­ ется процесс постепенного уменьшения размеров епар­ хии. В 1834 образована епархия Томская и Енисейская, в 1840 —Камчатская, Курильская и Алеутская; в 1852 в состав последней вошла тер. Якутии. В 1894 учреж­ дена Забайкальская епархия, а Иркутская ограничена пространством Иркутской губ. Глава Иркутской епар­ хии с 1816 именовался епископом Иркутским, Нерчин- ским и Якутским, с 1852 —Иркутским и Нерчинским, с 1894 —Иркутским и Верхоленским. В 1826 епархия переведена из 3-го во 2-й класс, а ее архиерей стал ар­ хиепископом. В дальнейшем все владыки получали тот же сан, иногда не сразу. В 1828 в епархии насчитыва­ лось 310 церквей (в Иркутской губ. —96, Енисейской губ. —98, в Забайкалье —101, Якутии —15), в 1863 — 229 (в Иркутской губ. — 121, в Забайкалье — 108), в 1914 —223 церкви, 207 часовен и молитвен, домов. С 1840 духовные правления заменяются благочинниче- скими округами. На тер. Иркутской губ. в 1863 их на­ считывалось 13, в 1914 —20. В Вознесенском мон-ре в 1900 жили 250 обитателей, кол-во паломников в 1913 превысило 8,5 тыс. чел. Круп, обителью был и Знамен­ ский мон-рь, на рубеже XIX и XX вв. в нем находилось более 120 монахинь и «белиц». В 1862 в епархии введена должность викарного епис­ копа Селенгинского, к-рый находился в Посольском мон-ре, руководил духовной миссией. В 1883 открыто 2-е викариатство —Киренское. Викарный епископ Ки- ренский должен был управлять Иркутским Вознесенс­ ким мон-рем. Об особой роли Иркутска в религ. жизни Сибири свидетельствует стр-во крупнейшего за Уралом Богородице-Казанского кафедрального собора (1875— 94), к-рый вмещал 5 тыс. чел., имел 6 престолов. С 1863 выходят «Иркутские епархиальные ведомости» —1-е в Сибири. «Ведомости» издавались раз в неделю, в них печатались сведения и о др. епархиях Вост. Сибири. Мн. священники активно занимались краевед, и про­ свет. деят-тью, изучали историю православия в Сибири, верования корен, населения, выявляли и охраняли па­ мятники и реликвии православия. В 1912 организовано Церковно-историческое и археологическое об-во. Февр. революцию духовенство встретило в осн. одобрительно. Проходивший в мае 1917 епархиальный съезд поддержал создание демокр. республики. В ходе Гражданской войны значит, часть духовенства высту­ пила на стороне А. В. Колчака. В 1918 Синодом канони­ зирован епископ XVIII в. Софроний (Кристалевский). После восстановления сов. власти на епархию обруши­ лась волна репрессий. В 1920 закрыты семинария и ду­ ховные училища. В 1921 вскрыты мощи св. Иннокентия и вывезены из города. В 1921—23 проводились изъятия церков. ценностей, в результате мн. церкви остались без утвари. Началось закрытие церквей. Деят-ть монасты­ рей была ограничена. В нач. 1930-х гг. их упразднили. В 1922 над архиеп. Анатолием Каменским проведен су­ деб. процесс. Мн. представители духовенства арестовы­ вались. Пытаясь препятствовать своему полному разру­ шению, РПЦ учреждала новые церк. структуры. Так, в 1924 открыто Нижнеудинское вик-ство, просущество­ вавшее до лета 1929 (за это время там сменилось 4 ар­ хиерея). В 1937 по бездоказат. обвинениям 98 духов, лиц расстреляны, а 17 —направлены в лагеря. Серьезным дезорганизующим фактором в деят-ти епархии стал инспирированный властями обновлен­ ческий раскол церкви. Епархией управляли одновр. 2 епископа: от РПЦ и от обновленцев. Большинство священников поддерживали первую церковь, а влас­ ти —вторую. В 1928 обновленческими были 68 прихо­ дов, РПЦ принадлежали 120. В кон. 1937 в Иркутске действовали 3 храма РПЦ и 1 обновленческий. Указом обновленческого Синода в 1931 образована Восточно-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2