Историческая энциклопедия Сибири I
Вид города Иркутска. Нач. XVIII в. шмидт, И. Г. Гмелин, Г.Ф . М иллер , С.П. Крашенин ников, Э.Г. Лаксман. Крупнейшим событием истории соц. конфликтов XVII в. стала осада в 1796 И. забайкал. казаками, вызвав шая брожение и среди посадского населения. В XIX — нач. XX в. в И. ссылались декабристы, петрашевцы, народовольцы, большевики. В 1905 и 1917 И. стал цен тром рев. событий. В годы Великой Отечественной войны И. становится одним из крупнейших центров эвакуации', в нем располагались неск. эвакуац. госпи талей. В И. начиналась лит. деят-ть известных в Рос сии писателей Е.А. Авдеевой-Полевой, Н.А. Полево го, Н .С . Щ укина , Н.Г. Калашникова, П .П . Ершова, Н .В . Федорова-Омулевского, М .В . Загоскина. В 1864 установлено телеграфное сообщение между С.-Петер бургом и И. Выгодное геогр. положение И. на пересечении вод ных путей и сухопут. дорог, наличие природ, ресурсов способствовали быстрому развитию с. х., пром. пред приятий, росту числ. населения, а также установлению связей с Монголией, Китаем, Забайкальем. В первые десятилетия И. развивался как центр земледельческо го края Вост. Сибири. На прилежащих к И. землях крестьяне занимались растениеводством и жив-вом. Со временем стали появляться пром. предприятия: в 1731 великоустюжским купцом Я. Бобровским откры та Тельминская суконная мануфактура —1-я мануфак тура в Сибири; в 1732 — первый железоделательный з-д; в 1784 —стекольный и фарфоро-фаянсовый з-д в Тальцах. В кон. XVIII—XIX в. И. славился ярмарками (см. Иркутская ярмарка). Через И. шла оживленная торговля с Китаем и Монголией. С 1840-х гг. И. пре вращается в центр регулирования и снабжения золото добыв. пром-ти в р-не Бодайбо. В 1844 в И. прибыл первый на Ангаре пароход, построенный в с. Грудини- но выше И. в 18 верстах. В 1891 через Ангару взамен плашкоута был построен понтонный мост. Проведение Транссибирской магистрали в кон. XIX в. способ ствовало развитию новых отраслей пром-ти. Наряду с этим в И. продолжало развиваться лесопиление, про изв-во кирпича, валяной обуви, строились мельницы, обозные мастерские. Большую роль в развитии И. сыг рал купеч. капитал. Среди крупнейших иркут. купцов: Трапезниковы, Баснины, Риф, Базановы, Демидовы, Мыльниковы, Лейбовичи, Сабашниковы, Посохины и др. В сов. период мощным толчком к развитию города послужило стр-во Иркутской ГЭС (1950—58): развива ются гидро- и тепловая энергетика, машиностроение и металлообработка, самолетостроение, лесная и дерево- обрабат. пром-ть, пром-ть строит, материалов, произв-во радиоприемников, предприятия, обслуживающие ж.-д. и авиац. транспорт, пищевая и легкая пром-ть. Сейчас на иболее круп, предприятия и орг-ции И.: АО «Иркутск энерго», ОАО «Востсибуголь», Восточно-Сибирская ж. д ., ОАО «Восточно-Сибирское речное пароход ство», ОАО «Иркутский завод тяжелого машинострое ния», ОАО «Востоксибэлектромонтаж», ОАО «Иркут ское авиационное производственное объединение», ОАО «Иркутсклеспром», АООТ «Иркутскмебель», ОАО «Швейная фирма Вид», ЗАО «Иркутскпищепром», ЗАО «Иркутский хлебозавод», ЗАО кондитерская ф-ка «Иркутская», ОАО «Иркутский масложиркомбинат», ОАО «Кедр», ОАО «Иркутский мясокомбинат», ОАО «Молоко». В городе активно ведется выставочно-ярма- рочная деят-ть в специализир. междунар. выставочном комплексе «Сибэкспоцентр». И. стал местом проведе ния Байкальских экон. форумов, имеющих всерос. и междунар. значение. С самого основания И. развивался не только как торг. и адм., но и как культур, центр. В кон. XVIII— XIX в. здесь открываются: Главное народное училище (1789), гимназия (1806), техническое, или «промыш ленное», училище (1865), Ин-т благородных девиц (см. Девичий институт), гор. б-ка (1783), краевед, музей (1883), драм, театр (1897). В И. в сер. XIX в. возник крупнейший науч. центр на востоке России —Вост.-Сиб. отд. Русского географического об-ва. В 1918 основан И ркут ский ун-т — первое высш. учеб. заведение в Вост. Сибири. В 1949 в И. открыт Восточно-Сибирский филиал АН СССР. Сейчас И. —один из крупнейших План города Иркутска из Атласа Азиатской России
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2