Историческая энциклопедия Сибири I

Вид города Иркутска. Нач. XVIII в. шмидт, И. Г. Гмелин, Г.Ф . М иллер , С.П. Крашенин­ ников, Э.Г. Лаксман. Крупнейшим событием истории соц. конфликтов XVII в. стала осада в 1796 И. забайкал. казаками, вызвав­ шая брожение и среди посадского населения. В XIX — нач. XX в. в И. ссылались декабристы, петрашевцы, народовольцы, большевики. В 1905 и 1917 И. стал цен­ тром рев. событий. В годы Великой Отечественной войны И. становится одним из крупнейших центров эвакуации', в нем располагались неск. эвакуац. госпи­ талей. В И. начиналась лит. деят-ть известных в Рос­ сии писателей Е.А. Авдеевой-Полевой, Н.А. Полево­ го, Н .С . Щ укина , Н.Г. Калашникова, П .П . Ершова, Н .В . Федорова-Омулевского, М .В . Загоскина. В 1864 установлено телеграфное сообщение между С.-Петер­ бургом и И. Выгодное геогр. положение И. на пересечении вод­ ных путей и сухопут. дорог, наличие природ, ресурсов способствовали быстрому развитию с. х., пром. пред­ приятий, росту числ. населения, а также установлению связей с Монголией, Китаем, Забайкальем. В первые десятилетия И. развивался как центр земледельческо­ го края Вост. Сибири. На прилежащих к И. землях крестьяне занимались растениеводством и жив-вом. Со временем стали появляться пром. предприятия: в 1731 великоустюжским купцом Я. Бобровским откры­ та Тельминская суконная мануфактура —1-я мануфак­ тура в Сибири; в 1732 — первый железоделательный з-д; в 1784 —стекольный и фарфоро-фаянсовый з-д в Тальцах. В кон. XVIII—XIX в. И. славился ярмарками (см. Иркутская ярмарка). Через И. шла оживленная торговля с Китаем и Монголией. С 1840-х гг. И. пре­ вращается в центр регулирования и снабжения золото­ добыв. пром-ти в р-не Бодайбо. В 1844 в И. прибыл первый на Ангаре пароход, построенный в с. Грудини- но выше И. в 18 верстах. В 1891 через Ангару взамен плашкоута был построен понтонный мост. Проведение Транссибирской магистрали в кон. XIX в. способ­ ствовало развитию новых отраслей пром-ти. Наряду с этим в И. продолжало развиваться лесопиление, про­ изв-во кирпича, валяной обуви, строились мельницы, обозные мастерские. Большую роль в развитии И. сыг­ рал купеч. капитал. Среди крупнейших иркут. купцов: Трапезниковы, Баснины, Риф, Базановы, Демидовы, Мыльниковы, Лейбовичи, Сабашниковы, Посохины и др. В сов. период мощным толчком к развитию города послужило стр-во Иркутской ГЭС (1950—58): развива­ ются гидро- и тепловая энергетика, машиностроение и металлообработка, самолетостроение, лесная и дерево- обрабат. пром-ть, пром-ть строит, материалов, произв-во радиоприемников, предприятия, обслуживающие ж.-д. и авиац. транспорт, пищевая и легкая пром-ть. Сейчас на­ иболее круп, предприятия и орг-ции И.: АО «Иркутск­ энерго», ОАО «Востсибуголь», Восточно-Сибирская ж. д ., ОАО «Восточно-Сибирское речное пароход­ ство», ОАО «Иркутский завод тяжелого машинострое­ ния», ОАО «Востоксибэлектромонтаж», ОАО «Иркут­ ское авиационное производственное объединение», ОАО «Иркутсклеспром», АООТ «Иркутскмебель», ОАО «Швейная фирма Вид», ЗАО «Иркутскпищепром», ЗАО «Иркутский хлебозавод», ЗАО кондитерская ф-ка «Иркутская», ОАО «Иркутский масложиркомбинат», ОАО «Кедр», ОАО «Иркутский мясокомбинат», ОАО «Молоко». В городе активно ведется выставочно-ярма- рочная деят-ть в специализир. междунар. выставочном комплексе «Сибэкспоцентр». И. стал местом проведе­ ния Байкальских экон. форумов, имеющих всерос. и междунар. значение. С самого основания И. развивался не только как торг. и адм., но и как культур, центр. В кон. XVIII— XIX в. здесь открываются: Главное народное училище (1789), гимназия (1806), техническое, или «промыш­ ленное», училище (1865), Ин-т благородных девиц (см. Девичий институт), гор. б-ка (1783), краевед, музей (1883), драм, театр (1897). В И. в сер. XIX в. возник крупнейший науч. центр на востоке России —Вост.-Сиб. отд. Русского географического об-ва. В 1918 основан И ркут ский ун-т — первое высш. учеб. заведение в Вост. Сибири. В 1949 в И. открыт Восточно-Сибирский филиал АН СССР. Сейчас И. —один из крупнейших План города Иркутска из Атласа Азиатской России

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2