Историческая энциклопедия Сибири I
бурят. И., в ее среде появилась новая, просов. группи ровка, претендующая на рук-во политико-культур. си лами народа; наблюдался переход части И. от прямой оппозиции к сотрудничеству с сов. властью и участию в ее соц.-культ, преобразованиях, особенно в Прибай калье ■; началась совмест. работа Бурнацкома и советов по созданию проекта автономии. Ко времени образования в 1923 Бурят-Монгольской АССР в школах работало 564 учителя, в мед. учрежде ниях —25 врачей, а техн. специальностями владело 100 чел. В процессе осуществления политики «коренизации» представительство бурят в республ. учреждениях росло, составив в 1926 7,8%, в 1927 - 10,3, в 1936 - 32,7% от общего числа служащих. Наряду с этим представители рус. и др. этнич. групп И. участвовали в формировании органов упр-ния, создании пром. предприятий, осущест влении коллективизации с. х., культурной революции, орг-ции учеб. заведений и науч. учреждений республи ки. Так, в 1933 на стр-во паровозоремонт. з-да прибы ли 410 инженеров и техников, в 1934 — 125. В 1940 в регион были направлены 140 врачей и 200 работников ср. мед. персонала. К кон. 1930-х гг. в республике сло жилась система подготовки специалистов народ, хоз-ва, в т. ч. высш. квалификации. Была решена задача созда ния проф. лит. и искусства, оформления творч. союзов интеллигенции. В 1926 в Бурятии насчитывалось 8 822 служащих, из них 759 бурят, в 1939 общее кол-во слу жащих достигло 43 тыс. чел. В то же время формирование и развитие И. подверг лось воздействию экстрем, соц.-полит, условий эпохи. Бы ли репрессированы, а позднее расстреляны видные пред ставители нац. бурят. И. — Ц .Ж . Жамцарано, Б .Б . Б а радийн, Э.-Д. Ринчино, С. Ширабон, П. Дамдинов, И. Дампилон, Д. Ардин и мн. др. В послевоен. период числ. специалистов с высш. и ср. спец. образованием в республике неуклонно возрастала: если в 1959 на 1 тыс. бурят приходился 21 чел. с высш. и 259 чел. со ср. образованием, то в 1970 —54 и 382, в 1979 — 100 и 514 чел. соотв. В 1941 в республике специалистов с высш. и ср. спец. образованием было 5 тыс., в 1965 — почти 35 тыс., в 1980 —более 95 тыс. Числ. населения, занятого умств. трудом, достигла к нач. 1980-х гг. 136,7 тыс. чел. Рус. население в Бурятии составляет абс. боль шинство —67,8% (2002), соотв., в составе И. республики количественно преобладают русские. При этом они зани мают доминирующее положение в сфере мат. произв-ва, за искл. с. х. Среди русских больше специалистов со ср. спец. образованием. В 1977 доля работников высш. ква лификации в составе специалистов рус. национальности составляла 33,1%, в составе бурят. —55,2%. К 1989 число бурят с высш. образованием достигло 183 на 1 тыс. чел. Среди горожан на 1 тыс. жителей приходилось лиц с высш. образованием: бурят в 1970 — 119, в 1979 — 142; русских в 1970 — 38, в 1979 — 57 чел. С 1960 по 1990 числ. бурят науч. работников увеличилась в 9 раз, учителей —в 5,5 раза, врачей —в 9 раз. На 2002 в составе населения Бурятии группа лиц с высш. образованием насчитывает 117 320 чел. Совр. состояние бурят, нац. И. характеризуется вы сокими темпами роста числ., значит, степенью приобще ния бурят к интеллект, труду, преобладанием женщин. Опережающими темпами развивается гуманит. И. Лит.: Соктоев И. А. Формирование социалистической интел лигенции в Бурятии. Улан-Удэ, 1961; Итоги Всесоюзной переписи населения 1959 г. РСФСР. М., 1963; Осинский И .И . Развитие ин теллигенции национальных районов Сибири. М., 1985; Санжиев Г.Л. Формирование и развитие бурятской национальной интеллигенции / / Национальная интеллигенция и духовенство: история и современ ность. Улан-Удэ, 1994; Бильтрикова А .В . Бурятская национальная интеллигенция на современном этапе. Улан-Удэ, 2001; Итоги Все российской переписи населения 2002 г. М., 2004. Т. 4, кн. 1. С. В. Балдано Горный Алтай. Нац. И. (духовенство, учительство) как соц. группа начала формироваться в Горн. Алтае во 2-й пол. XIX в. Гл. центром ее подготовки стало Ула- линское миссионер, училище (1867), а после его пере вода в Бийск (1883) — Бийское катехизаторское учи лище. Замет, роль в подготовке учит, кадров для школ Горн. Алтая сыграла Казанская учит, семинария (1870). По соц. облику, полит, ориентации и связям с обществ, классами алт. И. являлась всесословной, демократичес кой. При отсутствии в составе алт. населения дворянства и крупнобуржуаз. элементов осн. источником пополне ния И., благодаря деят-ти Алтайской духовной мис сии, выступали рядовые алтайцы и частично ср. слои алт. общества. На формирование алт. И. огромное воз действие оказала духов, культура рус. населения. 1-е поколение алт. И. было немногочисл., отличалось соц.- культ. активностью и внесло весомый вклад в развитие культуры и обществ, сознания алт. об-ва. Накануне Февр. революции алт. нац. И. (учителя, врачи, духовенство) являла собой сложившуюся об щность образов, людей. В 1917 на ее долю приходилось всего 0,13% населения края (из 70 тыс. чел.): 90 учите лей церк.-приход, школ, 2 врача и фельдшер. В соц.-полит, плане алт. И. в большинстве своем раз деляла идеи и взгляды основоположников сибирского областничества Г.Н. Потанина и Н .М . Ядринцева, увязывая корен, изменения в жизни алтайцев с установ лением демокр. респ. строя. Свержение самодержавия было встречено ею с воодушевлением, с надеждой на позитив, решение вопроса о самоопределении алтайцев и развитие аграр. отношений в пользу корен, населе ния. В силу этого Окт. революцию алт. И. восприняла не столь единодушно, как Февральскую. Часть ее учас твовала в антибольшевист. движениях. После окончания Гражд. войны и образования О й ротской АО (1 июня 1922) приоритет, направлением в формировании нац. И. стала подготовка специалис тов из числа алтайцев в вузах Томска, Новосибирска, Москвы, Ленинграда и др. городов. Благодаря этому число специалистов с высш. и незаконченным высш. образованием в крае стало расти. В 1939 оно составля ло 127 чел.', еще 328 специалистов имели ср. общее и спец. образование. Однако экстремальные соц.-полит, условия (репрессии и война) деформировали этот пос тулат. процесс. Порожденный ими кризис развития нац. И. был преодолен лишь к кон. 1950-х гг. В 1959 число специалистов с высш. и незаконченным высш. образо ванием составило 550 чел., со средним — 1 234 чел. В 1989 высш. образование имели 10,6 тыс. чел., непол ное высш. —2,1 тыс., или 96 чел. на 1 тыс. населения, в 2002 число специалистов с высш. и ср. спец. образо ванием достигло в Респ. Алтай 23,1 тыс. чел., или 148 чел. на 1 тыс. населения. Совр. алт. И. переживает кризис, состояние, ха рактерное для трансформирующегося рос. общества в целом и И. как ее органич. части. Вместе с тем совр. развитию алт. нац. И. присущи и позитив, тенденции — высокие темпы роста ее числ., в т. ч. доли женщин, за нятых в сфере интеллект, труда. Лит.: К ульт ура и интеллигенция сибирской провинции в XX веке: теория, история, практика. Матер, науч. конф. Новосибирск, 2000; Республика Алтай в цифрах. Горно-Алтайск, 2006. Н.С. Модоров ИНТЕНСИФИКАЦИЯ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТ ВА в 1960—80-е гг., проведение комплекса орг.-экон. мероприятий с целью достижения устойчивого роста произв-ва с.-х. продукции в условиях стабилизации зе мел. ресурсов и снижения кол-ва работников, занятых непосредственно в произв-ве. В кач-ве гл. направлений И. с. х. рассматривались: 1) механизация и электрифи
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2