Историческая энциклопедия Сибири I
увеличилось с 32 до 141 чел.; число учителей возросло с 81 до 1 681 чел., в т. ч. хакасов с 15 до 188 чел.; вра чей —с 14 до 88 чел., инженеров —до 670 чел., пред ставителей творческой И. —до 100 чел., аграрной —до 100 чел. По данным переписи 1939, высш. образование в Хакасии имели 605 чел., из них 31 хакас; ср. обра зование — 12 402 чел. (4,5% населения), из них 1 280 хакасов. В 1930-х —нач. 1950-х гг. репрессиям подверглось 435 представителей интеллект, труда, в т. ч. 118 пред ставителей нац. И. В послевоен. период в республике выросла числ. спе циалистов с высш. и ср. спец. образованием. В 1959 она составила 24,2 тыс., в 1979 —78,2 тыс., в 1989 —141,1 тыс. чел. По данным переписи 2002, число специалис тов с высш. и ср. спец. образованием достигло 211 855 чел., из них хакасов было 49 781 чел. Тенденция занятости хакас. И. преим. в сфере обра зования, культуры и здравоохранения, характерная для сов. периода, сохраняется и в постсов. период. Лит.: Кышпанаков В.А. Население Хакасии: 1917—1990-е гг. Абакан, 1995; Аблажей А. М . Положение науки и ученых в нацио нальных республиках Сибири (в оценках членов научных сообществ Тувы и Хакасии) //Национально-культурная политика в сибирском регионе в XX веке. Новосибирск, 2004; Данькина Н.А. Интеллиген ция Хакасии в конце XIX —30-е годы XX века. Абакан, 2004. Н.А. Данькина Тува. Предпосылки для формирования И. появи лись в Туве на рубеже XIX—XX вв. С утверждением буддизма (см. Буддизм в Туве) в традиц. тувин. об-ве выделилась духов, элита — сангха, выполнявшая спе цифич. функции обучения, упр-ния, обслуживания. В то же время проникновение элементов капитализма, а также рус. культуры в жизнь тувинцев способствало их приобщению к новым видам деят-ти, в т. ч. к европ. системе образования. Провозглашенная в авг. 1921 Тувинская Народная Республика (ТНР ) развивалась в значит, степени под влиянием полит, структур РСФСР, поэтому становле ние тувин. И., сохраняя нац. специфику, происходило 3 осн. путями по сов. образцу: 1) привлечение предста вителей «старой» И. новой властью; 2) использование представителей аратства (скотоводов-кочевников) для выполнении функций умств. труда (выдвиженчество); 3) подготовка специалистов в образоват. учреждениях СССР и ТНР. В 1-е годы независ. существования с уп- равленч. функциями справлялся старый чиновничий аппарат. Широко привлекалась в гос. структуры буд дийская сангха. Ламы занимались обучением хуураков тибет. и монг. яз., буддийск. медицине и астрономии, истории и географии. Число тувин. лам по разным оцен кам составляло от 3 до 4 тыс. чел. Выдвижение пред ставителей аратства в органы власт. и хоз. структур в широких масштабах началось в 1929—33. Ведущая роль в формировании И. принадлежала об разоват. институтам. Становление народ, образования ТНР в 1920-е гг. проходило почти с нулевого уровня, при отсутствии нац. письменности, учит, кадров, спец. помещений под школы, в условиях скудности мат. ба зы и недостатка финансирования. В связи с усложне нием задач внутр. развития обострилась кадровая про блема, для радикал, решения к-рой требовалось обес печить каналы обучения тувинцев за рубежом. В 1926 1-я группа студентов отправилась на учебу в Москву в Коммунистический ун-т трудящихся Востока. Все рас ходы, связанные с учебой, брала на себя сов. сторона. Всего в учеб. заведения СССР были направлены во 2-й пол. 1920-х - 1930-е гг. ок. 900 тувинцев. На нач. этапе развития государственности Тува ис пытывала большую потребность в управленцах — ра ботниках парт, и гос. аппарата, а также в воен. кадрах. После создания управленч. аппарата началось формиро вание пед. кадров. Позднее складываются группы мед., производств.-техн. и с.-х. И. С успехами соц. и экон. развития в Туве появляются условия для формирова ния творч. И. Т. о., в 1930—40-е гг. в ТНР при значит, помощи СССР сформировались нац. кадры И. В Кон ституции ТНР 1941 представители И. впервые упоми наются в числе «трудящихся» наряду с аратами-ското- водами и рабочими. После вступления в состав СССР в окт. 1944 на пра вах авт. области Тува приступила к осуществлению за кона о всеобщем обязат. нач. обучении детей. Именно школа явилась базовым структур, элементом проводив шейся в Тувинской АО политики «культурного вырав нивания» народов. Широкое развитие народ, образо вания привело к значит, росту культур, уровня населе ния. Доля населения, имеющего ср. спец. образование, в 1959 составляла 4,7%, в 1970 —7,6, в 1979 — 11,9, в 1989 — 18,3, в 2002 —26,4; имеющего высш. и непол ное высш. образование: в 1959 — 2,7, в 1970 —4,7, в 1979 - 6,7, в 1989 - 9,5, в 2002 - 12,9%. Трансформац. последствия развития рос. об-ва в 1990-е гг. неоднозначно сказались на соц.-экон. раз витии Респ. Тыва в целом и на положении нац. И. в частности. Лит.: Сердобов Н.А. Народное образование в Туве. Кызыл, 1971; Осинский И.И. Формирование социалистической интелли генции у народов Сибири. Иркутск, 1984. Р. Харунов Бурятия. Первые бурят, интеллигенты появились с формированием буддийск. культуры в дацанах, ста новлением и укреплением органов мест, самоупр-ния, орг-цией и расширением в улусах сети школ. В этих 3 центрах была сосредоточена духов.-культур, жизнь, здесь нашли применение интеллект, силы бурят. Даца ны осуществляли образоват., воспитат. и др. функции. В Бурятии насчитывалось 44 дацана и 15 тыс. лам, 73 дацан, школы, в к-рых обучались 4 тыс. учащихся. Бурят, нац. И. как соц. группа начала формировать ся в XIX в., когда рост капиталист, отношений и со вершенствование гос. упр-ния потребовали увеличения числ. работников умств. труда и создания системы на род. просвещения. По своему соц. облику, полит, ориен тации и связям с обществ, классами бурят. И. являлась демокр., мелкобуржуазной. При отсутствии в составе бурят, нас. дворянства и крупиобурж. элементов осн. источником пополнения И. была крест, среда. Огромное воздействие на формирование бурят. И. оказала мат. и духов, культура рус. населения. Первое поколение бурят. И. получило образование в Москве, С.-Петербурге, Казани, Цюрихе. Этот не- многочисл., но чрезвыч. активный и обладавший зна чит. интеллект, потенциалом слой внес огромный вклад в создание основ совр. культуры и обществ, сознания бурят, об-ва. Накануне Февр. революции бурят, нац. И. представ ляла сложившуюся общность образов, людей, состав лявших элиту бурят, народа. В нее входили более 100 учителей и работников просвещения, неск. ученых, 4 врача, 5 фельдшеров; ок. 150 чел. обучалось в высш. и ср. учеб. заведениях; к ним следует прибавить нек-рое кол-во служащих, миссионеров, лам. В соц.-полит, отношении бурят. И. отличалась не однородностью. Еще в период Первой рус. революции оформились 2 полит, партии —«стародумцев» и «про грессистов». Корен, изменение жизни бурят народничес кая И. связывала с установлением демокр. респ. строя, поэтому свержение самодержавия было встречено ею с воодушевлением, с надеждой на скорое решение аграр. и нац. вопросов. В 1918 произошло полит, размежевание
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2