Историческая энциклопедия Сибири I

властям свои предприятия владельцы «Тетюхе». Глав- концесском просуществовал до дек. 1937, но послед­ ние 7 лет роли не играл (будучи лишен права надзора за концессиями). Вклад концессий в сов. народ, хоз-во оказался незна­ чительным. Инвестиции концессионеров не превысили 1—2% от гос. капиталовложений в сов. пром-ть. Доля концес. предприятий в стоимости валовой продукции страны составила не более 1%. Совсем иначе обстояло дело на Д. Востоке. При обилии природ, запасов уда­ ленность региона от центра страны мешала разрабаты­ вать эти запасы и даже просто снабжать регион необхо­ димыми товарами. Уже в кон. 1917 и в 1918 сов. пр-во заявляло о готовности допустить амер. и яп. капитал на Д. Восток на принципах концессии. После появления Главконцесскома создали особую Дальневосточную кон­ цес. комиссию (Дальконцесском) в его подчинении. За все время действия (до 1931) Дальконцесском получил 156 концес. заявок (5,8% всех поступивших в Главкон- цесском), а существовало на Д. Востоке 24 концессии (31,6% «чистых концессий» страны). Из них 23 (95,6%) имели сырьевую направленность, тогда как по стране этот показатель составлял 46—47% (в европ. части раз­ вивалась преим. переработка). Доля концессий в про- изв-ве Д. Востока выросла с 1,1% (1925—26) до 4,2% (1930). Капиталовложения дальневост. концессионе­ ров в 1928/29 достигали 49% гос. капиталовложений в пром-ть региона. За 1920-е гг. капиталовложения мест, концессий в сумме с отчислениями в бюджет составили 41,1 млн руб. — 17% гос. средств, к-рые регион полу­ чил с 1923 по 1929. Еще большим по сравнению с экономикой было по­ лит. значение концессий на Д. Востоке. Учитывая при­ тязания Японии на Сев. Сахалин, сов. пр-во старалось за счет предоставления японцам концессий поддержи­ вать хорошие отношения с соседом и в то же время при­ влекать капитал неяп. происхождения, чтобы противо­ стоять яп. влиянию в регионе. Ради этого сов. сторона соглашалась подписывать договоры даже с заведомо финансово слабыми предпринимателями. Первая концессия на Д. Востоке (амер. золото­ промышленника Д. Винта) начала работать еще до вос­ соединения РСФСР и Дальневосточной республики. Однако ни амер., ни яп. золотопром. концессии на Д. Востоке так и не добились успеха. Не дала значит, ре­ зультатов и деят-ть др. компаний — англ.. норвеж. и 1 финской. Круп, концессиями стали лишь «Тетюхе Майнинг Корпорейшн» и предприятия, связанные с Сахалином. Изначально договор на разработку сев.- сахалин. нефти пр-во СССР заключило с американцем Г. Синклером. Однако инженеров Синклера выслали с острова оккупировавшие его и уже добывавшие нефть японцы. Последил, урегулирования сов.-яп. отношений в дек. 1925 были подписаны договоры о концессиях на нефтяные и угольные месторождения Сев. Сахалина. Начали действовать Северо-Сахалинское каменноуголь­ ное об-во («Кита Карафуто Коогио Кабусики Кайся») и Северо-Сахалинское нефтепромышленное об-во («Кита Карафуто Секию Кабусики Кайся»), Они продолжали существовать и после того, как концессии перестали рассматриваться в кач-ве ценного источника капита­ лов. Формальной датой их ликвидации считается 1944; фактически угольная работала до 1939, нефтяная —до 1943. Одновр. существовала и крупнейшая из 4 рыб. концессий, созданных японцами в 1928—29, —«Ничиро Гио Гио Кабусики Кайся». Яп. концессии на Д. Вос­ токе оказались в числе наиболее долго действовавших нэповских концессий. К идее использования иностр. капиталов вернулись в кон. 1980-х гг. 13 янв. 1987 принят закон «О порядке создания на территории СССР и деятельности совмест­ ных предприятий с участием советских организаций и фирм из капиталистических и развивающихся стран». След, шагом стал Указ Президента СССР от 26 окт. 1990 «Об иностранных инвестициях в СССР». В нем шла речь уже не только о совместных, но и о полно­ стью иностр. предприятиях. Большие надежды возла­ гались на закон от 30 дек. 1995 «О соглашениях о раз­ деле продукции» (СРП). На практике в 1990-е гг. при неустойчивых полит, положении и экон. конъюнктуре Россия оставалась непривлекательной для инвестиций. Иностранцы рискнули вложить средства лишь в неск. круп, проектов, среди которых «Сахалин-2» (1994) и «Сахалин-1» (1995). СРП по этим проектам были под­ писаны пр-вом РФ еще до принятия закона о СРП и оказались исключительно выгодны для инвесторов. Кро­ ме того, эти соглашения давали инвесторам гарантии от последующего нежелательного для них изменения рос. законодат-ва. В 2000 Счетная палата пришла к выводу, что эти соглашения ущемляют интересы страны. Начи­ ная с 1999 в закон о СРП неоднократно вносились су­ ществ. изменения. В нач. XXI в. начался устойчивый рост иностр. ин­ вестиций (ежегодными темпами в пределах 130—150%). Сегодня значит, объем иностр. инвестиций в тот или иной регион рассматривается как важный показатель его успешности. Особое внимание уделяется прямым ин­ вестициям (участие в предприятиях в размере не менее 10% от собств. капитала предприятия), к-рые наиболее производительны. «Прочие инвестиции» —кредиты бан­ ков, части, орг-ций и иностр. пр-в — не используются для развития произв-ва. Они уходят из страны так же быстро, как пришли, и отчасти являют собой вывезен­ ный из России и «отмытый» капитал. Капиталы поступают не только с Запада (США, Гер­ мания, Кипр) и из Японии, но также из Респ. Корея, Китая, Индии. Распространение их по стране и по Си­ бири неравномерно. Инвестиц. привлекательностью от­ личается Дальневосточный федеральный окр. (ДФО ). В 2003 на его долю пришлось 30,8% прямых иностр. инвестиций в Россию —2,1 млрд долл. США. В 2005 этот показатель составил 5,9 млрд. В том же году Тю­ менская обл. получила иностр. инвестиций в размере 3,4 млрд долл. (накопленный объем иностр. инвестиций к нач. 2006 составил в области 9,1 млрд долл.). Сибир­ ский федеральный окр. (СФО ) по итогам 2003 усту­ пал Д. Востоку по объему прямых иностр. инвестиций в 17,5 раза. Однако и здесь наметились благополучные регионы: почти девять десятых иностр. инвестиций в СФО приходится на Омскую обл. и Красноярский кр. Отчасти это связано с политикой мест, властей, предо­ ставляющих льготы предприятиям с иностр. капиталом (за счет этого Омская обл. является одним из лидеров России по привлечению капиталов). Отчасти —с тем, что капиталовложения идут в наиболее доходные сы­ рьевые отрасли, наименее подверженные полит, рискам (цвет, металлы севера Красноярского кр.). Сырьевой перспективностью объясняется и успех Сахалинской обл., на долю к-рой по итогам 2005 при­ шлось 81,9% иностр. инвестиций Д. Востока (на 2 месте в ДФО —Якутия: 11,3%). Журнал «Эксперт» и рейтин­ говое агентство «Эксперт РА» совместно с группой Все­ мирного банка присудили Сахалинской обл. 1-е место в конкурсе на лучшие результаты по привлечению пря­ мых иностр. инвестиций в регион за 1999—2004. Осво­ ение месторождений нефти и газа на шельфе Сахалина только начинается. В 1999 плавучая буровая платформа получила первую нефть в рамках проекта «Сахалин-2». Ряд проектов находится на стадии подготовит, работ. Все работы на шельфе ведутся междунар. консорциу

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2