Историческая энциклопедия Сибири I

Петербургских, Радонежских, Сибир­ ских святых). Выдающийся миссио­ нер, лингвист, этнограф. Сын церк. пономаря. Образов.: Иркутская ду­ ховная семинария. Там же в 1814 по­ лучил фамилию Вениаминов. С 1821 — священник Иркутской Благовещен­ ской церкви. В 1823 отправился в Рус­ скую Америку, где стал миссионером, строителем, переводчиком важнейших богослужеб. книг на языки абориге­ нов, исследователем быта, обычаев, языков мест, населения. На Алеутс­ ких о-вах пробыл более 20 лет, за это время изучил але­ утский яз ., создал 1-й алфавит, начал проповедовать на этом языке, написал знаменитый катехизаторский труд «Указание пути в Царствие Небесное», учебники и книги для дет. чтения. Помимо миссионер, деят-ти занимался геогр., этногр. и лингвист, исслед-ями, по­ лучившими высокую оценку специалистов. Фундамент, труды И. по лингвистике и этнографии дважды удосто­ ены Демидовской премии АН (в 1835 —за «Описание грамматики алеутско-лисьевского языка» и в 1841 — за «Записки об островах Уналашкинского отдела»), В 1840, после смерти жены, пострижен в монахи под име­ нем Иннокентий, в кон. того же года стал 1-м епископом новой Камчатской, Курильской и Алеутской епархии. В 1850 возведен в сан архиепископа. После присоеди­ нения к епархии Якутской обл. кафедра перенесена из Ново-Архангельска в Якутск. Здесь И. организовал ра­ боту по переводу богослужеб. книг на якутский яз. В 1850-е гг. активно поддерживал действия генерал-губер­ натора Н.Н. Муравьева-Амурского, направленные на освоение Приамурья, участвовал в плавании по Амуру в 1858, совершил благодарств. молебен после заключе­ ния Айгунского договора (см. Русско-китайские дого­ воры). После присоединения Приамурья по настоянию И. кафедра перенесена в Благовещенск, основанный при его участии. С 1868 —митрополит Московский и Коломенский, один из инициаторов учреждения в 1870 Православного Миссионерского об-ва. Похоронен в Тро- ице-Сергиевой лавре. В 1977 канонизирован РПЦ. Соч.: Творения Иннокентия, митрополита Московского. Соб­ раны И. Барсуковым. М., 1886—1888. Кн. 1—3; Письма Иннокен­ тия, митрополита Московского и Коломенского. Собраны Иваном Барсуковым: В 3 кн. СПб., 1897—1901; Избранные труды Святи­ теля Иннокентия, митрополита Московского, апостола Сибири и Америки / Сост. магистр богословия протоиерей Борис Пивоваров. Новосибирск; М., 1997; и др. Лит.: Барсуков И .П . Иннокентий, митрополит Московский и Коломенский, по его сочинениям, письмам и рассказам современни­ ков. М., 1883; Крылов В.В. Административные документы и письма Высокопреосвященного Иннокентия, Архиепископа Камчатского, по управлению Камчатскою епархиею и местными духовными учебны­ ми заведениями за 1846—1868 гг. Казань, 1908; Окладников А. П. От Анги до Уналашки: удивительная судьба Ивана Попова / / Вопр. истории. 1976. № 6; Он же. Иннокентий Вениаминов / / Первопро­ ходцы. М., 1983; Святитель Иннокентий (Вениаминов), митропо­ лит Московский, апостол народов Сибири и Америки: Библиогр. справочник. Новосибирск, 1997; Курляндский И .А. Иннокентий (Вениаминов) — митрополит Московский и Коломенский (1868— 1879 гг.). М., 2002; и др. Н.П. Матханова ИНОРОДНАЯ УПРАВА, ср. ступень органов само­ упр-ния « инородцев», отнесенных по Уставу об управ­ лении инородцами (1822) к разряду кочевых, промежут. между Степной думой и родовым упр-нием. Объединя­ ла неск. стойбищ или улусов. Упр-ние И. у. состояло из головы, 2 выборных и письмоводителя (писаря). Все ли­ ца обществ, самоупр-ния И. у. выбирались на суглане. За исполнение своих обязанностей должностные лица инородч. самоупр-ния жалованья не получали. Хоз. де­ ят-ть И. у. касалась сбора и раскладки податей, в т. ч. ясака. Ей вменялось в обязанность «печься» о распро­ странении хлебопашества, подавать сведения «о наро- доисчислении». Надзор, функции И. у. заключались в наблюдении за неукоснит. исполнением традиц. обыча­ ев и обрядов, за «сохранением благочиния и порядка». В Уставе подчеркивалось, что должностные лица И. у. несут непосредств. ответственность «за продажу горя­ чительных напитков» и обязаны неукоснительно «ис­ полнять все предписания земской полиции». Л .М . Дамешек «ИНОРОДЦЫ». Термин «И.» применительно к ко­ рен. населению Сибири впервые встречается в Уставе об управлении инородцами (1822). Офиц. он закреплен в «Своде Законов Российской империи», в к-ром под И. подразумеваются «все племена не российского про­ исхождения, в Сибири проживающие». В соотв. с Ус­ тавом корен, население Сибири (аборигены) делилось на 3 разряда: «оседлых», «кочевых» и «бродячих». В основу деления был положен принцип хоз. развитости. Поразрядная система обусловливала и гражд. состоя­ ние аборигенов. К разряду оседлых Устав относил на­ роды, жившие в городах и селениях, осн. их занятия­ ми были земледелие и торговля. Они приравнивались к сословию гос. крестьян, имели общие с ними права и обязанности, за искл. воинской повинности, от к-рой «И.» освобождались. Уставом за оседлыми «И.» за­ креплялись те земли, к-рыми они владели «по древним правилам», т. е. по праву первонач. заселения. Узако­ нивая 15-десятинную норму наделения оседлых «И.» землей, Устав требовал, чтобы те аборигены, чьи зе­ мел. наделы были меньше указ. нормы, получили доп. земли за счет близлежащих пустошей. Разряд кочевых составляли корен, жители, «занимающие места, по вре­ менам года переменяемые», т. е. ведущие полуоседлый образ жизни. Устав приравнивал кочевых жителей к гос. крестьянам в налог, обложении, сохраняя за ними самостоятельность в упр-нии и суде. Вопросы владения землей разрешались у кочевых жителей по аналогии с оседлыми. Правило «давности», т. е. первонач. заселе­ ния, применялось не только к оседлым, но и к кочевым «И.» Формы и способы передела родовой земли опре­ делялись самими аборигенами на основе норм обычного права, кодификация к-рого предусматривалась Уставом. К разряду «бродячих инородцев», или «ловцов», отно­ силось корен, население, переходящее с одного места на другое «по рекам и урочищам». На бродячих «И.» распространялись «правила, для кочующих постанов­ ленные». Допускались лишь незначит. исключения из этих правил, обусловленные образом их жизни. Конеч­ ная цель разрядной системы заключалась в переходе бродячих и кочевых жителей в категорию оседлых «И.» по мере достижения ими успехов в хоз. развитии. При­ числение из одного разряда в другой приурочивалось к очеред. ревизии (переписи). Его условием выступало добровольное согласие аборигенов. Основой адм. деления «И.» была принадлежность к роду, а не к территории. Органы самоупр-ния «И.» разделялись на 3 ступени: низшая —родовое упр-ние, средняя — инородная управа, высшая —Степная дума. Должностные лица (князцы, шуленги, зайсаны, тайгии) в состав «инородческого» упр-ния избирались на общем собрании, к участию в к-ром допускались все чл. общи­ ны. Судеб, функции осуществляли родоначальники на основе норм обычного права. На протяжении всего пе­ риода рус. истории Сибири происходил рост числ. ко­ рен. населения. С 1795 по 1897 оно увеличилось более чем в 2 раза —с 183 тыс. душ муж. пола до 413 тыс. Однако в результате интенсив, притока пришлого, гл. обр. рус. населения, числ. к-рого за этот же период воз­ росла с 412 тыс. душ муж. пола до 2,3 млн, т. е. в 5,6

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2