Историческая энциклопедия Сибири I
Петербургских, Радонежских, Сибир ских святых). Выдающийся миссио нер, лингвист, этнограф. Сын церк. пономаря. Образов.: Иркутская ду ховная семинария. Там же в 1814 по лучил фамилию Вениаминов. С 1821 — священник Иркутской Благовещен ской церкви. В 1823 отправился в Рус скую Америку, где стал миссионером, строителем, переводчиком важнейших богослужеб. книг на языки абориге нов, исследователем быта, обычаев, языков мест, населения. На Алеутс ких о-вах пробыл более 20 лет, за это время изучил але утский яз ., создал 1-й алфавит, начал проповедовать на этом языке, написал знаменитый катехизаторский труд «Указание пути в Царствие Небесное», учебники и книги для дет. чтения. Помимо миссионер, деят-ти занимался геогр., этногр. и лингвист, исслед-ями, по лучившими высокую оценку специалистов. Фундамент, труды И. по лингвистике и этнографии дважды удосто ены Демидовской премии АН (в 1835 —за «Описание грамматики алеутско-лисьевского языка» и в 1841 — за «Записки об островах Уналашкинского отдела»), В 1840, после смерти жены, пострижен в монахи под име нем Иннокентий, в кон. того же года стал 1-м епископом новой Камчатской, Курильской и Алеутской епархии. В 1850 возведен в сан архиепископа. После присоеди нения к епархии Якутской обл. кафедра перенесена из Ново-Архангельска в Якутск. Здесь И. организовал ра боту по переводу богослужеб. книг на якутский яз. В 1850-е гг. активно поддерживал действия генерал-губер натора Н.Н. Муравьева-Амурского, направленные на освоение Приамурья, участвовал в плавании по Амуру в 1858, совершил благодарств. молебен после заключе ния Айгунского договора (см. Русско-китайские дого воры). После присоединения Приамурья по настоянию И. кафедра перенесена в Благовещенск, основанный при его участии. С 1868 —митрополит Московский и Коломенский, один из инициаторов учреждения в 1870 Православного Миссионерского об-ва. Похоронен в Тро- ице-Сергиевой лавре. В 1977 канонизирован РПЦ. Соч.: Творения Иннокентия, митрополита Московского. Соб раны И. Барсуковым. М., 1886—1888. Кн. 1—3; Письма Иннокен тия, митрополита Московского и Коломенского. Собраны Иваном Барсуковым: В 3 кн. СПб., 1897—1901; Избранные труды Святи теля Иннокентия, митрополита Московского, апостола Сибири и Америки / Сост. магистр богословия протоиерей Борис Пивоваров. Новосибирск; М., 1997; и др. Лит.: Барсуков И .П . Иннокентий, митрополит Московский и Коломенский, по его сочинениям, письмам и рассказам современни ков. М., 1883; Крылов В.В. Административные документы и письма Высокопреосвященного Иннокентия, Архиепископа Камчатского, по управлению Камчатскою епархиею и местными духовными учебны ми заведениями за 1846—1868 гг. Казань, 1908; Окладников А. П. От Анги до Уналашки: удивительная судьба Ивана Попова / / Вопр. истории. 1976. № 6; Он же. Иннокентий Вениаминов / / Первопро ходцы. М., 1983; Святитель Иннокентий (Вениаминов), митропо лит Московский, апостол народов Сибири и Америки: Библиогр. справочник. Новосибирск, 1997; Курляндский И .А. Иннокентий (Вениаминов) — митрополит Московский и Коломенский (1868— 1879 гг.). М., 2002; и др. Н.П. Матханова ИНОРОДНАЯ УПРАВА, ср. ступень органов само упр-ния « инородцев», отнесенных по Уставу об управ лении инородцами (1822) к разряду кочевых, промежут. между Степной думой и родовым упр-нием. Объединя ла неск. стойбищ или улусов. Упр-ние И. у. состояло из головы, 2 выборных и письмоводителя (писаря). Все ли ца обществ, самоупр-ния И. у. выбирались на суглане. За исполнение своих обязанностей должностные лица инородч. самоупр-ния жалованья не получали. Хоз. де ят-ть И. у. касалась сбора и раскладки податей, в т. ч. ясака. Ей вменялось в обязанность «печься» о распро странении хлебопашества, подавать сведения «о наро- доисчислении». Надзор, функции И. у. заключались в наблюдении за неукоснит. исполнением традиц. обыча ев и обрядов, за «сохранением благочиния и порядка». В Уставе подчеркивалось, что должностные лица И. у. несут непосредств. ответственность «за продажу горя чительных напитков» и обязаны неукоснительно «ис полнять все предписания земской полиции». Л .М . Дамешек «ИНОРОДЦЫ». Термин «И.» применительно к ко рен. населению Сибири впервые встречается в Уставе об управлении инородцами (1822). Офиц. он закреплен в «Своде Законов Российской империи», в к-ром под И. подразумеваются «все племена не российского про исхождения, в Сибири проживающие». В соотв. с Ус тавом корен, население Сибири (аборигены) делилось на 3 разряда: «оседлых», «кочевых» и «бродячих». В основу деления был положен принцип хоз. развитости. Поразрядная система обусловливала и гражд. состоя ние аборигенов. К разряду оседлых Устав относил на роды, жившие в городах и селениях, осн. их занятия ми были земледелие и торговля. Они приравнивались к сословию гос. крестьян, имели общие с ними права и обязанности, за искл. воинской повинности, от к-рой «И.» освобождались. Уставом за оседлыми «И.» за креплялись те земли, к-рыми они владели «по древним правилам», т. е. по праву первонач. заселения. Узако нивая 15-десятинную норму наделения оседлых «И.» землей, Устав требовал, чтобы те аборигены, чьи зе мел. наделы были меньше указ. нормы, получили доп. земли за счет близлежащих пустошей. Разряд кочевых составляли корен, жители, «занимающие места, по вре менам года переменяемые», т. е. ведущие полуоседлый образ жизни. Устав приравнивал кочевых жителей к гос. крестьянам в налог, обложении, сохраняя за ними самостоятельность в упр-нии и суде. Вопросы владения землей разрешались у кочевых жителей по аналогии с оседлыми. Правило «давности», т. е. первонач. заселе ния, применялось не только к оседлым, но и к кочевым «И.» Формы и способы передела родовой земли опре делялись самими аборигенами на основе норм обычного права, кодификация к-рого предусматривалась Уставом. К разряду «бродячих инородцев», или «ловцов», отно силось корен, население, переходящее с одного места на другое «по рекам и урочищам». На бродячих «И.» распространялись «правила, для кочующих постанов ленные». Допускались лишь незначит. исключения из этих правил, обусловленные образом их жизни. Конеч ная цель разрядной системы заключалась в переходе бродячих и кочевых жителей в категорию оседлых «И.» по мере достижения ими успехов в хоз. развитии. При числение из одного разряда в другой приурочивалось к очеред. ревизии (переписи). Его условием выступало добровольное согласие аборигенов. Основой адм. деления «И.» была принадлежность к роду, а не к территории. Органы самоупр-ния «И.» разделялись на 3 ступени: низшая —родовое упр-ние, средняя — инородная управа, высшая —Степная дума. Должностные лица (князцы, шуленги, зайсаны, тайгии) в состав «инородческого» упр-ния избирались на общем собрании, к участию в к-ром допускались все чл. общи ны. Судеб, функции осуществляли родоначальники на основе норм обычного права. На протяжении всего пе риода рус. истории Сибири происходил рост числ. ко рен. населения. С 1795 по 1897 оно увеличилось более чем в 2 раза —с 183 тыс. душ муж. пола до 413 тыс. Однако в результате интенсив, притока пришлого, гл. обр. рус. населения, числ. к-рого за этот же период воз росла с 412 тыс. душ муж. пола до 2,3 млн, т. е. в 5,6
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2