Историческая энциклопедия Сибири I

репила свою обороноспособность. И. корен, обр. изме­ нила экономику СССР. За 1928—40-е гг. введено в строй 9 тыс. круп. гос. предприятий, созданы десятки новых отраслей пром-ти. Валовая продукция пром-ти выросла в 6,5 раза, в т. ч. произв-во средств произв-ва —в 10 раз. По сравнению с 1913 валовая продукция пром-ти СССР в 1940 г. увеличилась в 7,7 раза. Особенно бурно рос­ ли отрасли, имеющие решающее значение для повыше­ ния экон. потенциала страны. В 1940 по сравнению с 1928 валовая продукция машиностроения и металлооб­ работки увеличилась в 20 раз, хим. и резиноасбестовой пром-ти — в 14,6 раза, произв-во электроэнергии — в 9,7 раза, добыча угля —в 4,7 раза и т. д. Изменилась структура пром-ти. Уд. вес произв-ва средств произв- ва во всей валовой пром. продукции вырос до 61,2%. По техн. оснащенности многоотрасл. пром-ть СССР поднялась на уровень развитых стран мира. К кон. 2-й пятилетки СССР вышел но объему пром. произв-ва на 1-е место в Европе и 2-е —в мире, его уд. вес в пром- ти всего мира достиг 13,7%. В 1937 на пром-ть прихо­ дилось 77,4% общей стоимости народно-хоз. продукции против 42,1 % в 1913. В 1940 по сравнению с 1928 производительность тру­ да в пром-ти выросла в 3,1 раза, в стр-ве —в 2,5 раза. На предприятия и стройки пришли сотни тысяч специ­ алистов. На 1 янв. 1941 в народ, хоз-ве СССР было за­ нято 2,4 млн работников с высш. и ср. спец. образова­ нием, что почти в 5 раз больше, чем в 1928. Накануне 1-й пятилетки рабочие и служащие составляли 17,6% населения страны, а в 1939 — 50,2%. Резко возросла числ. населения городов — центров индустрии. Соот­ ношение гор. и сел. населения в 1926 составляло 18 и 82%, в 1938 - 30 и 70%. И. вост. р-нов страны началась на рубеже XIX— XX вв. Урал — важнейший центр пром. произв-ва в России — стал стартовой площадкой широкомасштаб. индустр. освоения всей азиат, части гос-ва. В Сибири нач. И. связано с ж.-д. стр-вом, к-рое в кон. XIX —нач. XX в. стимулировало пром. развитие региона. В пер­ вую очередь стала расти добыча угля для нужд ж. д. С 1895 по 1904 в Томской губ. добыча угля увеличи­ лась в 14 раз, в Иркутской —в 35 раз. В 1910 общая угледобыча в Сибири превышала 120 млн пуд. Доля Сибири в общерос. угледобыче к 1913 составила ок. 8%. Треть сиб. добычи угля обеспечивал Приморский окр., к-рый обслуживал потребности Уссурийского и частично Амурского уч-ков Транссибирской магис­ трали, а также Тихоокеанский мор. флот. В целом фабрично-заводская пром-ть Сибири и Д. Востока в нач. XX в. была представлена небольшими предпри­ ятиями различ. плана. Индустр. предприятия сущес­ твовали в очень небольшом кол-ве. Они обслуживали нужды ж.-д. и водного транспорта, горнодобыв. пром- ти, незначительно —с. х. Предпринимались попытки создать комплексы индустр. произв-в военно-оборон. хар-ра в годы Первой мировой войны, но такие комп­ лексы не получили предполагаемого развития. К 1914 доля пром. продукции в общей стоимости сиб. валово­ го продукта составляла лишь 22%. Сибирь производи­ ла всего 1,5% валовой продукции фабрично-заводской пром-ти гос-ва. В 1920-е гг. в сов. индустр. планах вост. р-нам стра­ ны, в т. ч. Сибири, придавалось большое значение. Здесь в годы 1-х пятилеток планировались значит, капи­ таловложения, причем в отрасли, производящие средст­ ва произв-ва: электроэнергетику, угледобычу, метал­ лургию, машиностроение, химию, лесопереработку. В регионе предполагалось решить не только общие для И. страны вопросы, но и преодолеть мест, специфич. трудности. В Сибири на низком уровне развития нахо­ дилась тяжелая индустрия, металлообрабат. пром-ть, произв-во строит, материалов, электроэнергетика. От­ сутствовали необходимые индустр. предприятиям кад­ ры рабочих и ИТР. Гл. направлением И. на Урале и в Сибири в годы 1-х пятилеток стало создание 2-й уголь- но-металлург. базы страны на основе использования богатейших угольных и рудных месторождений. Про­ грамма создания Урало-Кузнецкого комбината (УКК ) (см. Урало-Кузбасс, программа ) являлась комплекс­ ной и многоцелевой, предусматривала сочетание уже имеющейся базы тяжелой пром-ти на Урале с перспек­ тив. развитием новых отраслей, составляющих основу И. экономики. Гл. задача формирования УКК состоя­ ла в создании мат.-техн. базы для планомерного про­ движения пром-ти во все новые р-ны страны. Решение об орг-ции УКК учитывало не только хоз., но и по­ лит., соц. и оборон, интересы гос-ва. Кап. вложения в индустр. развитие европ. р-нов могли дать быстрый и больший эффект, но с учетом длительной перспективы выбор был сделан в пользу формирования металлург, базы на Урале и в Сибири, что оправдало себя в го­ ды Великой Отечественной войны и в последующем развитии страны. Освоив проектные мощности, новые заводы УКК стали давать более дешевый металл, чем заводы европ. части СССР. Это компенсировало повы­ шенные кап. затраты но стр-ву. На Урале в результате реализации программы УКК образовался крупнейший в мире многоотрасл. пром. комплекс. Наряду с металлургией на передний план в развитии индустрии выдвинулись машиностроение, хи­ мия, электроэнергетика. Построено св. 250 круп. пром. предприятий, среди к-рых Магнитогорский и Новота­ гильский металлургические комбинаты, Синарский и Первоуральский трубные з-ды, Красноуральский ме­ деплавильный, Челябинский цинковый, Уфалейский никелевый, Уральский алюминиевый и др. заводы. На Урале были построены крупнейшие в стране машино- строит. предприятия: «Уралмашзавод», Уральский з-д электромашин, Челябинский тракторный, Пермский моторостроительный, Уральский вагоностроительный, к-рые стали базой реконструкции и техн. перевооруже­ ния всех отраслей народ, хоз-ва. По своей пром. специ­ ализации и отрасл. структуре Урал стал круп, индустр. центром произв-ва средств произв-ва, регионом с наибо­ лее высоким уд. весом тяжелой индустрии. В 1940 на ее долю приходилось 74,2% всего пром. произв-ва, в то время как в среднем по СССР —57,8%. Основу сиб. части УКК составляла черная металлур­ гия и добыча коксующихся углей. Кроме того, планиро­ валось создать предприятия по выплавке легких и цвет, металлов, предприятий хим. пром-ти, машиностроения. При этом осн. значение придавалось созданию заводов горного, металлург, оборудования, транспорт, и энерге- тич. машиностроения, станкостроения. Уже в годы 1 й пятилетки в Кузбассе ( Кемерово, Прокопьевск, Кисе- левск, Анжеро-Судженск ) на месте мелких ремонт, мас­ терских было создано неск. новых круп. мех. заводов. Реконструирован томский з-д «Металлист». В 1932—33 мех. заводы Зап. Сибири не только производили ремонт шахтного оборудования, но и освоили выпуск сложных машин и механизмов, к-рые в недавнем прошлом заво­ зились из-за границы или производились на заводах Украины и Урала. В июле 1930 в Новосибирске были заложены цеха первого в Сибири станкостроиг. з-да им. XVI партсъезда, к-рый к 1937 превратился в круп, предприятие союзного значения, выпускал токарно-вин­ торезные и поперечно-строгальные станки. В годы 1-х пятилеток построены и сданы в эксплуатацию в Ново­ сибирске и Омске заводы с.-х. машиностроения, нача­ лось стр-во Омского шинного з-да, Новосибирского з-да

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2