Историческая энциклопедия Сибири I

ИКОННИКОВЫ , тюмен. купцы. Основатель динас­ тии —Спиридон из Устюга Великого написал для Тю­ менской Знаменской церкви икону «Знамения Божией Матери». Василий Спиридонович ( ?—1826) входил в 3-ю гильдию Тюмени, служил словесным судьей, ратма­ ном, бургомистром. Его сын Иван Васильевич (7—1867) стал купцом 1-й гильдии, потомств. почет, и степенным гражданином. Служил ратманом, городовым судьей, го­ родским головой (1836—40). Заложил «Загородный сад» площ. в 100 дес. Помогал бедным. В 1839 пожертвовал 2 тыс. руб. на уплату недоимок и неск. сотен руб. на пособие сиротам. На деньги И. В. заложен новый при­ дел к Знаменской церкви (1851). При его содействии открыто Вознесенское приход, училище. Затратил св. 5,5 тыс. руб. на постройку казарм на 90 чел. для инва­ лид. команды (1856). Награды: И. В. —зол. медаль «За усердие» на Вла­ димирской ленте, бронз, медаль на Анненской ленте в память войны 1853—56. Лит.: Разгон В.Н. Сибирское купечество в XVIII —первой по­ ловине XIX в. Барнаул, 1999. А.А. Жиров ИЛАНСКИЙ , город район, подчинения в Красно­ ярском кр., адм. центр Иланского р-на. Расположен на р. Иланка, в 279 км к востоку от Красноярска. Ж.-д. станция на Транссибирской магистрали. Автотрасса «Байкал». Возник при слиянии старого с. Иланского и ж.-д. поселка (основан в 1894 в связи с проведением Транссиба). В 1933 И. стал райцентром, в 1939 преобра­ зован в город. Числ. населения (тыс. чел.): 1959 —26,5; 1979 - 19,7; 1996 -1 7 ,8 ; 2002 - 17,1; 2005 - 16,5. История И. связана с прокладкой Сибирского трак­ та в XVIII в. В 1734 В .И . Беринг наметил места почт, станций-ямов; одной из них стало поселение у р. Иланка — станец Иланский, к-рый был зафиксирован 2-й ревизией (1744). К 1782 каждый 2-й житель И. был ссыльным. В 1822 И. —вол. центр Канского окр., самое круп, се­ ло между Канском и Бирюсой. Жители гл. обр. зани­ мались обслуживанием тракта: ремонтом дорог, мос­ тов, гатей, верстовых столбов, заготовкой для этих це­ лей леса, содержанием перевоза через реки, лошадей и подвод, помещений для арестантов и стражи и т. д. Во 2-й пол. XIX в. почт, станция стала подряжать частн. транспорт, средства. В 1894 в связи со стр-вом ж.-д. ма­ гистрали в 5 верстах от И. началось стр-во депо и стан­ ции. При ст. Иланской возник пос. (в кон. 1890-х гг. здесь насчитывалось 250, в нач. 1900-х гг. —700 жи­ телей). С прокладкой ж. д. хоз. уклад с. Иланско­ го (совр. назв. Старая Илань) изменился: извозный промысел стал исчезать, возникли промыслы, связан­ ные с обслуживанием ж. д. (заготовка леса для шпал и построек, выжигание древесного угля для кузниц станции). В 1900 в с. Иланском, входившем в состав Анцирской вол., насчитывалось 622 двора с 5,5 тыс. жителей обоего пола. С 1914 село вновь становится вол. центром. В нач. XX в. ст. Иланская стала круп, цен­ тром рев. движения: к 1903 была создана группа со­ циал-демократов под рук-вом Красноярского комитета РСДРП. К маю 1906 в ее рядах насчитывалось 50 чел. Рабочие-железнодорожники ст. Иланской были актив, участниками революции 1905—1907. Из их среды вы­ шли такие рев. деятели, как Ф. Гринько, Н. Березов­ ский, А. Смагин и др. 12 янв. 1906 рабочие депо ст. Иланской подверглись расправе со стороны карат, от­ ряда ген. Меллера-Закомельского. В дек. 1918 илан- ские рабочие вместе с рабочими Канска приняли ак­ тив. участие в вооруж. восстании против колчаковцев, к-рое было жестоко подавлено. В годы сов. власти И. продолжал развиваться как круп. ж.-д. центр. Среди осн. пром. предприятий совр. И.: з-д железобетон, изделий, швейная ф-ка, большие предприятия ж.-д. транспорта, лесообрабат. предпри­ ятия и др. Соц.-культ, сфера: 7 общеобразоват. школ, музык. школа, ж-д. училище, 6 б-к, 2 больницы. В городе име­ ются музей локомотив, депо, парк и искусств, озеро. Лит.: Вархин Ю .И. Иланский. Красноярск, 1989; Памятники истории и культуры Красноярского края. Красноярск, 1992. Вып. 2; Енисейский энциклопедический словарь. Красноярск, 1998. А.С. Вдовин ИЛГИНСКИЙ ОСТРОГ , рус. поселение в Вост. Сибири. Первые известия о рус. поселениях на р. Илга относятся к кон. 1640-х гг. В 1664 крестьяне из И лим ­ ска основали слободу. На карте С. У. Ремезова (1701) слобода показана без острожных укреплений. В кон. XVII в. здесь была выстроена шатровая Богоявленская церковь. В нач. XVIII в. на р. Илга недалеко от устья притока р. Тымпа построен острог в форме четырех­ угольника: в длину 30, в шир. —22 саж. Острог стоял на левой стороне р. Илга и имел проезжую башню. Ос­ трожная стена выходила на речную сторону, в нее вруб­ лены по углам амбары, а посередине — колокольня, с 1744 —Знаменская церковь. Осн. масса обывательской застройки располагалась вне стен острога. В 1723 в сло­ боде в 22 дворах проживало 120 душ муж. пола. Слобо­ да изначально являлась земледел. поселением, нек-рые крестьяне занимались кузнеч. ремеслом. Ныне —с. Зна- менское Жигаловского р-на Иркутской обл. Лит.: Резун Д .Я ., Васильевский Р.С . Летопись сибирских го­ родов. Новосибирск, 1989. Д.Я. Резун ИЛИМСК , ИЛИМСКИЙ ОСТРОГ, рус. поселе ние на прав, берегу р. Илим, основанное как первое в этих местах зимовье енисейск. атаманом И. Галкиным в 1630. От зимовья шел волок на р. Мука, по к-рой до­ бирались до Усть-Кутского зимовья на р. Лене. После основания в 1632 Якутского острога значение Илимско­ го зимовья возросло, в 1640 на его месте был поставлен небольшой острог. Поток грузов и людей возрастал, в 1647 Г. Демьянов в 2 верстах выше по р. Илим поста­ вил настоящий острог с 2 башнями. В остроге размести­ лись Спасская церковь, воеводский двор, съезжая изба, таможня, гостиный двор, амбары; у стен —небольшой посад. В 1648 острог стал центром самостоят. воеводст­ ва в составе Ленского разряда. После пожара 1666, в результате к-рого Илимский острог сгорел дотла, в 1667 в 640 м от пепелища было заложено новое поселение. Новый острог представлял собой укрепление 264><85 м с 8 башнями, (перестраивался в 1687—89,1694). В 1640-х гг. население составляло 40, в кон. XVII в. —ок. 100 с л у ­ жилых людей. В 1723 из 401 чел. муж. пола, прожи­ вавших в Илимске, 244 были служилыми, 98 —посад­ скими, 32 — крестьянами. В экон. отношении Илимск развивался как центр пушного промысла, пашенного земледелия, важный транспорт, пункт на путях движе­ ния людей и грузов в Вост. Сибирь, Монголию и Китай. В 1640-х гг. на волоке возникает судоверфь. Развивает­ ся ремесло: в сер. XVII в. в Илимске 40, в 1720-х гг. — 65 ремесленников, занимавшихся чеканным, портняж­ ным, токарным, кузнечным, кожевенным, мыльным, оконничным и плотницким ремеслами. Особых успехов достигло деревообделочное мастерство. С обнаружени­ ем в 1670—80-х гг. желез, руды развитие получило же­ лезоделательное произв-во. Однако с ростом И р к ут ­ ска и др. транспорт, центров Вост. Сибири с сер. XVIII в. развитие Илимска начинает замедляться. В 1775 стал центром уездного комиссарст ва . В кон. XV III в. Илимск становится уже не уезд., а заштат. городом. В 1851 в нем проживало 500, к 1900 —649 чел. Выглядел Илимск как бедная деревушка с одной улицей. Населе

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2