Историческая энциклопедия Сибири I

дворной певческой капеллы (1897, С.-Петербург). В 1897—1922 жил в Красноярске. Преподавал муз. дис­ циплины в учит, семинарии (ныне —пед. колледж № 1 им. А.М. Горького). Одновр. работал в ж.-д. техн. учи­ лище, духов, училище и семинарии, др. учеб. заведе­ ниях. Энтузиаст муз. просветительства, организовывал концерты хоровой музыки (фрагменты из опер «Аида» Дж. Верди, «Жизнь за царя» М. Глинки, «Мазепа» П. Чайковского и др.). Сформировал симф. оркестр, в осн. из числа любителей, выступал в кач-ве пианиста (ансамблиста и концертмейстера), в т. ч. с П. И. Слов- цовым. Один из инициаторов создания в 1920 Народной консерватории (ныне —Краснояр. училище искусств). Авт. одной из 1-х рус. дет. опер «Царевна-Землянич­ ка» (1915). Более 20 произведений И.-Р. опубл. изд. Юргенсона. Среди учеников — певцы П.И. Словцов, М.К. Сладковский (артист Гос. акад. Большого теат­ ра), М. Токаревич, выступавший в театре «Ла Скала», композитор Н.П. Иванов-Радкевич (сын). Награды: орден Св. Станислава. Э.М. Прейсман ИВАНОВ РИНОВ Павел Павлович (1869 —после 1927), воен. деятель. Ген.-лейт. (1919). Окончил Павлов­ ское воен. училище (1890). В 1917 — нач. Отд. Сиб. казачьей бригады Рос. армии. Один из организаторов и рук. антибольшевист. движения на востоке России в период Граждан­ ской войны. Весной 1918 руководил антибольшевист. подпольем в Пет­ ропавловске и Омске. С 7 июня по 5 сент. 1918 —командир II Степного Сиб. корпуса; 15 июля 1918 избран войсковым атаманом Сибирского ка­ зачьего войска. С 6 сент. — команд. Сибирской армией и по совмест. (до 2 нояб.) управ­ ляющий воен. мин-вом Временного Сибирского прави­ тельства. В дек. 1918 —мае 1919 занимал должность пом. Верховного уполномоченного на Д. Востоке по во­ ен. части с и. о. команд, войсками Приамурского воен. окр. С авг. 1919 — командир Сиб. казачьего корпуса. В нояб. —дек. 1919 —пом. главнокоманд. Восточным фронтом. В 1921 —нач. штаба всех казачьих войск при атамане Г.М . Семенове. Эмигрировал в Китай; сотруд­ ничал с сов. разведкой. После разоблачения прежними соратниками по антибольшевист. борьбе в 1925 выехал в СССР. Дальнейшая судьба неизвестна. Награды: орден Св. Георгия 4-й ст. Лит.: Ш улдяков В.А. Вожди белоказаков сибирского войска: краткие биографические справки //Б е л а я армия. Белое дело: Ист. науч.-попул. альм. № 6. Екатеринбург, 1999. Д. Г. Симонов ИВДЕЛЬ, город обл. подчинения в Свердловской обл.; расположен у вост. подножия Сев. Урала, на р. Ивдель (бас. Оюи) близ впадения ее в Лозьву, в 510 км к северу от Екатеринбурга, в 6 км от ж.-д. ст. Ив­ дель, соединяющей Ср. Урал с Приобьем и Полярным Уралом. Транспорт, узел на автотрассе Серов—Ханты- Мансийск. С 1589 — острог, с 1831 —селение, с 1847 — с. Никито-Ивдельское (позднее Ивдель), с 1943 — го­ род, в 1924—46 — центр Никито-Ивдельского р-на, с 1946 —город обл. подчинения. Числ. населения (тыс. чел.): 1959 - 22,0; 1979 - 15,9; 1989 - 19,1; 2002 - 19,3; 2005 - 18,5. В 1589 в устье р. Ивдель И. Нагой на пути в Сибирь построил Лозъвинский острог —первое рус. укрепле­ ние за Уралом для борьбы с мансийским Пелымским княжеством, центр уезда во главе с воеводой, транзит, пункт доставки хлеба в Сибирь, центр сбора ясака. В остроге имелась верфь, кузница, амбары для хранения грузов. С открытием южнее более удобной Бабиновской дороги в 1597 его укрепления были разобраны и вмес­ те с гарнизоном перевезены в П е лы м и В е р х о т у р ь е . С 1831 известно как селение золотодобытчиков Никито- Ивдель у впадения р. Шапша в р. Ивдель, примерно в 5 км вверх по течению реки от совр. И. Названо по имени владельца промыслов Никиты Всеволожского и расположению на р. Ивдель. С 1925 начаты лесозаготовки; построен Першинс- кий лесозавод (1938). В 1937—39 через И. прошла ж. д. В 1937 на тер. Ивдельского р-на создан Ивдельлаг НКВД. С 1940 ведется добыча марганц. руд. В 1960 построено градообразующее предприятие —Ивдельский гидролизный з-д. Экономика совр. города представлена лес. и деревообрабат. пром-тью. В нач. XX в. действовали земское училище, 2 цер­ кви, 6 торг. лавок, б-ка, школы. В 1951 имелись ср., 7-летняя и нач. школы, клуб, 5 б-к, краевед, музей. В кон. 1990-х гг. работали 4 ср. школы, дет. школа ис­ кусств, дет. эстрад, студия, 5 домов культуры, 2 б-ки, 2 кинотеатра, 2 больницы, стадион, музей. Природно- ландшафт. достопримечательности: парк «Кедровник», «Ивдельские скалы». Герб утвержден в 1974: щит раз­ делен на 3 части. В верх. нрав, части изображены: горы —символ Уральского хр.; ель —символ лесов, окружающих город; дисковая пила —символ дерево­ обрабат. иром-ти; хим. реторта —сим­ вол гидролизной пром-ти. В лев. части экскаватор —символ горнодобыв. пром- ти, и орнамент, встречающийся на нац. одежде м а н с и —аборигенов территории, на к-рой возник город. Внизу цифра «1831» —год за­ кладки золотодобыв. ф-ки, возле к-рой появилось посе­ ление, выросшее в с. Никито-Ивдельское, в 1943 было преобразов. в город. Лит.: Р езун Д .Я ., Васильевский Р .С . Летопись сибирских го­ родов. Новосибирск, 1989; Оборин В.А. Заселение и освоение Ура­ ла в конце XI —начале XVII в. Иркутск, 1990; Вся Россия. Города и населенные пункты: Энциклопедия. М., 2001. И. Р. Соколовский ИВОЛГИНСКИЙ ДАЦАН, духов, столица Б у д д и й ­ с к о й Т р а д и ц и о н н о й С а н г х и Р о с с и и , в 30 км от У л а н - У д э . Возведен мест, мастерами. Открыт как единств, буддийск. духов, центр в СССР пост. СНК Бурят-Мон- гольской АССР от 2 мая 1945 «Об открытии буддийско­ го храма (Хамбинское Сумэ) в улусе Средняя Иволга». В нояб. 1948 получил название «Даши Чойнхорлин». В 1951 выделена земля для монастыр. комплекса (3 га). Резиденция главы буддистов России Хамбо-ламы. Полное назв. И. д. —Тугэс Баясгалантай Улзы номой Хурдын Хиид (Монастырь Колесо Учения, приносящее счастье и полное радости). В наст, время И. д. представляет собой целый мо­ настыр. комплекс и является резиденцией главы буддис­ тов России Пандидо-Хамбо-ламы. Ансамбль монастыря включает: Цогчен-дуган, Сахюусан-сумэ, Майдарин-су- мэ, Деважин-сумэ, Чойра-дуган, дом Хамбо-ламы, му­ зей, гостиницу, жилые дома священнослужителей, су- бурганы и многочисл. хурдэ (молитв, барабаны). Гл. храм д а ц а н а —Цогчен-дуган —выстроен по принципу «мандалы», др. религ.-символич. идеи, ведущей свое происхождение из Индии. «Охраняют» здание 12 камен. львов. Алтари и интерьеры храмов комплекса украшают подлинные произведения искусства. 196 объектов (тан­ ки, скульптура) имеют статус движимых памятников и находятся под охраной гос-ва. В алтаре Цогчен-дугана расположены пантеон тысячи Будд и огромная скульп­ тура Будды Шакьямуни. Там находится также скульп

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2