Историческая энциклопедия Сибири I
И ИАКОВ (Домский Иероним Петрович) (6 ию ля 1823, с. Семенок Подольской губ. — 27 мая 1889, Якутск), епископ Якутский и Ви- люйский, церк. писатель. Сын священника. Образов.: С.-Петер бургская духовная академия, в 1849 получил степень канд. бого словия. С 1849 —учитель Иркут ской семинарии, в 1858 переведен учителем в Томскую семинарию. С 1860 — иеромонах. В нояб. 1861 вновь перемещен в И р кутск инспектором семинарии и одновр. цензором проповедей духовенства и «Иркутских епар хиальных ведомостей» (с 1863). С 1865 —архимандрит. С 1870 — ректор открытой в Благовещенске семинарии, в 1879 переведен ректором Пермской семинарии. В том же го ду удостоен степени магистра богословия за соч. «Исто рический очерк русского проповедничества». С 1883 — настоятель Переяславского Троицкого Данилова мон-ря Владимирской губ. С 1884 —епископ Якутский и Ви- люйский. Известен как ревностный проповедник хрис тианства среди якутов. Ежегодно совершал длит, мис сионер. поездки по тер. епархии, опубл. свои путевые записки в 33 номерах «Якутских епархиальных ведо мостей» за 1887—89. В них содержатся описание приро ды, жизни рус. крестьян, якутов, рабочих зол. приисков, сведения о состоянии просвещения, религ. представле ниях населения, наблюдения и размышления этногр., геол., биол. хар-ра. По свидетельству современников, еп. И. отличался трудолюбием и особой простотой. В 1884 благодаря его усилиям в Якутске открыта Духовная се минария, в 1885 —миссионер, школа с пансионом при монастыре, в 1886 —1-я гор. публич. б-ка, с 1887 стали издаваться «Якутские епархиальные ведомости», в 1888 открыто епархиальное жен. училище. Деят-ть епископа по распространению и утверждению православия прости ралась и за пределы епархии. Он внес значит, вклад на нужды Православного Палестинского об-ва. Скончался в Якутске, погребен в деревян. церк ви Спасского мон-ря. Нетленные останки еп. И. бы ли обретены в дек. 1999, и весной 2000 состоялось их торжеств, перенесение в Якутский Никольский кафед ральный собор. Соч.: Русское проповедничество, исторический его обзор и взгляд на современное его направление. СПб., 1871; Исторический очерк русского проповедничества. СПб., 1878; Пастырь в отноше нии к себе и пастве. СПб., 1880. Лит.: Стуков Ф ., прот. Воспоминания. Якутск, 1900; Шиши- гин Е.С. Якутская епархия (краткий исторический очерк и пробле мы возрождения). Мирный, 1997; Сафронов Ф.Г. Православное христианство в Якутии. Мирный, 1998; Юрганова И.И. История Якутской епархии. 1870—1919 гг. (Деятельность духовной консис тории). Якутск, 2003; Она же. Владыки Якутской епархии //Я к у т ский архив. 2005. № 4 (19). И. И. Юрганова ИБАК (ИБРАХИМ)-хан (? — 1495), правитель из династии Шибанидов, при к-ром Сибирское ханство достигло пика расцвета. В сер. 1460-х гг. после смерти отца Хаджи-Мухаммад-хана, основателя Сиб. ханст ва, объединил под своей властью земли лесостепи Зап. Сибири. Участвовал в совмест. с ханом Большой Ор ды Ахмадом и мангытами (ногаями) походе и разгро ме Шайх-Хайдар-хана, наследника основателя Узбек, ханства Абу-л-Хайра. В ответ внук Абу-л-Хайра ТТТей- бани-хан напал на лагерь И., где убил его брата и мл. сына. Мангыты (ногаи), особенно князь Муса, актив но поддерживали И., к-рый с 1473 являлся номинал, лидером Ногайской Орды, что привело к созданию но- гайско-татар. союза против активизировавших внеш. политику казах, ханов. В 1481 разгромил последнего хана Большой Орды Ахмада, недавно вернувшегося со «стояния на реке Угре». Захватил бывш. столицу Зол. Орды Сарай и увел часть ее населения в Сиб. ханство. Владение сарайским престолом потенциально давало И. право на титул великого хана и власть над всей тер. бывш. Зол. Орды. Попытка восстановить моек, дань в пользу Орды провалилась, хотя И. и получил круп ную единоврем. шерть. В том же году состоялся поход Шейбани-хана в Сибирь под флагом борьбы за истин ную веру. И. не сумел организовать сопротивления, что привело к частич. исламизации и оттоку населения из его ханства на юг, а также усилению роли среднеази- ат. купцов на тер. ханства. Одновр. с этим вырос авто ритет мест, знати, в частн. представителей княжеской династии Тайбугидов, лидер к-рых князь Мар стал зя тем И. Особенно сложными были взаимоотношения И. с великим князем Иваном III. Есть данные о договоре И. с Иваном III в 1481 о торговле, а в 1483 о дружбе и союзе. В том же году рус. войска, возможно, в помощь И. в подавлении угор, восстаний, совершили поход в Ю гру, в результате к-рого ряд племен признал власть Москвы. Новый виток в развитии взаимоотношений был связан с моек, походом на Казань в 1487 и ссылкой ха на Али, что подрывало единство торг. путей, жизнен но необходимых для Сиб. ханства и Ногайской Орды. Часть казан, знати бежала к И. В связи с этим Москва выдвинула требование их выдачи и казни, лишь после этого могли быть восстановлены караван, пути. В нач. 1490-х гг. мангытами и И. были предприняты 2 неудач, похода на Казань и Астрахань. После их провала хан вновь пытался оказать полит, давление на Москву, за являя о своих претензиях на наследие Сарая. Неудача последних внешнеполит. действий привела к росту се паратизма среди сиб. знати. В результате И. был вы нужден убить своего зятя Мара, сыновья к-рого стали заложниками-аманатами. Вскоре после этого хан смог сформировать войско во главе со своим братом Мамук- огланом для очеред. похода на Казань, в результате к-рого город был взят весной 1495, однако удержать ся в нем на длит, время не удалось. Неудачи во внеш. политике на фоне претензий на звание великого хана, подтвержденных выпуском монет, повлекли орг-цию Тайбугидами заговора. В результате переворота в 1495 хан был убит внуком Мара Маметом или Мухаммад- беком. После этого сиб. Шибаниды утеряли контроль над тер. Сиб. ханства вплоть до похода Кичима, внука И., в сер. XVI в. Лит.: Сибирские летописи //П о л н о е собрание русских лето писей. М., 1987. Т. 36; Плигузов А. Текст-кентавр о сибирских самоедах. М.; Ньюарк, 1995; Трепавлов В.В. История Ногайской Орды. М., 2002. Д.Н. Маслюженко ИБРАГИМОВ Абдерашит Гумерович (1857, Тара Тобольской губ. — 31 авг. 1944, Токио, Япония), му- сульм. религ. и полит, деятель. Нач. религ. образов, по лучил в мектебах и медресе Тобольской губ. Продолжил образов, в Казанской губ. и Медине. Совершил хадж в Мекку. Владел мн. яз. В 1885-92 - имам Тарской со
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2