Историческая энциклопедия Сибири I
АЙТЫКИНЫ 57 ляются руководители нефтегаз. компаний «ЛУКОЙЛ», «НОРТгаз», круп, банков. В слое мелких и ср. пред принимателей преобладают владельцы торг. павильо нов, кафе и ресторанов, станций техн. обслуживания автомобилей, автостоянок. Азерб. интеллигенция пред ставлена юристами, учеными, преподавателями, мед. работниками, инженерами, журналистами, служащи ми. Часть выходцев из Азербайджана пополняет ряды орг. преступности. Развитие демокр. процессов в России способствовало созданию условий для возрождения нац. самобытности А., проживающих в Сибири и на Д. Востоке. Одним из осн. направлений в деле сохранения этнич. идентичнос ти мигрантов является их актив, включение в культур, жизнь азерб. диаспоры. В 1990-х —нач. 2000-х гг. в го родах Сибири созданы нац.-культур, центры, стремив шиеся сохранить азерб. яз. и традиции. Деят ть данных орг-ций направлена на проведение культ.-мае. и спорт, мероприятий, открытие учеб. заведений, выпуск период, изданий на рус. и азерб. яз. Для воспитания подраста ющего поколения создаются воскрес, школы, в к-рых дети из азерб. семей изучают родной язык, историю, географию, литературу. Важными событиями в жизни сиб. А. являются нац. праздники, в частн. Новруз Бай- рам (праздник весеннего равноденствия), Дни азербайд жанской культуры. В то же время нац.-культур, центры, привлекая представителей азерб. диаспоры к участию в общегор. культ.-мае. мероприятиях, способствуют ее ин теграции в мест, об во. В нач. XXI в., несмотря на рост нац. самосознания, А. остаются неотъемлемой частью многонац. и многоконфес. общности народов и этносов, проживающих в Сибири и на Д. Востоке. Р.Е. Романов АЗИАТСКАЯ ШКОЛА для подготовки переводчи ков с татар., монг. и маньчжур, яз. Основана в Омске в 1789. Одно из 1-х учеб. заведений Омска. В школу принимались дети только казачьего сословия, позднее дети татар и киргизов (казахов), состоявших на гос. службе. В 1830-х гг. в А. ш. обучалось не более 30 чел. В 1836 А. ш. упразднена, учащиеся переведены в Ом ское войсковое казачье училище. Лит.: Сибирская Советская энциклопедия. Новосибирск. 1929. Т. 1. С.Н. Ушакова АЙГУНСКИЙ ДОГОВОР см. Российско китай ские договоры. АЙДАШИНСКАЯ ПЕЩЕРА, расположена в пар ковой зоне Ачинска, в 1,5 км к Ю от пос. Мазульский. Относится к разряду вертик. полостей. С А. п. связа ны многочнел. легенды. Одно из популяр, у мест, насе ления названий —Девичья яма. Как археол. памятник открыта в кон. XIX в. Рыхлые отложения пещеры, со держащие археол. предметы, неоднократно подверга лись несанкционир. раскопкам мест, жителями, впос ледствии по заданию Императорской археол. комиссии П.С. Проскуряковым. Значит, часть предметов, обна руженных в дорев. период, утрачена. Сохранившие ся, порой представляющие собой высокохуд. изделия неоднократно описывались в работах специалистов. В 1974 и последующих годах силами Ин-та истории, филологии и философии СО АН СССР (рук. работ о .И . Молодин) в пещере произведены охранные рас копки переотложенных неоднократ. перекопами рыхлых отложений. В результате получена серия из неск. со тен предметов, относящихся к различ. эпохам и археол. культурам, распространенным в лесостеп. и таеж. зонах Зап. Сибири. Самые ранние предметы можно датиро вать эпохой неолита. Наиболее представит, серии относятся к эпо хе раннего железа, гунно-сармат. времени и средневековью. Среди находок преобладают высокохуд. предметы из бронзы и кости, воо ружение (прежде всего наконечни ки стрел, среди к-рых доминируют костяные удлинен, пропорций). Немало уник, высокохуд. пред метов. По-видимому, на протяже нии неск. тысячелетий (с переры вами) пещера служила в кач ве святилища. Элементами ритуалов являлись помещение в ее вертик. штрек разнообразных предметов и мясной пищи (о чем свидетель ствуют найденные кости живот ных), а также стрельба из лука спец. стрелами в чрево пещеры. Интересно, что пещера использовалась в кач ве святилища представителями как таеж., так и лесостеп. круга культур. Исслед-я пещеры не завершены. Лит.: Молодин В .И ., Бобров В .В., Равнушкин В.Н. Айдашин ская пещера. Новосибирск, 1980; Молодин В .И . Меч Каролингов. Новосибирск, 2006. В. И. Молодин АЙМАК, 1. В тюрк., монг. и отчасти тунгусо маньч. яз первонач. родоплеменное подразделение (род, племя и даже народ); в феод, эпоху —круп, владение, удел, иногда ханство (у монголов). 2. Мест. назв. адм. единиц в Бурятии (уездов , с 1927 — районов) и в Ойротской АО (районов). АЙТЫКИНЫ , тарские купцы 1-й и 2-й гильдий. Основатель династии — потомок ислам, миссионера из Ургенча Дин Али ходжи А. Ярымов, основавший бухар. слободу в Таре. Его дети Нияз (1777—1847) и Кармышак (1800—? ) вошли в тарское купечество, в 1827—28 открыли короткий путь от Омска до Кокан- да. Их наследники торговали в Кяхте, Верном, Пав лодаре, Семипалатинске, производили кожи, стекло, сукно, входили в «Ирбитское пароходство», владели пароходами «Работник» и «Тара», устраивали зимний путь от Ирбита до Томска. Сыновья Нияза, Абдулл- Фаттах (1817—83), Насретдин (1838—94), Рахматулла (1834—1911), в 1856 получили потомств. почет, граж данство (см. Почетные граждане). Абдулл, участник Семипалатинского соглашения об упорядочении торгов ли в Зап. Китае, оставил наследство в 150 тыс. руб., но разделы распылили фамильный капитал. Насретдин знал фарси, араб., нем., фр., англ. яз., собирал кни- Школа для магометанских детей, открытая в Таре купцами Айтыкиными Бляха «личина с косами» эпохи средневековья
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2