Историческая энциклопедия Сибири I

З Е Н З И Н О В 5 9 5 проект предусмотрел орг-цию для каждой из частей Сибири отд. обл. дум, в принципе допуская в будущем создание на пространствах Сибири и Туркестана десят­ ков авт. областей. С 1906 обсуждение вопроса о сиб. 3. связано с деят- тью Сибирской парламентской группы в Гос. думе. В III Думе эта группа решила положить в основу законо­ проекта по данному вопросу положение 1890. На засе­ дании ниж. палаты рос. парламента 19 нояб. 1908 состо­ ялось обсуждение законодат. предложения 101 депутата о необходимости введения в сиб. губерниях и областях земского самоупр-ния. Предложение было одобрено, и кадетская фракция вместе с думской комиссией но мест, самоупр-нию создала спец. подкомиссию под пред. кн. А.Д. Голицына, к рая в течение года занималась под­ работкой законопроекта применительно к земскому по­ ложению 1890, внеся в него лишь изменения, вызван­ ные мест, особенностями Сибири. Они коснулись в осн. избират. системы. Поскольку в регионе отсутствовало поместное дворянство, подкомиссия предложила раз­ делить сиб. избирателей на 2 курии —крестьянскую и частновладельческую. В уезд, земское собрание крест, курия должна была избирать по 1 гласному от волос­ ти. Полный ценз частновладельч. курии давали либо владение землей (80 дес. в Тобольской губ. и 150 — в любой др .), либо владение иной подлежащей земскому обложению недвижимостью, стоящей не менее 7,5 тыс. руб., либо уплата торгово-пром. сборов соотв. размера. Законопроект был вынесен на обсуждение Думы и ею утвержден 30 янв. 1912. Однако 5 мая практически без обсуждения (рассмотрение продолжалось всего неск. минут) Гос. совет отклонил законодат. предложение о земском самоупр-нии в Сибири. Вновь вопрос о 3. поднимается во время Первой ми­ ровой войны. 8 авг. 1915 сиб. парламент, группа собра­ ла под законодат. предложением, в осн. повторявшим отклоненный в 1912 законопроект, 72 подписи. К.-л. практич. шагов по обсуждению предложения Дума не успела предпринять. Однако, в противовес инициативе сиб. парламентариев, Мин-во внутр. дел 22 дек. 1916 выдало свой проект закона о земском самоуправлении в Тобольской и Томской губ. с одновр. выделением из последней Алт айской губ. Он предусматривал вве­ дение земских учреждений только в р-нах массового проживания рус. крест, населения. Предполагалось передать в их ведение, помимо перечисл. в Положе­ нии 1890, вопросы экон. (развитие зернового хоз-ва), транспорт, стр-ва и страхования. Бюджеты 3. должны были формироваться за счет обложения земскими сбо­ рами недвижимого имущества (земля, леса, рыболов, уч-ки) по окладной системе. Избират. права получали: крестьяне; владельцы обложенных сбором на земские повинности казен. земел. уч-ков в размере 300 дес. в Алтайской и Томской губ. и в пределах 475—300 дес. для Тобольской губ.; арендаторы (со сроком аренды не менее 12 лет); священнослужители христиан, исповеда­ ний, гор. жители, имевшие избират. права по выборам органов гор. самоуправления. Переселенцы, освобож­ денные от уплаты земских сборов и налогов, лишались права участвовать в вол. сходах по выборам кандида­ тов в гласные. В целом проект МВД «Об управлении земским хозяйством в губерниях Алтайской, Тоболь­ ской и Томской» носил консерватив. хар-р и в сильно ухудшенном варианте повторял Положение 1890. При этом выборы земских гласных предполагалось провести только во 2-й пол. 1918, а реально собрания и управы могли начать работу не ранее 1919. 17 июня 1917 Временное пр-во приняло закон о введении 3. по всей Сибири на основе всеобщего, тай­ ного и равного избират. права. С авг. началась изби­ рат. кампания но формированию органов земского са­ моупр-ния. Она проходила в острой полит, борьбе на фоне низкой активности населения (общее кол-во при­ нявших участие в выборах по региону не превышало 35%) и сопровождалась многочисл. нарушениями за­ кона о выборах. Орг-ции всех действовавших тогда полит, партий приняли участие в выборах, тем самым поддержав идею создания органов мест, самоупр-ния. До кон. года земские структуры оформились в Том­ ской, частично в Алтайской, Тобольской, Енисейской и Иркутской губ. В парт.-полит, отношении в них пре­ обладали социалисты-революционеры и меньшевики. В компетенцию земских органов входили прод. дело, мед., учеб. и благотворит, учреждения, оказание помощи в развитии торговли, пром-ти и земледелия, раскладка и орг-ция поступления гос. и земских сборов, учет и при­ зыв военнообязанных, борьба с дезертирством, выборы мировых судей, выдача видов на жительство, регистра­ ция сделок и договоров, страхование строений и т. д. По мере укрепления своих позиций земские структуры пытались сосредоточить в своих руках все функции упр- ния в рамках уездов и губерний. После Окт. революции отношение большевист. влас­ ти к 3. не было однозначным. Понимая, что советы не способны взять на себя хоз.-распорядит. функции зем­ ских органов, СНК на первых порах мирился с их су­ ществованием и даже увеличивал финансирование и расширял полномочия. Сиб. 3. негативно отнеслись к захвату власти в Петрограде большевиками, выступив в защиту Учредит, собрания. В процессе советизации происходила ликвидация земских структур. В деревне их зачастую переименовали в советы. После свержения сов. власти в регионе летом 1918 началась реанимация земских органов. Она затянулась до осени, когда стали действовать губ. и уезд, земские управы, в к-рых преобладали социалисты-революци­ онеры. С приходом к власти на востоке России адм. А .В . Колчака формально власть на местах осуществля­ ли органы самоуправления. Реально же вся ее полнота принадлежала управляющим губерний и уездов, к-рые активно вмешивались в деят-ть земских и муницип. ор­ ганов, занимавшихся в осн. решением культ.-просвет, и хоз. проблем. Не обладавшие поддержкой населения, находившиеся в хронич. финанс. кризисе, не имевшие практич. опыта работы, безвластные, но амбициозные 3. во главе с социалистами-революционерами превратились в течение 1919 в паразитарную структуру. Рук-во зем­ ских управ примкнуло к возглавляемой социалистами- революционерами оппозиции колчак, режиму. Так, на базе Иркутской губ. земской управы в кон. 1919 офор­ мился Политцентр. С восстановлением сов. власти ор­ ганы земского самоупр-ния ликвидировались. Лит.: Попов И .И . Проект положения о земских учреждениях в Сибири. Иркутск, 1905; Альтшуллер М .И . Земство в Сибири. Томск, 1916; Мальцева Т.В. Земская «оппозиция» колчаковщине// Из истории интервенции и гражданской войны в Сибири и на Даль­ нем Востоке 1917—1922. Новосибирск, 1985; Организация самоуп­ равления в Тобольской губернии (вторая половина XIX — начало XX в.): Сб. документов и материалов. Тюмень, 1995; Лаврова М .В . Организация областных и уездных земств в Тобольской губернии / / Тюменский ист. сб. Тюмень, 2000. Вып. 4; Шиловский М .В . Про­ ект МВД о введении земского самоуправления в Сибири (декабрь 1916 г.) //П робл емы истории местного управления Сибири XVI— XXI вв. Новосибирск, 2003. Ч. 3. М. В. Шиловский ЗЕНЗИНОВ Владимир Михайлович (29 нояб. 1880, Москва — 20 окт. 1953, Нью-Йорк), полит, и гос. де­ ятель, внук М .А . Зензинова. В 1899 окончил 3-ю моек, гимназию. Учился в Брюссельском, Берлинском, Гей­ дельбергском и Галльском (окончил в 1904) универси­ тетах. Проф. революционер, чл. партии социалистов-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2