Историческая энциклопедия Сибири I
нии крестьян, а преобладающей формой крест. 3. яв лялось подворно-общинное (в 1927 в Сибирском кр. — 93,9%, на Д. Востоке —99,8%). В 1927 в Сибирском кр. в отрубном пользовании находилось 5,2%, в хуторском — 0,5, в коллективном —0,4% крест, земель. В период массовой коллективизации структура 3. радикально изменилась. Сведенное к минимуму едино лич. крест. 3. приобрело участковый хар-р. Единолич никам выделялись индивид, земел. уч-ки вне тер. бывш. общин, к-рые перешли к колхозам , превратившимся в преобладающего землепользователя. Увеличились пло щади, отведенные под совхозы. Появилась новая кате гория 3. — личные приусадебные хозяйства (ЛПХ) колхозников, рабочих и служащих. Начался отвод уч- ков под коллективное огородничество и садоводство. Земли под ЛПХ передавались во вр. пользование и ог раничивались в размерах. С 1939 колхозники получали приусадеб. уч-ки площ. от 0,25 до 1,0 га в зависимости от р-на, рабочие совхозов —до 0,3 га, остальные кате гории проживавших на селе рабочих и служащих —до 0,15 га. Макс. допустимое 3. единоличников составляло 1 га полевого надела и 0,2 га приусадеб. уч-ка. В соотв. с законодат-вом земля колхозам передава лась в бессрочное («вечное») пользование. Фактически гос-во постоянно изменяло границы колхоз. 3. В нач. 1950-х гг. колхозы укрупнялись. Во 2-й пол. 1960-х — 1970-е гг. проводилось их массовое преобразование в совхозы. Уже в 1960-е гг. совхозы являлись осн. поль зователями земель с.-х. назначения в Сибири. В постсов. период монополию гос-ва на землю в Рос сии отменили, а преобладающей формой зем. собствен ности стала частная. Структура 3. изменилась не столь радикально. Осн. пользователями земель с.-х. назначе ния остались круп, и ср. с.-х. предприятия (бывш. кол хозы и совхозы). Новую категорию землепользователей составили крест, (фермер.) хоз-ва. В 2003 в Сибирском федеральном окр. в пользовании с.-х. предприятий, фермеров и личном пользовании граждан находилось соотв. 83,0, 3,4 и 1,3% с.-х. угодий. Лит.: Горюшкин Л .М . Сибирское крестьянство на рубеже ве ков (конец XIX — начало XX). Новосибирск, 1967; Гущин Н .Я . Сибирская деревня на пути к социализму (Социально-экономичес кое развитие сибирской деревни в годы социалистической реконс трукции народного хозяйства. 1926—1937 гг.). Новосибирск, 1973; История крестьянства Сибири в эпоху феодализма. Новосибирск, 1982; Крестьянство Сибири в эпоху капитализма. Новосибирск, 1983; Миненко Н.А. Землепользование государственных крестьян Западной Сибири во второй четверти XIX в. //Земледельческое и промысловое освоение Сибири. XVII —начало XX в. Новосибирск, 1985; Земельный вопрос. М., 1999. Т.С. Мамсик, Г.А. Ноздрин, В.А. Ильиных ЗЕМСКАЯ РАТЬ, см. Дальневосточная армия. ЗЕМСКИЙ ИСПРАВНИК, по «Учреждению о гу берниях Российской империи» (1775) —глава земского суда, т. е. высшего на тер. уезда ( округа ) адм.-полиц. органа, в состав к-рого входили еще неск. заседателей. В Сибири 3. и. не выбирался дворянством, а назначал ся губернатором. По реформе М .М . Сперанского, в т. н. многолюд. округах 3. и. находились в подчинении окр. начальников (до 1867), в малолюд. упр-ние было полностью в их руках. Земский суд и 3. и. отвечали за «охранение общественного спокойствия... порядка и должного властям повиновения», за безопасность насе ления; вели надзор за бродягами, занимались распреде лением ссыльных. В их обязанности входили хоз. дела: «взыскание недоимок», надзор за казен. имуществом, составление ведомостей о посевах и урожаях. Они вели следствия и обыски, приводили в исполнение приговоры и определения, осуществляли «поимку беглых», «суд в маловажных полицейских винах», надзор за тюрьмами и этапами. Наконец, им же полагалось оказывать со действие воен. ведомству (выполнение рекрут, повин ности, расквартирование войск, перевозка грузов). Об шир. круг обязанностей был явно невыполним, поэтому на практике 3. и. и заседатели в осн. вели следствия по уголов. делам (до распространения на Сибирь системы судеб, следователей). Они постоянно находились в по ездках по обшир. сиб. округам, поэтому текущие адм. дела фактически решали секретари земских судов. С 1874 3. и. вошли в состав уезд, (окружного) по крест, делам присутствия. Прекратили существование после Окт. революции. Н.П. Матханова ЗЕМСТВО в Сибири. Положения о губ. и уезд, земских учреждениях 1864, 1890 на Сибирь не рас пространялись вплоть до 1917 из-за неразвитости на ее территории элементов земства (отсутствие поместного дворянства, обширность территории, низкая плотность населения и т. д.). Актив, пропагандист, кампанию по формированию обществ, мнения о необходимости вве дения в регионе органов обществ, самоуправления раз вернула в период, печати мест, интеллигенция во главе с областниками. В 1902 в рамках деят-ти сиб. уезд, и губ. комитетов Особого совещания о нуждах с.-х. пром- ти этот вопрос получил дальнейшее развитие. Результа том стал проект, разработанный гласным Красноярской гор. думы Е.Г. Шольпом. Выступая за трехкуриальное земство, авт. проекта предлагал учредить вол. земские структуры, к-рые должны были заменить существовав шие вол. правления. Первым офиц. заявлением о необ ходимости введения 3. со стороны представителей мест, властных структур можно считать пожелание иркут. генерал-губернатора А .Д . Горемыкина, сформулир. чиновником для особых поручений А.А. Корниловым (впоследствии одним из лидеров конституционно-де мократической партии) и включенное во всеподдан нейший отчет за 1898. В нем высказывалась мысль о том, что сиб. население вполне подготовлено к земской реформе, необходимой прежде всего для улучшения системы упр-ния. В период революции 1905—1907 практич. обсужде ние земского вопроса началось после опубл. рескрипта Николая II иркут. генерал-губернатору гр. П. И. Ку- тайсову от 3 апр. 1905 о необходимости введения 3. на вост. окраинах империи. Членами Юридического об-ва при Томском ун-те во главе с Г.Н. Потаниным разрабатывается «Проект основных начал положения о земских учреждениях в Сибири», предлагавший со здание наряду с губ., уезд, и вол., еще и обл. земского самоуправления, включавшего представителей Тоболь ской, Томской, Енисейской, Иркутской губ., Я к ут ской и Забайкальской об л ., Степного и Приамурско го генерал-губернаторств. Оно наделялось широкими полномочиями (распоряжение всеми землями региона, заведование путями сообщений, обществ, безопасностью и пр.). Осн. источником земских доходов должна была стать собственность самоуправлений на землю, недра и леса, включая надельные земли Алтайского и Нерчин ского окр. Кабинета е. и. в. Неск. позже формулирует ся предложение назвать высш. орган обл. самоупр-ния Сибирской областной думой. Этот документ с нек-ры- ми доработками утверждается в кач-ве «Основных по ложений Сибирского областного союза» на его съезде 28—29 авг. 1905 в Томске. Иркут, областники и либералы, члены мест. «Со юза союзов», в свою очередь, создали спец. комиссию по подготовке альтерн. проекта. По поручению комис сии его окончательно дорабатывал ред. газ. «Восточное обозрение» И .И . Попов. В отличие от томского этот
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2