Историческая энциклопедия Сибири I

Город Зашиверск во второй половине XVIII в. Худ. Л. Воронин в 1668 и 1679. На протяжении XVII—XVIII вв. Заши- верский острог неск. раз перестраивался; по плану 1798 укрепления имели форму прямоугольника, в сев. стене вырублена аманатская изба, казен. амбары, в юж. сте­ ну врублены церковь и колокольня. В 1700 сооружена Спасо-Зашиверская церковь —центр распространения православия на сев.-востоке России. Первоначально рус. население состояло из неск. казаков, приказчика и 2—3 пром. людей. В кон. XVII в. проживало 11—13 служилых людей] в 1740 в 3. насчитывалось 10 дворов и неск. балаганов (временных жилищ); рус. населе­ ние состояло из 62 крестьян, 33 купцов и 99 мещан. В 1783 3. стал уезд, городом, центром Зашиверского у., к-рому подчинялась огромная тер. бас. низовьев р. Ле­ ны и Верхоянского хр. В городе служил земский ис­ правник, действовали земский суд, городская ратуша и т. д. Число жителей, приписанных к 3 ., доходило до 500 чел. В 1788 зашиверский исправник И. Баннер провел переговоры с чукчами, в результате принявшими рос. подданство. Находясь на перекрестке водных путей по р. Индигирке, откуда плавали до Сев. Ледовитого океана и затем до Чукотки, 3. сыграл большую роль в освоении Заполярья и сев. пути. Отсюда отправлялись экспедиции М .В . Стадухина, С.И. Дежнева, Г.А. Са- рычева , Ф .П . В ран геля и др. 3 . был основан как воен.-адм. центр для сбора ясака. Со временем раз­ вилось ремесл. произв-во: шитье меховых одежд, кос­ торезное искусство. В XVIII в. ежегодно в дек.—янв. в 3. проводилась ярмарка рус. и абориген, населения Индигирки, Алазеи и Колымы. В результате хищничес­ кой охоты сократилось поступление ценной пушнины; 3. стал утрачивать адм. и экон. значение. В 1803 по указу о сокращении кол-ва уездов и штатных городов Сибирского кр. адм. учреждения 3. были перенесены в Верхоянск. После ряда эпидемий оспы и кори 1812—83 3. обезлюдел. В нач. 1970-х гг. Спасо-Зашиверская цер­ ковь как последняя сохранившаяся шатровая деревян. церковь, единств, памятник старинной рус. архитекту­ ры от Урала до Тихого океана, разобрана и перевезе­ на в Новосибирск по инициативе акад. А .П . Окладникова. Герб 3. утвержден в 1790 вместе с др. гербами Иркутского наместничества: в верх, части щита герб Иркутска, в ниж. части на черном фоне золотая лисица «в знак того, что жители сей округи ловлею сих зверей промыш­ ляют». Лит.: История Якутской АССР: В 3 т. М., 1963; Окладни­ ков А .П ., Гоголев З .В ., Ащепков Е.А. Древний Зашиверск. Древ нерусский заполярный город. М., 1977; Захарова А .А . Исчезнув­ ший город //Я к ути я . 2000. 18 февр. Е.П. Аптонов, Д.В. Раев, Д.Я. Резун ЗАЯЕВ (Заягийн) Дамба Даржа (1711, дол. Ша- рагол, мести. Нарин Хундуй Иркутского воеводства — 1776, Цонгольский дацан), 1-й пандито хамбо-лама. С 1734 в теч. 7 лет обучался в Гоман дацане в Тибете. Принял монашеские обеты гецула от Панчен-ламы Лоп- сан Еше, гелонга —от VII Далай-ламы Галсан Лопсан Жамцо. После завершения учебы получил учен, бого­ слов. степень габжа, от Далай-ламы —титул «Номуун хан» («Царь Учения», санскр: «Дхарма раджа»), т. е. имеющий право давать посвящения ламам и мирянам, проповедовать Учение и распространять буддизм в своей стране. В 1741 возвращается в Бурятию, в 1757 становится ширетуем (настоятелем) Цонгольского (Хи- лгантуйского) дацана. В 1764 указом Пограничной канцелярии утвержден в должности пандито хамбо- ламы забайкал. буддистов (1764—76), главного над всеми ширетуями селенгин. дацанов. В 1767 вошел в состав комиссии, созванной Екатериной II для разра­ ботки нового религ. уложения. В 1775 принимает уча­ стие в составлении Селенгинского уложения, одного из 1-х документов обыч. права ясач. народностей. В пе­ риод правления 3. построены 10 больших и 6 малых дацанов. Самый большой —резиденция хамбо-ламы — Цонгольский дацан «Балдан Брайбун», названный в честь изв. тибет. монастыря. Лит.: Ухтомский Э. Из области ламаизма. К походу англичан в Тибет. СПб., 1904; Ламаизм в Бурятии XVIII — начала XX в. Новосибирск, 1983; Бурятские летописи. Улан-Удэ, 1995; Чимит- доржиев Ш .Б ., Ванникова Ц .П . Первый бурятский хамбо-лама Дамба-Даржа Заягийн (Заяев) //Выдающиеся бурятские деятели. Улан-Удэ, 2004. Вып. 5; Чимитдоржин Г.Г. Институт Пандидо Хамбо Лам. Улан-Удэ, 2004. С.Ю. Лепехов ЗВЕРЕВ Владимир Александрович (р. 21 февр. 1949, с. Верхне-Федоровка Красноярского кр .), ис­ торик, д-р ист. наук (1993), проф. (1994). Окончил Новосибирский гос. педагогический ин-т (1972). Препода­ ватель каф. истории СССР, отеч. ис­ тории в НГПИ (затем НГПУ) с 1976. Проф. кафедры (1992), зам. зав. ка­ федрой (1993). Пред. Сибирской и Дальневосточной секции учеб.-метод, совета по истории высш. пед. учеб. за­ ведений России по общим проблемам пед. образования (1994—96). Специалист по соц. истории, ист. демографии и этнографии Сибири 2-й пол. XIX — 1-й трети XX в., теории и методике ист. образования. Один из авторов концепции и содержания регион, компонента образования для общеобразоват. учреждений Сибирско­ го региона —учеб.-метод, комплекса «Сибирь: 400 лет в составе России». Засл. работник высшей школы РФ (2006).

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2