Историческая энциклопедия Сибири I

путем и самым кровавым образом. По данным пред. Сибревкома И .Н . Смирнова, к 12 марта 1921 толь­ ко в Ишимском и Петропавловском у. было убито ок. 22 тыс. повстанцев. Полит, методы для ликвидации мятежа стали использоваться властями лишь с июля 1921 и применялись еще не слишком активно. Вопре­ ки решениям X съезда РКП(б) о новой прод. полити­ ке, В.И. Ленин потребовал вывезти весь имевшийся на ссыпных пунктах Ишимского и Ялуторовского у. хлеб и семена в центр, р-ны страны. В результате население этих уездов не только не почувствовало благотворных результатов новой экономической политики, а, наобо­ рот, оказалось обречено на голод. Все руководители мятежа были сразу же уничтожены или лишены свобо­ ды, а рядовые участники взяты на учет органами ВЧК и милиции. В 1920-е гг. они подвергались судеб, пре­ следованиям, лишались права участвовать в выборах органов сов. власти, в ходе массовой коллективиза­ ции стали первыми претендентами на раскулачивание и высылку. Во время «Большого террора» ок. 6 тыс. из них подверглись репрессиям. Лит.: З а Советы без коммунистов. Крестьянское восстание в Тюменской губ. 1921: Сб. документов. Новосибирск, 2000; Сибир­ ская Вандея. Документы. М., 2001. Т. 2; Шишкин В .И . Западно- Сибирский мятеж 1921 года: историография вопроса //Г р аж д ан ­ ская война на востоке России: проблемы истории: Межвуз. сб. на­ уч. тр. Новосибирск, 2001. В. И. Шишкин ЗАПАДНО СИБИРСКИЙ УЧЕБНЫЙ ОКРУГ, адм. единица, в рамках к-рой осуществлялось упр-ние учеб. заведениями Мин-ва народ, просвещения (МНП) от нач. училищ до вузов. Указом от 24 янв. 1803 на тер. Рос. империи образовано 6 учеб. окр. К 1917 их стало 13. З.-С. у. о. образован по Высочайше утверж­ денному указу от 12 марта 1885 и включал Тобольскую, Томскую губ ., Акмолинскую , Семипалатинскую и Семиреченскую обл. (последняя в 1898 вошла в состав Туркестанского генерал-губернаторства). В соотв. с «Положением об учебных округах» от 25 июня 1835 и уставами учеб. заведений все права и обязанности по упр-нию учеб. заведениями нахо­ дились в руках попечителя учеб. окр. За время фун­ кционирования З .-С . у. о. сменилось 4 попечителя: В.М. Флоринский (1885—89), Л .И . Лаврентьев (1889— 1914), А.Ф. Фон-Гефтман (1914—15), Н.И . Тихомиров (1915—18). Ближайшими помощниками попечителя яв­ лялись окр. инспекторы. Эта должность учреждена 24 дек. 1863 взамен должности инспектора казен. учи­ лищ. По штату 1885 для З.-С. у. о. полагалось 2 штат, ед., однако в связи с возрастающей нагрузкой указом от 1 июля 1908 введена доп. ставка. Круг обязаннос­ тей окр. инспекторов определялся Положением 1859 и сводился к инспекции учеб. и хоз. деят-ти ср. учеб. заведений. При попечителе З.-С. у. о. на основании «Положе­ ния о советах при попечителях учебных округов» от 20 марта 1860 образован попечительский совет, к-рый конт­ ролировал ход решения вопросов адм. и учеб. хар-ра. В решении учеб. проблем важную роль играл уни­ верситет. совет, состоявший из ректора и профессоров Томского ун-та. Совет собирался по мере необходи­ мости под пред. попечителя учеб. округа. В его ком­ петенцию входили вопросы, касавшиеся обсуждения и утверждения учеб. программ для учеб. заведений всех уровней, и аттестация учителей. Важная роль в контроле над учеб. процессом в ок­ руге принадлежала директорам и инспекторам народ, училищ. Первые попытки введения инспектор, единиц относятся к моменту учреждения З.-С . у. о. С 1 июля 1885 в Семипалатинской и Акмолинской обл. для над­ зора за низш. училищами введено по 1 должности ин­ спектора народ, училищ. На основании пост. Гос. совета от 6 дек. 1899 учреж­ дены дирекции народ, училищ в Тобольской и Томской губ., 7 янв. 1902 —дирекция народ, училищ в Акмолин­ ской и Семипалатинской обл. В соотв. с распоряжением Гос. совета от 25 мая 1874 в распоряжении директора народ, училищ находились все низшие учеб. заведения: уезд., гор., нач. народ, училища. Для непосредств. контроля над деят-тью учеб. части при директоре народ, училищ с 1 янв. 1900 формиро­ вался институт инспекторов народ, училищ, состоящий из 5 штат, ед.: 3 для Тобольской и 2 для Томской губ. В 1906 число инспекторов народ, училищ увеличено: в Тобольской губ. —с 3 до 5, в Томской —с 2 до 4, в Акмолинской обл. —с 1 до 3 и в Семипалатинской —с 1 до 2. Инспектор мог увольнять учителей в случае их проф. несоответствия, контролировал ход учеб. процес­ са и отчитывался перед училищным советом. При директоре народ, училища создавался училищ­ ный совет, состоявший из пред. в лице директора, пред­ ставителя епархиального упр-ния и мин-в, учеб. заведе­ ния к-рых находились в ведении дирекции. Училищный совет рассматривал отчеты инспекторов народ, училищ, готовил отчеты для Мин-ва народ, просвещения, решал текущие вопросы (открытие и закрытие учеб. заведе­ ний, обеспечение учеб. принадлежностями, назначение и увольнение учителей, рассмотрение жалоб и т. д.). В 1913 Гос. думой рассмотрен законопроект, к-рый предусматривал расширение З.-С . у. о. за счет вклю­ чения в его состав Енисейской губ. и Тургайской обл. и увеличение штата окр. упр-ния (введение доп. ставки пом. попечителя и окр. инспектора). Однако этот про­ ект не был реализован. Декретом СНК от 26 июня 1918 «Об организации дела народного образования в Российской республике» упр-ние образованием на местах передавалось отделам народ, образования, создаваемым при исполкомах обл., губ., уезд, и вол. советов раб. и крест, депутатов. Лит.: Краткий обзор деятельности Западно-Сибирского учеб­ ного округа за первое двадцатипятилетие его существования. 1885— 1910 гг. Томск, 1910; Блинов А .В . Организация и развитие Запад­ но-Сибирского учебного округа (1885—1918) / / Актуальные вопросы Истории Сибири. Матер. Всерос. конф. Третьи науч. чтения памяти проф. А.П. Бородавкина. Барнаул, 2002; Он же. Развитие Запад­ но-Сибирского учебного округа (1885—1918 гг.) //О бра зов ани е в Сибири: актуальные проблемы истории и современности. Матер. III Всерос. науч. конф. Томск, 2004. Т. 2. А.В. Блинов ЗАПАДНО-СИБИРСКИЙ ФИЛИАЛ АКАДЕ МИИ НАУК СССР (ЗСФ АН СССР). Организован в 1943 в Новосибирске и стал 1-м стационар, подразде­ лением АН СССР на тер. Сиб. региона. На ЗСФ воз­ лагались задачи изучения природ, ресурсов Зап. Сиби­ ри и содействия их вовлечению в народно-хоз. оборот, а также внедрения в практику новейших достижений науки и техники. Для выполнения этих задач филиал был призван вести н.-и. работу, координируя ее с уч­ реждениями др. ведомств, в т. ч. с центр, институтами АН СССР. В сферу науч. компетенции ЗСФ входила тер. совр. Алтайского и Красноярского к р ., Кемеров­ ской, Новосибирской, Омской, Томской и Тюменской обл. Филиал представлял собой комплекс, учреждение с регион, ориентацией исслед-й. Большой вклад в орг- цию и развитие ЗСФ внесли акад. А .А . Скочинский (пред. Президиума с 1944 по 1951) и чл.-кор. АН СССР Т .Ф . Горбачев (пред. Президиума с 1954 по 1959). Становление ЗСФ проходило в трудных условиях воен. лет, острого дефицита финансирования, служеб. и жилых помещений, лаборатор. оборудования, науч. лит. Гл. источником формирования кадр, потенциала

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2