Историческая энциклопедия Сибири I
ской магистрали в 1892 и была принята в эксплуата цию в 1896. Одновременно строилась Средне-Сибирс- кая ж. д. (Обь—Иркутск, более 1,8 тыс. км). После ее завершения все участки от Челябинска до Иркутска оказались объединены в Сибирскую ж. д. (с упр-нием в Томске ). С 1915 ее разделили на Омскую и Томскую дороги. После ряда адм. преобразований сов. времени, связанных с обособлением Восточно-Сибирской и Крас ноярской дорог, в 1961 Омская и Томская ж. д. вновь объединились под именем Западно-Сибирской (с упр- нием в Новосибирске). Первоначально стр-во дороги, ради скорейшего от крытия сообщения, велось по облегченным техн. стан дартам. Пропускная способность составляла 3,5 пары поездов в сутки, скорость товар, поезда 12—14 верст в час, пассажирского — 20 верст в час. В 1904—08 был проложен 2-й путь. Одновременно 18-фунтовые рель сы заменили на 20-фунтовые, а деревян. мосты — на каменные. К 1915 пропускная способность дороги вы росла до 20 пар поездов в сутки. В эти же годы сила ми частн. капитала началось стр-во ответвлений на юг от Транссиба. Алтай подключился к магистрали за счет Алтайской и Кулундинской ж. дорог, Кузбасс —Коль- чугинской, юг Вост. Сибири —Ачинско-Минусинской ж. д. После революции акцион. об-ва были национа лизированы, развитие ж.-д. сети на этих направлениях продолжилось. В 1930-х гг. начался перевод ж. дорог на электр. тягу. Первой в Сибири была электрифицирова на линия Белово—Новокузнецк (1937); к кон. 1970-х гг. электрификация в осн. завершилась. История дороги богата замечат. традициями и на чинаниями. Известна инициатива мастера вагонного депо ст. Инская Ф .С . Лыкова, к-рый в кон. 1930-х гг. предложил проводить безотцепочный ремонт вагонов, что позволило значит, сократить их простой на станци ях. В годы Великой Отечественной войны железно дорожники, кроме перевозок, формировали спец. соста вы для фронта, строили бронепоезда, организовывали фронт, боевые бригады. Машинист локомотив, депо ст. Новосибирск Н.А . Л унин , предложил проводить текущий профилактич. ремонт локомотивов, что в 3—4 раза сократило время их вынужденных простоев, на 20—40% увеличило межремонтный пробег (см. Лунин- ское движение). В 1959 локомотивные бригады депо станций Барабинск и Московка впервые в ж.-д. сети СССР предложили ввести эксплуатацию локомотивов на удлиненных тяговых плечах с обслуживанием их из единого центра. В результате полезная работа ло комотивов увеличилась на 20—25%. В Новосибирском отд-нии дороги поездные диспетчеры так организовали эксплуатац. работу ж.-д. служб дороги, что это дало значит, экономию вагоно-часов на всех этапах перево зок. Производительность вагонов увеличилась на 25%. Во мн. вагонных депо дороги внедрен индустриально поточный метод ремонта вагонов, в результате простой последних на ремонте сократился на 40%. Большой экон. эффект дало внедрение инициативы работни ков сортировочной горки ст. Инская, предложивших экономить время на каждой производств, операции. Известен опыт работы Барабинского отд-ния дороги, обеспечившей высокую эффективность использования локомотивов. Мн. работники дороги награждались пра вит. наградами, неоднократно высоко оценивался труд коллектива в целом. За выдающиеся заслуги 25 зап.- сиб. железнодорожников удостоены звания Героя Со циалистического Труда. Развитие З.-С. ж. д. в нач. XXI в. обусловлено важ нейшими задачами, поставленными перед ж. дорогами страны: повышение пропускной способности ж.-д. сети и создание более комфорт, условий для пассажиров. Появились электропоезда повышенной комфорт ности межобл. и межгос. сообщения, пассажиры к-рых имеют возможность выбирать вагон 1-го, 2-го или 3-го класса. В целях повышения скорости движения начат перевод дороги на бесстыковой путь. Для увеличения провозной способности разработана технология пропус ка поездов весом 9 тыс. т. Благоприят. условия созда ло возобновление роста угледобычи в Кузбассе. Мест, предприятия обеспечивают львиную долю грузопере возок Западно-Сибирской магистрали: в общем объеме погрузки более 70% приходится на камен. уголь. Занимая по протяженности менее 7 % сети дорог страны, З.-С. ж. д. в 2006 обеспечила св. 20% обще сетевой погрузки и 8-ю часть сетевого грузооборота. Среди всех подразделений ОАО «Российские железные дороги» Западно-Сибирская магистраль демонстрирова ла самые высокие участковую скорость, ср. вес поезда, среднесуточную производительность вагона и локомо тива и производительность труда при самой низкой се бестоимости перевозок. Лит.: Вековой путь на службе отечеству. Страницы истории Западно-Сибирской железной дороги. Новосибирск, 2001; Большая энциклопедия транспорта. М., 2003. Т. 4. А. И. Тимошенко ЗАПАДНО СИБИРСКАЯ КРЕСТЬЯНСКАЯ КРАСНАЯ АРМИЯ (ЗСККА ), иррегулярное опер.- тактич. соединение, созданное партизанами Степ. Ал тая в ходе вооруж. борьбы против колчак, режима. Организована в соотв. с решением команд, состава Се верного (команд. И .В . Громов) и Южного (команд. Е .М . Мамонтов) партизан, фронтов Алтайской губ. от 7 окт. 1919. Первоначально состояла из одного 3-го корпуса, разделенного на 2 дивизии. Команд, армией являлся Е.М. Мамонтов, командиром корпуса —И.В. Громов, нач. штаба корпуса —бывш. казачий офицер беспартий ный Я.П. Жигалин (В.П. Бурцев), пом. нач. штаба — большевик И.П. Маздрин, полит, комиссаром армии — беспартийный Романов (Богатырев), командиром 1-й ди визии —беспартийный В.И. Коновалов, 2-й дивизии — большевик И.А. Львов-Иванов. С созданием ЗСККА все партизан, отряды обоих фронтов были преобразованы в 8 полков: 1-й Алейский (командир П.Ф . Тибекин, с 9 окт. — Н.Н . Кожин, с 22 окт. —Ф .И . Архипов), 2-й Славгородский (коман дир А. Шумейко, затем —Ф.Г. Гужов и Н.Л. Орленко), 3-й Бутырский (командир Н.И. Каширов), 4-й Семи палатинский (командир М.В. Козырь, с 12 нояб. — А.К. Назаров), 5-й Степной (командир И.А. Киц, с 12 окт. —Н.С. Чеканов), 6-й Кулундинский (командир П.К. Голиков, с 5 нояб. —С.Т. Шевченко), 7-й Красных орлов (командир Ф .Е . Колядо, с 19 нояб. —А.А. Не- борак) и 8-й Бурлинский (командир Н.Т. Попов, со 2 нояб. —М.Д. Чулков). Они контролировали большую часть Славгородского у., юж. часть Каменского у и неск. волостей на западе Барнаульского у. В нач. окт. 1919 общая числ. ЗСККА составляла примерно 10 тыс. чел., ок. трети из к-рых были воору жены разнокалиберными винтовками, остальные —дро бовиками и холод, оружием, гл. обр. пиками. Кроме того, у партизан имелось ок. 15 пулеметов. Низш. ко манд. состав до командира роты включительно избирал ся, высший —назначался. Дисциплина, базировавшаяся преим. на ненависти к колчак, режиму, оставалась низ кой. Пьянство, мародерство, дезертирство, невыполне ние приказов, в т. ч. боевых, были нередким явлени ем. Борьбу с этими недостатками вели команд, состав, полковые советы и полковые товарищеские суды, дейст вовавшие подчас достаточно решительно и даже жес токо. Большевики пытались наладить среди партизан
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2