Историческая энциклопедия Сибири I
разовали в автономные. Более радикально положение нац. адм.-тер. образований региона изменилось в 1991. Все они стали субъектами РФ . Бурятская, Тувинская и Якутская АССР, Горно-Алтайская и Хакасская АО, помимо этого, преобразованы в республики в составе РФ (см. Бурятия , Тыва, Саха ( Я к ут и я ), Алтай , Х а касия). В 2000 в РФ образованы федеральные округа, в т. ч. Уральский , Сибирский и Дальневосточный. В нач. XXI в. сохранение за рядом бывш. авт. окр. ста туса самостоят. субъектов Федерации признано неце лесообразным. В апр. 2005 в Красноярском кр., Тай мырском и Эвенкийском авт. окр. прошел референдум, положительно решивший вопрос об их объединении в единый Красноярский кр. Аналог, решения были при няты на референдумах, прошедших в окт. 2005 в Кам чатской обл. и Корякском авт. окр.; в апр. 2006 в Ир кутской обл. и Усть-Ордынском Бурятском авт. окр.; в марте 2007 в Читинской обл. и Агинском Бурятском авт. окр. В в результате объединения образованы новые субъекты РФ — Камчатский кр. (июль 2007), Забай кальский кр. (март 2008). Лит.: А зиатская Россия. Т. 1. СПб., 1914; Губернии и уезды РСФСР поданным к 1-му дек. 1920 г. М., 1920; Административ ные деления СССР по данным к 15 мая 1923 года. М., 1923; Адми нистративное деление СССР по данным на 1 мая 1924 года. М., 1924; Административно-территориальное деление Союза ССР и список важнейших населенных пунктов. М., 1929; Админист ративно-территориальное деление Союза ССР. М., 1931; Адми нистративно-территориальное деление Союза ССР. М ., 1934; Административно-территориальное деление союзных республик на 1 марта 1937 г. М., 1937; РСФ СР . Административно-террито риальное деление на 1 апреля 1940 года. М., 1940; РСФ С Р . Адми нистративно-территориальное деление на 1 июля 1945 г. М., 1945; Р СФ С Р . Административно-территориальное деление на 1 октября 1950 г. М., 1950; РСФ С Р . Административно-территориальное де ление на 1 июля 1960 г. М., 1960; Административно-территори альное деление Сибири (август 1920 г. — июль 1930 г.), Западной Сибири (июль 1930 г. —сентябрь 1937 г.), Новосибирской области (с сентября 1937 г.): Справочник. Новосибирск, 1966; РСФ СР . Административно-территориальное деление на 1 января 1964 г. М., 1964; РСФ С Р . Административно-территориальное деление на 1 января 1972 г. М., 1972; Сафронов Ф .Г . Русские на Северо-Вос- токе Азии в XVII —середине XIX в. Управление, служилые люди, крестьяне, городское население. М., 1978; Быконя Г .Ф . Русское неподатное население Восточной Сибири в XVIII — начале XIX вв. Формирование военно-бюрократического дворянства. Красно ярск, 1985; РСФСР . Административно-территориальное деление на 1 января 1986 г. М., 1986; Александров В .А ., Покровский Н .Н . Власть и общество. Сибирь в XVII в. Новосибирск, 1991; Рем- нев А .В . Самодержавие и Сибирь. Административная политика в первой половине XIX в. Омск, 1995; Он же. Самодержавие и Си бирь. Административная политика второй половины XIX — нача ла XX веков. Омск, 1997; Население Западной Сибири в XX в. Новосибирск, 1997; Вершинин Е .В . Воеводское управление в Си бири (XVII век). Екатеринбург, 1998; Акишин М .О . Полицейское государство и сибирское общество. Эпоха Петра Великого. Новоси бирск, 1996; Он же. Российский абсолютизм и управление Сибири XVIII века: структура и состав государственного аппарата. М.; Но восибирск, 2003; Власть в Сибири XVI — начала XX века: Меж- архивный справ. Новосибирск, 2002; Административно-террито риальное устройство России: история и современность. М., 2003; З у б ков К .И ., Побережников И .В . Реформы административно-террито риального устройства восточных регионов России (XV III—XX вв.). Екатеринбург, 2003; Губернии Российской империи: история и ру ководители 1708-1917. М., 2003. А. С. Зуев, Г.А. Ноздрин, Н.П. Матханова, В.А. Ильиных АДМИНИСТРАТИВНЫЙ СОВЕТ ВРЕМЕННОГО СИБИРСКОГО ПРАВИТЕЛЬСТВА (АС ВСП), орган гос. власти. Учрежден пост. Временного Сибирского пр-ва от 24 авг. 1918 для содействия Совету министров ВСП (СМ ВСП) в делах упр-ния. Состав, права, обязан ности и порядок работы АС регулировались особым «По ложением об Административном совете», дополненным и уточненным последующими постановлениями СМ. АС ВСП состоял из пред., к-рым 27 авг. 1918 СМ на значил министра снабжения ВСП И .И . Серебреннико ва, управляющих мин-вами, товарищей министров и уп равляющего делами СМ. АС в целом, а также его пред. имели право в случае необходимости приглашать на за седания АС с правом совещат. голоса губ. комиссаров, со трудников аппарата пр-ва и сведущих лиц. Пост. СМ от 8 сент. 1918 АС предоставлялось право в случае отсутс твия председателя заменять его одним из своих членов по избранию самого АС. 10 сент. 1918 по предложению И.И. Серебренникова АС возложил исполнение обязан ностей пред. АС на министра финансов ВСП И.А. М и хайлова. 14 сент. 1918 АС официально избрал И.А. Ми хайлова исполняющим обязанности председателя. АС имел право предварительно обсуждать вопросы, представляемые на рассмотрение СМ; дела, общие для всех мин-в или касающиеся неск. мин-в; мероприятия в области продовольствия и пром-ти, имеющие обще- гос. значение; штаты служащих мин-в и кандидатуры на важнейшие адм. должности; уставы акцион. компа ний, отличающиеся от нормального устава; дела о про изводимых отд. ведомствами иностр. заказах; списки должностей на гос. гражд. и обществ, службе, занятие к-рых освобождало от призыва из запаса в действую щую армию; др. дела, переданные СМ в АС для пред варит. рассмотрения. По результатам обсуждения этих вопросов АС должен был подготавливать для внесения в СМ ВСП проекты постановлений и распоряжений СМ, сметы доходов и расходов. Кроме того, АС был обязан давать свои заключения о докладах и отчетах начальников отд. ведомств о со стоянии и общем направлении дел в этих ведомствах; о докладах и представлениях, с к-рыми отд. члены АС по вопросам, превышавшим их полномочия, намерены бы ли войти в СМ ВСП; по отчетам губ. и обл. комиссаров о состоянии дел на подведомств. им территориях. 7 сент. 1918 в связи с предстоявшим отъездом из Ом ска большинства членов СМ ВСП АС внес представле ние о расширении его полномочий на все это время, в тот же день утвержденное СМ. АС дополнительно полу чил право разрешать собств. властью след, дела, подле жащие ведению СМ: об отпуске кредитов; по продоволь ствию, снабжению, пром-ти и с. х.; по налог, обложе нию; относящиеся к текущей деят-ти мин-в, в пределах действующих узаконений. Кроме того, АС получил пра во разрешить собств. властью все дела, поступившие на рассмотрение СМ и до того времени не рассмотренные, а пред. АС было дано право вносить на окончат, раз решение АС и иные дела, не терпящие отлагательства. Решения АС по рассмотренным делам должны были из лагаться в форме его постановлений и публиковаться в «Собрании узаконений и распоряжений» ВСП за под писью пред. АС, управляющего соотв. ведомством или его заместителя и скрепою секретаря АС. 8 сент. 1918 СМ предоставил АС на время отсут ствия большинства членов ВСП все полномочия СМ, принадлежавшие ему в отношении Сибирской област ной думы, в т. ч. право перерыва ее работ или роспус ка. 3 окт. 1918 по представлению упр-ния делами СМ АС получил право присваивать засл. деятелям Сиби ри звание почетного гражданина Сибири. В результате АС, изначально задумывавшийся как Совет управляю щих ведомствами, получил на время отсутствия в Омске большинства членов СМ ВСП объем прав и полномо чий, близкий к объему прав и полномочий самого СМ. Официально АС стал функционировать 3 сент. 1918, завершил свою деят-ть 3 нояб. 1918. Состоялось 39 его заседаний, на к-рых было рассмотрено 339 вопросов. В связи с тем, что СМ ВСП с 9 сент. до 19 окт. 1918 не функционировал, АС в течение этого времени являлся гл. законодат., распорядит. и исполнит, органом власти на всей подконтрольной ВСП территории.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2