Историческая энциклопедия Сибири I

разовали в автономные. Более радикально положение нац. адм.-тер. образований региона изменилось в 1991. Все они стали субъектами РФ . Бурятская, Тувинская и Якутская АССР, Горно-Алтайская и Хакасская АО, помимо этого, преобразованы в республики в составе РФ (см. Бурятия , Тыва, Саха ( Я к ут и я ), Алтай , Х а ­ касия). В 2000 в РФ образованы федеральные округа, в т. ч. Уральский , Сибирский и Дальневосточный. В нач. XXI в. сохранение за рядом бывш. авт. окр. ста­ туса самостоят. субъектов Федерации признано неце­ лесообразным. В апр. 2005 в Красноярском кр., Тай­ мырском и Эвенкийском авт. окр. прошел референдум, положительно решивший вопрос об их объединении в единый Красноярский кр. Аналог, решения были при­ няты на референдумах, прошедших в окт. 2005 в Кам­ чатской обл. и Корякском авт. окр.; в апр. 2006 в Ир­ кутской обл. и Усть-Ордынском Бурятском авт. окр.; в марте 2007 в Читинской обл. и Агинском Бурятском авт. окр. В в результате объединения образованы новые субъекты РФ — Камчатский кр. (июль 2007), Забай ­ кальский кр. (март 2008). Лит.: А зиатская Россия. Т. 1. СПб., 1914; Губернии и уезды РСФСР поданным к 1-му дек. 1920 г. М., 1920; Административ­ ные деления СССР по данным к 15 мая 1923 года. М., 1923; Адми­ нистративное деление СССР по данным на 1 мая 1924 года. М., 1924; Административно-территориальное деление Союза ССР и список важнейших населенных пунктов. М., 1929; Админист­ ративно-территориальное деление Союза ССР. М., 1931; Адми­ нистративно-территориальное деление Союза ССР. М ., 1934; Административно-территориальное деление союзных республик на 1 марта 1937 г. М., 1937; РСФ СР . Административно-террито­ риальное деление на 1 апреля 1940 года. М., 1940; РСФ С Р . Адми­ нистративно-территориальное деление на 1 июля 1945 г. М., 1945; Р СФ С Р . Административно-территориальное деление на 1 октября 1950 г. М., 1950; РСФ С Р . Административно-территориальное де­ ление на 1 июля 1960 г. М., 1960; Административно-территори­ альное деление Сибири (август 1920 г. — июль 1930 г.), Западной Сибири (июль 1930 г. —сентябрь 1937 г.), Новосибирской области (с сентября 1937 г.): Справочник. Новосибирск, 1966; РСФ СР . Административно-территориальное деление на 1 января 1964 г. М., 1964; РСФ С Р . Административно-территориальное деление на 1 января 1972 г. М., 1972; Сафронов Ф .Г . Русские на Северо-Вос- токе Азии в XVII —середине XIX в. Управление, служилые люди, крестьяне, городское население. М., 1978; Быконя Г .Ф . Русское неподатное население Восточной Сибири в XVIII — начале XIX вв. Формирование военно-бюрократического дворянства. Красно­ ярск, 1985; РСФСР . Административно-территориальное деление на 1 января 1986 г. М., 1986; Александров В .А ., Покровский Н .Н . Власть и общество. Сибирь в XVII в. Новосибирск, 1991; Рем- нев А .В . Самодержавие и Сибирь. Административная политика в первой половине XIX в. Омск, 1995; Он же. Самодержавие и Си­ бирь. Административная политика второй половины XIX — нача­ ла XX веков. Омск, 1997; Население Западной Сибири в XX в. Новосибирск, 1997; Вершинин Е .В . Воеводское управление в Си­ бири (XVII век). Екатеринбург, 1998; Акишин М .О . Полицейское государство и сибирское общество. Эпоха Петра Великого. Новоси­ бирск, 1996; Он же. Российский абсолютизм и управление Сибири XVIII века: структура и состав государственного аппарата. М.; Но восибирск, 2003; Власть в Сибири XVI — начала XX века: Меж- архивный справ. Новосибирск, 2002; Административно-террито­ риальное устройство России: история и современность. М., 2003; З у б ­ ков К .И ., Побережников И .В . Реформы административно-террито­ риального устройства восточных регионов России (XV III—XX вв.). Екатеринбург, 2003; Губернии Российской империи: история и ру­ ководители 1708-1917. М., 2003. А. С. Зуев, Г.А. Ноздрин, Н.П. Матханова, В.А. Ильиных АДМИНИСТРАТИВНЫЙ СОВЕТ ВРЕМЕННОГО СИБИРСКОГО ПРАВИТЕЛЬСТВА (АС ВСП), орган гос. власти. Учрежден пост. Временного Сибирского пр-ва от 24 авг. 1918 для содействия Совету министров ВСП (СМ ВСП) в делах упр-ния. Состав, права, обязан­ ности и порядок работы АС регулировались особым «По­ ложением об Административном совете», дополненным и уточненным последующими постановлениями СМ. АС ВСП состоял из пред., к-рым 27 авг. 1918 СМ на­ значил министра снабжения ВСП И .И . Серебреннико­ ва, управляющих мин-вами, товарищей министров и уп­ равляющего делами СМ. АС в целом, а также его пред. имели право в случае необходимости приглашать на за­ седания АС с правом совещат. голоса губ. комиссаров, со­ трудников аппарата пр-ва и сведущих лиц. Пост. СМ от 8 сент. 1918 АС предоставлялось право в случае отсутс­ твия председателя заменять его одним из своих членов по избранию самого АС. 10 сент. 1918 по предложению И.И. Серебренникова АС возложил исполнение обязан­ ностей пред. АС на министра финансов ВСП И.А. М и ­ хайлова. 14 сент. 1918 АС официально избрал И.А. Ми­ хайлова исполняющим обязанности председателя. АС имел право предварительно обсуждать вопросы, представляемые на рассмотрение СМ; дела, общие для всех мин-в или касающиеся неск. мин-в; мероприятия в области продовольствия и пром-ти, имеющие обще- гос. значение; штаты служащих мин-в и кандидатуры на важнейшие адм. должности; уставы акцион. компа­ ний, отличающиеся от нормального устава; дела о про­ изводимых отд. ведомствами иностр. заказах; списки должностей на гос. гражд. и обществ, службе, занятие к-рых освобождало от призыва из запаса в действую­ щую армию; др. дела, переданные СМ в АС для пред­ варит. рассмотрения. По результатам обсуждения этих вопросов АС должен был подготавливать для внесения в СМ ВСП проекты постановлений и распоряжений СМ, сметы доходов и расходов. Кроме того, АС был обязан давать свои заключения о докладах и отчетах начальников отд. ведомств о со­ стоянии и общем направлении дел в этих ведомствах; о докладах и представлениях, с к-рыми отд. члены АС по вопросам, превышавшим их полномочия, намерены бы­ ли войти в СМ ВСП; по отчетам губ. и обл. комиссаров о состоянии дел на подведомств. им территориях. 7 сент. 1918 в связи с предстоявшим отъездом из Ом­ ска большинства членов СМ ВСП АС внес представле­ ние о расширении его полномочий на все это время, в тот же день утвержденное СМ. АС дополнительно полу­ чил право разрешать собств. властью след, дела, подле­ жащие ведению СМ: об отпуске кредитов; по продоволь­ ствию, снабжению, пром-ти и с. х.; по налог, обложе­ нию; относящиеся к текущей деят-ти мин-в, в пределах действующих узаконений. Кроме того, АС получил пра­ во разрешить собств. властью все дела, поступившие на рассмотрение СМ и до того времени не рассмотренные, а пред. АС было дано право вносить на окончат, раз­ решение АС и иные дела, не терпящие отлагательства. Решения АС по рассмотренным делам должны были из­ лагаться в форме его постановлений и публиковаться в «Собрании узаконений и распоряжений» ВСП за под­ писью пред. АС, управляющего соотв. ведомством или его заместителя и скрепою секретаря АС. 8 сент. 1918 СМ предоставил АС на время отсут­ ствия большинства членов ВСП все полномочия СМ, принадлежавшие ему в отношении Сибирской област­ ной думы, в т. ч. право перерыва ее работ или роспус­ ка. 3 окт. 1918 по представлению упр-ния делами СМ АС получил право присваивать засл. деятелям Сиби­ ри звание почетного гражданина Сибири. В результате АС, изначально задумывавшийся как Совет управляю­ щих ведомствами, получил на время отсутствия в Омске большинства членов СМ ВСП объем прав и полномо­ чий, близкий к объему прав и полномочий самого СМ. Официально АС стал функционировать 3 сент. 1918, завершил свою деят-ть 3 нояб. 1918. Состоялось 39 его заседаний, на к-рых было рассмотрено 339 вопросов. В связи с тем, что СМ ВСП с 9 сент. до 19 окт. 1918 не функционировал, АС в течение этого времени являлся гл. законодат., распорядит. и исполнит, органом власти на всей подконтрольной ВСП территории.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2