Историческая энциклопедия Сибири I
Китая, от Соловьевска —на ж. д. Монголии. По осн. линии 3. ж. д. далее на восток действуют ветки При исковая—Нерчинск, Куэнга—Сретенск, Укурей—Ареда, Чернышевск-Забайкальский—Букачача, Сковородино— Рейново, Белогорск—Благовещенск, Завитая—Поярко- во, Бурея—Райчихинск, а также серия малодеятель ных веток. Постройке дороги предшествовали изыскат. работы экспедиции О.П. Вяземского. Стр-во началось в мае 1895 под рук-вом инж. А.Н. Пушечникова. Этот уч-к Транссиба проходил через многочисл. реки, гористую местность, частично в зоне вечной мерзлоты, в условиях холодной зимы (до минус 55°С) и резких температур, перепадов летом (более 20°С в теч. суток). 3 июня 1899 состоялось открытие вр. движения на уч-ке Сретенск— Чита. В 1900 на вершине перевала через Яблоновый хр. установлена арка с эмблемой стр-ва (перекрещенные якорь и кирка) и словами «К Тихому океану». 1 июля 1900 состоялось офиц. открытие ежедневного движения поездов на уч-ке Иркутск—Сретенск. С этого времени 3. ж. д. принята в эксплуатацию. В дорев. годы продолжа лось стр-во осн. линии и вторых путей. В окт. 1905 от крыто прямое ж.-д. сообщение С.-Петербург—Сретенск. В 1907 на ст. Мозгон построено первое в мире здание на вечной мерзлоте. Метод установки домов на вечно мерзлом грунте использован затем не только в России, но и в Канаде, Гренландии, на Аляске. С сент. 1920 по июль 1925 3. ж. д. была разделе на на Забайкальскую с упр-нием в Иркутске и Читин скую с упр-нием в Чите ; при их воссоединении упр-ние оставлено в Чите. В 1930-е гг. на дороге велось стр-во вторых путей, реконструкция существующих депо и сооружение новых. С 1961 по гл. ходу дороги начал ся переход на тепловозную тягу, в 1970-х гг. началась электрификация гл. хода, завершенная в 1994. В 1999 на дороге начато сооружение волоконно-оптич. связи. Дорога оборудована автоблокировкой, имеет систему централизации стрелок и сигналов. Техн. обслуживание подвижного состава осуществляется в 10 локомотивных и 13 вагонных депо. В экон. р-н тяготения 3. ж. д. входит примерно Уз часть тер. Респ. Бурятия , а также полностью Забай кальский кр. и Амурская обл., для которых дорога имеет системообразующее значение. Этот р-н в России один из важнейших по запасам полезных ископаемых, в освоении к-рых дорога играет определяющую роль. Среди месторождений мирового масштаба — Удокан- ское медное, Чинейское железно-титаново-ванадиевое, Катугинское редких металлов. Осн. доля в грузообороте 3. ж. д. приходится на транзит, перевозки. Наибольший объем достигнут в 1988: грузооборот 182 473 млн т км, отправление грузов 41 057 тыс. т. В 2000 грузооборот дороги 103 592 млн т км, отправлено грузов 18 703 тыс. т. Перевозки пас сажиров в 2000 составили 4 246 млн пасс./км , в 2002 — 3 940 млн. В 1976 3. ж. д. награждена орденом Трудо вого Красного Знамени. Лит.: 100 лет Забайкальской железной дороге. Чита, 2000; Дорога — это жизнь. К 100-летию Забайкальской железной доро ги. Чита, 2000. М. В. Константинов, А. И. Тимошенко, С.Б. Тюкавкина-Плотникова, Л .М . Ядыкин ЗАБАЙКАЛЬСКАЯ ОБЛАСТЬ, обра зована 11 июля 1851 из Верхнеудинского и Нерчинского окру гов Иркутской губ. Адм. центр — Чита. Окончатель но территория сформировалась в 1863, когда в состав обл. вошло Кяхтинское градоначальство, состоящее из Троицкосавска, Кяхты и Усть-Кяхты. В 1913 в з . о. входили Акшинский, Баргузинский, Верхнеудин ский, Нерчинский, Нерчинско-Заводский, Селенгин- ский, Троицкосавский и Читинский у. Площ. (1913) — 538,9 тыс. кв. верст. Числ. населения (тыс. чел.): 1858 — 352,5, 1897 - 672,0, 1906 - 742,2, 1914 - 945,7, 1916 - 897,4; уд. вес гор. населения: 1858 — 4,5%, 1916 — 13,9%. В 1900 большинство населения составляли: крестьяне — 31,3%, казаки — 30,1, буряты и тунгусы (эвенки) —28,2%. Герб утвержден 12 апр. 1859: «В золотом поле восьмиконечный палисад, червленый с зеленью, со провождаемый вверху червленою буйволовою головою с серебряны ми глазами и языком. Щит увенчан Древнею Царскою короною и окру жен золотыми дубовыми листьями, соединенными Александровскою лентою». Буйволовая голова озна- Герб Забайкальской чает традиц. занятие скот-вом жи- области телей 3. о.; серебр. глаза и язык — наличие Даурских серебр. промыслов; зол. поле —зол. промыслы в крае. 8 полей палисада характеризуют стро ит. искусство и наличие в период освоения края рус. зем лепроходцами в XVII в. 8 острогов : Селенгинского, Бар- гузинского, Ундинского, Еравнинского, Телембинского, Иргенского и Албазинского\ двухцветная финифть па лисада имитирует расцветку погран. столба, т. к. 3. о. имеет внеш. границы с Монголией и Китаем. В 1920 3. о. вошла в состав Дальневосточной рес публики (ДВР). При этом зап. часть Селенгинского у. была передана в Иркутскую губ. В нояб. 1920 из рас положенных на западе области Баргузинского, Вер хнеудинского и Троицкосавского у. образована П ри байкальская обл. В апр. 1921 часть тер. 3. о. вошла в Бурят-Монгольскую АО. В нач. нояб. 1922 решением пр-ва ДВР 3. о. преобразована в Забайкальскую губ. См. Административно-территориальное устройс тво Сибири и Дальнего Востока, Читинская обл., Бурятия. Д. В. Раев, В.А. Ильиных ЗАБАЙКАЛЬСКИЙ ВОЕННЫЙ ОКРУГ (ЗабВО), территор. объединение вооруж. сил. Образован 17 мая 1935 на базе упр-ния и войск Забайкальской группы Особой Краснознаменной Дальневосточной армии (ОКДВА); в состав округа из ОКДВА выделены 11-й механизир . корпус , 5-й тяж елый авиац . корпус, 3 стрелк. и 2 кавалер, дивизии, Забайкальский укреп, р-н. В июле 1940 в составе ЗабВО сформированы 16-я и 17-я, в июле 1941 —36-я общевойсковые армии. Тер ритория округа первоначально включала Восточно- Сибирский кр. и Якут скую АССР . Упр-ние округа располагалось в Чите. Решением Ставки Верховного Главнокомандования 15 сент. 1941 на базе ЗабВО со здан Забайкальский фронт. Вновь образован 22 мая 1947 переименованием З а байкальско-Амурского военного окр. Упр-ние ЗабВО создано на базе упр-ния 36-й армии с дислокацией в Чите. Территория округа первонач. включала Читин скую обл. и Бурят-Монгольскую АССР . В 1953 в ок руг включены Якутская АССР и Иркутская о б л ., ра нее входившие в Восточно-Сибирский военный окр. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 15 янв. 1974 округ награжден орденом Ленина. Указом Президента РФ от 27 июля 1998 ЗабВО объединен с Сибирским военным окр. Штаб объединенного СибВО разместился в Чите. Командующие войсками: комкор И. К. Грязнов (1935—37), командарм 2-го ранга И.К. Великанов (1937), комкор М.Г. Ефремов (1937—38), комкор В.Ф. Яковлев (1938), генерал-лейт. Ф .Н . Ремизов (1938—40), генерал- лейт. И.С. Конев (1940—41), генерал-лейт. П.А. Куроч
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2