Историческая энциклопедия Сибири I
Правосл. миссия за Байкалом вновь открыта в 1814 при епископе Иркутском Михаиле (Бурдукове; 1814— 30). В ее состав вошли свящ. Александр Бобровников, создатель 1-й грамматики монг. яз. (изд. в 1835), удос тоенной Имп. АН 2-й Демидовской премии, и креще ный бурят Михаил Сперанский. В 1817 Российское Библейское об-во предприняло попытку перевести Священное Писание на бурят-монг. яз. Для этого в С.-Петербург направили хоринских бу рят Бадму Мурисуна и Номто Одаина. Их сопровождал переводчик, иркут. губ. секретарь Василий Татауров. Перевод Нового Завета был завершен к 1826, отпеча тан в типографии Библейского об-ва тиражом 2 ОООэкз. После открытия в 1818 Забайкальского отд-ния Библей ского об-ва переводами и изданием библейских книг до 1840 занимались англ. миссионеры. Они подготовили «Монгольский словарь», «Монгольскую грамматику», издали Библию и Евангелие. В 1834 в 3. д. м. назначен селенгин. свящ. Владимир Межев, а в 1836 —укырский свящ. Авраамий Виногра дов, однако, по мнению еп. Вениамина (Благонравова), ни англ., ни рус. миссии в 1-й трети XIX в. не могли противостоять ламаизму. Выдающуюся роль в миссионер, деят-ти среди бу рят сыграл изв. церк. деятель архиепископ Иркутский Н и л (Исакович; 1838—53). Он мн. путешествовал по дальневост. окраинам России и считается 1-м рус. ис следователем буддизма. Архиеп. Нил мн. сделал для осуществления переводов богослужеб. лит. на бурят, яз. Его сподвижником по переводу священных и бого служеб. книг был прот. Николай Доржеев, монгол, до крещения —ревностный ламаист и сам лама. В после дующем Н. Доржеев стал миссионером и священником. При его содействии на бурят, яз. переведены литургия, вечерня, утреня, Служебник, Требник, Часослов, пес нопения обихода, Триодь Постная, частично Псалтирь, 145 Евангельских и 97 Апостольских чтений. Еще большее развитие миссионер, дело в Вост. Си бири получило при архиепископе Иркутском Парфе- нии (Попове; 1860—73), к-рый значительно улучшил орг-цию Иркутской и Забайкальской миссий, вызвал из России для миссионер, служения монахов, устро ил мн. новых станов и школ. В 1866 заботами архиеп. Парфения открыто Иркутское отд-ние Православного Миссионерского об-ва, в 1870 переименованное в Ир кутский Комитет Миссионерского об-ва. Этот Комитет наладил обшир. издат. деят-ть. С 1867 архиеп. Пар- фений постепенно вводил во всех миссионер, храмах богослужение на бурят, яз. Миссия приучала ново крещеных кочевников к оседлой жизни, выделяя им земельные наделы и устраивая школы и благотворит, учреждения. Намного труднее приходилось миссионе рам Забайкалья, где ламы активно противодействовали христиан, проповеди. Пр-во, в свою очередь, не при ветствовало стремлений миссионеров ввести крещеных бурят в упр-ние Степных дум и тем самым ограничить влияние лам. Поэтому среди обращенных значительно больше было эвенков, якутов и тофаларов (карагасов), чем бурят и тунгусов. С 1861 для 3. д. м. начинается новый этап. В целях усиления миссионер, деят-ти среди забайкал. бурят уч реждено Селенгинское викариатство Иркутской епар хии. С этого времени миссия начинает получать сред ства из казны. 1-м епископом Селенгинским, началь ником 3. д. м. назначен еп. Вениамин (Благонравов; 1862—68). Местопребыванием Селенгинскому епископу определен Посольский Спасо-Преображенский мон-рь. При нем миссионер, деят-ть охватила тер. всего Забай калья, основаны 12 миссионер, станов —Кударинский, Селенгинский, Цаганусунекий, Усть-Керанский, Анин- ский, Иргенский, Тугнуйский, Улюнский, Баунтов- ский, Агинский, Ононский, Голоустенский. К кон. 1864 в штате миссии состояли 15 чел. Еп. Вениамин открыл народ, школы при станах и в 1864 миссионер, училище при Посольском мон-ре. В 1868 в Посольском мон-ре миссионер, служению обучались 20 мальчиков из но вокрещеных, в школах при миссионер, станах —43. За 6 лет в миссии крещено 1 850 чел. Начальник миссии являлся и первым защитником новокрещеных. В своем соч. «Жизненные вопросы Православной миссии в Си бири» преоев. Вениамин ярко показал бедственное по ложение христиан-бурят в тех местах, где начальниками были нехристиане. Сподвижники и последователи еп. Вениамина не только проповедовали православие среди корен, населения на мест, языках, переводили на них церк. книги, но и помогали бурятам, покупали для них лекарства, выделяли землю перешедшим в православие, способствовали обучению нерус. населения в школах и епархиальных училищах. В 1877 в миссионер, учили ще при Посольском мон-ре обучались 26 мальчиков, в школах при миссионер, станах — 92 ученика, в т. ч. 15 девочек. Для больных и престарелых новокрещеных в 3. д. м. действовали 2 богадельни: при Посольском мон-ре и при Онинской церкви. К 1878 на тер. З абай кальской обл. общее число новокрещеных составило 17,5 тыс. чел. и 122,5 тыс. оставались некрещеными. В 1879 указом имп. Александра II Селенгинская ка федра Иркутской епархии перенесена из Посольского мон-ря в Читу, туда же переместился центр 3. д. м. К этому времени при 18 миссионер, станах в Забайкаль ской миссии трудились 34 чел.; 17 миссионеров (в т. ч. 6 иеромонахов, 11 священников), 1 диакон и 16 при четников. Продолжателями дела еп. Вениамина стали начальники 3. д. м., епископы Селенгинские — Мар- тиниан (Муратовский; 1869—77), Мелетий (Якимов; 1878—89), Макарий (Дарский; 1889—92); затем епис копы Забайкальские и Нерчинские —Георгий (Орлов; 1893—98), Мефодий (Герасимов; 1898—1912), Иоанн (Смирнов; 1912—16), ещмч. Ефрем (Кузнецов; 1916), епископ Селенгинский, викарий Забайкальской епархии (расстрелян в 1918 в Москве), а также Мелетий (За- боровский; 1916—22). После революции 1917 деят-ть 3. д. м. становилась проблематичной из-за начавшегося разгрома РПЦ. В 1922 в Харбине во епископа Селен- гинского, викария Забайкальской епархии рукоположен свящ. Сергий Старков. Еп. Софроний (Старков) в том же году вернулся в Чигу, в 1923 его арестовали. В 1927 епископом Забайкальским и Нерчинским назначен еп. Евсевий (Рождественский), с 1930 —в сане архиеписко па. В 1930 Забайкальская епархия упразднена, а с ней и 3. д. м. Возрождение миссионер, деят-ти РПЦ в З а байкалье относится к 1994 и связано с восстановлением Забайкальской епархии в прежних границах. Лит.: Труды православных миссий Восточной Сибири. Ир кутск, 1883. Т. 1; 1884. Т. 2; Труды православных миссий Иркут ской епархии. Иркутск, 1885. Т. 3. Протоиерей Борис Пивоваров ЗАБАЙКАЛЬСКАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА, свя зующее звено между Восточно-Сибирской и Дальне восточной ж. д. Транссибирской магистрали. Протяж. 3 436 км. Состоит из 3 отд-ний: Читинского, Могочинс- кого, Свободненского. Важнейшие сортировочные стан ции —Карымская, Уруша, Белогорск. Всего на дороге 191 станция, крайняя зап. —Петровский Завод, крайняя вост. —Архара. Осн. линия имеет ответвления, из них наиб, крупное —однопутная дорога юж. направления Тарская—Забайкальск (Кайдановская ветка) с собств. боковыми ветками Борзя—Соловьевск и Харанор—При аргунск (имеет доп. ответвление Урулюнгуй—Красно- каменск). От Забайкальска существует выход на ж. д.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2