Историческая энциклопедия Сибири I
3 ЗАБАЙКАЛЬЕ, экон.-геогр., ист.-культ, и этно- соц. регион, расположенный к югу и востоку от зап. оконечности оз. Байкал по линии, огибающей с запада хребты Хамар-Дабан, Хангарульский и Джидинский. На востоке ограничен верховьями р. Амур и долиной ср. течения р. Олёкма, на юге — гос. границей с Ки таем и Монголией, на севере — юж. окраиной Сев,- Байкальского и Патомского нагорий. Макс. протяжен ность с запада на восток более 1,2 тыс. км и с юга на север 1 тыс. км. В науч. лит. 3. делится на западное — от оз. Байкал до Яблонового хр. и восточное — от Яблонового хр. до верховьев Амура. Начиная с сер. XVII в. в рамках рос. государственности территория обозначалась как Даурая . Топоним «Забайкалье» стал широко употребляться с сер. XIX в. с учреждением Забайкальской обл. 3. обладает богатым разнообразием природ.-геогр. условий. В ландшафт, структуре выделяются 3 субши- ротные природ, зоны: горная тайга, лесостепь и степь. В сев. заселенной части тер. располагается Витимо-Ал данская горно-тундрово-таеж. зона с гористым релье фом и мерзлотно-таеж. почвами. В центр, и зап. сред негорных областях по узким речным долинам имеют ся небольшие луга и болота. Наиб, освоенными в с.-х. отношении являются юго-вост. степ, и лесостеп. р-ны, где невысокие горные хребты чередуются с речными долинами и межгорными котловинами. Долгое время тер. 3. была слабо заселена и по ее сев. части кочевали многочисл. племена тунгусов (эвен ков), занимавшиеся охотой и рыболовством. На юге в период разложения первобыт. отношений существовали ранние гос. образования хунну и сяньби, кочевали тюр ки и монголы, бурят, племена занимались пастбищным скот-вом и в незначит. степени земледелием. Русские появились в 3. в нач. XVII в. в поисках серебра, путей дальнейшего продвижения на Амур и Д. Восток, добычи пушнины. С созданием в 1655 Нерчин ского воеводства, в адм. упр-ние к-рого отошли земли от Байкала до Амура, усилилось хоз. освоение и заселение 3. служилыми людьми , каторжанами, переселенцами- старообрядцами, солдатами и крестьянами. С проведе нием Транссибирской магистрали, 1-я очередь к-рой была введена в нач. XX в. и прошла через Читу на За б айкалье и по сев. Китаю, развитие региона значит, ус корилось за счет актив, развития внеш. торговли. 3. является ценной кладовой полезных ископаемых: черных, цвет, благород. и редких металлов (серебра, золота, вольфрама, молибдена, олова), урана, цеоли та, камен. и бурого угля, плавикового шпата. Развитая на этой основе горнорудная пром-ть является основой формирования др. отраслей экономики. В с. х. региона преобладает пастбищное жив-во. В адм. отношении на тер. 3. находятся Забайкаль ский кр., большая часть Респ. Бурятия, незначит. часть окраинных территорий Иркутской и Амурской обл. и Респ. Саха (Я к ут и я ). Лит.: Энциклопедия Забайкалья. Читинская область. 2-е изд., испр. Новосибирск, 2002. Т. 1; Энциклопедия Забайкалья. Читин ская область. Новосибирск, 2003. Т. 2. А.А. Николаев, М.В. Константинов ЗАБАЙКАЛЬСКАЯ ГУБЕРНИЯ. Преобразована из Забайкальской обл. решением пр-ва Дальневосточ ной республики (ДВР) от 4 нояб. 1922. После само ликвидации ДВР вошла в Дальневосточную обл. Адм. центр — Чита. Состояла из Акшинского, Александров ско-Заводского, Нерчинского, Нерчинско-Заводского, Сретенского и Читинского у. В окт. 1923 в 3. г. вклю чили вост. часть территории ликвидир. Прибайкальской губ. (см. Прибайкальская обл .) с образованием на ней Петровского у. В февр. 1924 в рамках частич. пере стройки адм.-тер. деления Д. Востока были упразднены Акшинский и Нерчинско-Заводской у., Александровско- Заводской преобразован в Борзинский. Площ. 3. г. — 296,4 тыс. кв. км. Числ. населения (1923) —546,1 тыс. чел. Уд. вес гор. населения 21,2% Нац. состав: русские — 91,5%, украинцы —2, буряты — 1,4, евреи — 1,1, эвен ки — 1,1, китайцы — 0,9, белорусы — 0,5, татары — 0,5%. Ликвидирована в янв. 1926 в ходе районирова ния Д. Востока. В пределах ее территории были обра зованы Читинский и Сретенский окр. См. Административно-территориальное устрой ство Сибири и Дальнего Востока. В.А. Ильиных ЗАБАЙКАЛЬСКАЯ ДУХОВНАЯ МИССИЯ, ос нована в 1681 по указу царя Федора Алексеевича и по благословению Патр. Иоакима с целью распространения православия среди корен, народов Забайкалья, недавно перешедших в рос. подданство. Прибывшая из Москвы Даурская духовная миссия состояла из 12 чел. во главе с игуменом Темникова Сретенского мон-ря Тамбовской епархии Феодосием. В нее вошли иером. Макарий, ие- род. Михаил, старцы Иона и Тихон и 7 монахов. Цент рами миссии стали основанные миссионерами монасты ри: Свято-Троицкий Селенгинский (1681) и Посольский Спасо-Преображенский (кон. XVII в.). Нач. период деят-ти 1-й правосл. миссии в Забай калье был успешным. Корен, население (в осн. буряты и тунгусы) активно принимало крещение. Образовыва лись целые селения новокрещеных. Христиан, пропо ведь среди населения Забайкалья начал свт. Иннокен тий ( К ульчицкий ), ок. 3 лет живший в Селенгинском мон-ре (1722—25) в ожидании разрешения отъезда с миссией в Пекин и хорошо изучивший бурят-монг. яз. Однако такое положение сохранялось недолго. К кон. 1-й пол. XVIII в. среди забайкал. бурят активно рас пространяется ламаизм, чему по условиям Буринского и Кяхтинского договоров (1727—28) рос. пр-во обязалось не препятствовать. В это время в Забайкалье прибыли 50 тибет. и 100 монг. лам, к-рым ранее на тер. Забайкалья приезжать запрещали. В 1734 из-за опасения осложне ний в отношениях с Китаем пр-во накладывает вето на всякую деят-ть правосл. миссионеров. Забайкальская миссия ослабевает. Как следует из отчета 3. д. м. за 1868, она не имела правильной орг-ции, недоставало и личности, около к-рой группировалось бы об-во мисси онеров. Рассматривая деят-ть 3. д. м в XVIII в., епис коп Селенгинский Вениамин (Благонравов) в «Письмах из Посольского монастыря» в 1864 писал о том, что 1-я 3. д. м. в Селенгинском мон-ре кончилась со смертью архим. Мисаила в 1743, а в Посольском мон-ре —с на значением его настоятеля архим. Илариона (Труса) в 1734 настоятелем Пекинской миссии с оставлением при должности посольского настоятеля. С восстановлением в монастыре игуменства в 1770-х гг. снова открылась миссионер, деят-ть Посольского мон-ря, но она не со ответствовала мест, потребностям: посольский игум. Иоиль один должен был ездить не только к селенгин. и хоринским бурятам, но даже за Яблоновый хр. в Да- урию. В нач. XIX в. прекратились ежегод. донесения посольских игуменов о новокрещеных.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2